Ну очень жёсткий "повседнев"
Тест 12-дюймового сабвуферного динамика Oris NW-D2.12

Совсем недавно я разбирал тяжёлый 15-дюймовый сабвуфер Oris из новой серии с говорящим названием Knockdown – модель NW-D1.15SE. То был здоровенный 30-килограммовый монстр ограниченного выпуска с 4-дюймовой катушкой и 11-килограммовым магнитом, который предназначен не меньше, чем для "лютого валилова". Сегодня в лаборатории модель из этой же экстремальной серии, но уже "ближе к народу".

Заявлено, что Oris NW-D2.12 больше подходит для "повседневных" систем, чем "пятнашка". На самом деле понятие "повседнев" в нашем случае опять же получается довольно условным, мощность этот сабвуфер любит как кот валерьянку и загрустить осенними вечерами под тихий джаз точно не даст. Это весьма серьёзная бас-машина, которую можно смело выбирать в том числе и на соревнования SPL.

Но "двенашка" действительно ближе к реальной жизни, чем лимитированный 15-дюймовый собрат. Хотя бы потому, что стоит вполне вменяемых денег (11900 рублей на момент теста), да и калибр, опять же, более "народный".



Корзина, разумеется, литая, но может ли быть иначе при таком подходе? Магнит диаметром 190 мм составлен из трёх колец с общей высотой 60 мм и закрыт резиновым кожухом. Осевое отверстие в керне, дополнительные отверстия для вентиляции катушки по её диаметру – всё как полагается.



Диффузор – тоже без сюрпризов – непрессованная целлюлоза. Колпак – пластиковый, с рельефным логотипом.



Прострочка с обратной стороны скрыта в толще целлюлозной пульпы – при изготовлении диффузора подвес "вживляется" в него технологически. Сам диффузор, кстати, получился довольно толстым. Для сабов, ориентированных на SPL, это нормально.



Звуковая катушка у 12-дюймовых Knockdown не столь экстремальная, как у 15-дюймового монстра, но 3 дюйма при правильной магнитной системе – это ой как немало. Линейный ход, судя по намотке, получается никак не меньше 6 см. Механический, разумеется, ещё больше, но такой запас в любом случае покрывает все пределы разумного.



Нижний подвес представляет собой пакет из нескольких центрирующих шайб. Сами шайбы используются из арамидного волокна Nomex, порвать их – нужно ещё постараться, это вам не хлопок, который в подобных сабвуферах обычно долго не живёт. Подводящие проводники выполнены традиционными, хотя и довольно толстыми и к тому же сдвоенными круглыми "косичками".



Место стыка шайб и катушки, как и полагается, усилено. Ещё одна мера, позволяющая продлить динамику и без того нелёгкую жизнь.



В общем, судя по увиденному, конструктивно всё направлено на одно – сделать динамик как можно надёжнее. По крайней мере, в механической части.

Измерения



Oris предлагает два варианта этого саба – с катушками 2+2 Ом (модель NW-D2.12) и с катушками 1+1 Ом (модель NW-D1.12). У меня в руках оказался первый вариант.



Измеренные параметры Oris NW-D2.12:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 22,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,00
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,60
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 308 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,2 дБ


Как и следовало ожидать, динамик достаточно жёсткий (хотя видали и жёстче), а подвижка тяжелее среднестатистической для 12-дюймовых динамиков. Но, в конце концов, никто и не обещал воздушности, этот саб изначально проектировался как брутал, не терпящий нежностей.

Расчёт акустического оформления



Описание рекомендует три вида оформления – ЗЯ 30 литров, ФИ 50 литров/40 Гц и ФИ 60 литров/35 Гц. Поскольку измеренные параметры неплохо повторили заявку производителя, полагаю, можно спокойно брать предложенные варианты за основу и смотреть, что получится.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 35 литров (Qtc=0,7, частичное заполнение корпуса)
  • Красная АЧХ – ФИ 50 литров / порт 40 Гц (труба 12 см длиной 33 см)
  • Фиолетовая АЧХ – ФИ 60 литров / порт 35 Гц (труба 12 см длиной 37 см)


Вариант ЗЯ, конечно, для подобной бас-машины выглядит странно, но если в межсезонье нет необходимости сдувать всё вокруг басовыми волнами, а подменного саба не предусмотрено, то можно спокойно перекидывать динамик в 30-литровый корпус и продолжать кататься с ним без глобальной перестройки системы.

Вариант ФИ 50 литров с портом на 40 Гц можно считать относительно универсальным – получится могучее "мясное" звучание.

Вариант 60 литров с портом на 35 Гц – это уже больше для "негров". Пик отдачи сползает ниже 40 Гц – ещё не совсем "ветры", но Ice Cube брать за гланды и пробирать до костей вибрациями будет крепко.

Кстати, предложенные варианты ФИ отлично покажут себя и при работе на открытое пространство. Обратите внимание, даже без помощи салона акустическое усиление остаётся очень приличным:



Выводы



Даже без специальных изысканий понятно, что главная цель серии Knockdown – экстремально могучий бас. Только если протестированная чуть раньше лимитированная модель Oris NW-D1.15SE вобрала в себя все возможные плюшки подобных сабов (но и получилась почти в три раза дороже), то 12-дюймовые модели рассчитаны на более широкую аудиторию, и к тому же ещё и цену имеют более вкусную.

Причём, оказалось приятной неожиданностью, что относительная доступность сабов не сказалась на их конструктиве. Да и сочетание параметров попало точно в поставленную задачу. В общем, при цене меньше 12000 рублей за динамик, считаю, вариант для "громких систем" получился очень достойный.

  • Надёжная конструкция, расчёт на работу с большими мощностями
  • Способен эффективно работать в системах дальнего поля
  • Цена для такого монстра совсем не кусачая

  • Работать с небольшой громкостью? А это как?



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus