С амбициями в Sound Quality
Тест усилителей Oris серии Element: 4-канального Oris PDA-100.4 и басового моноблока Oris PDA-700.1

Скажу сразу, эти усилители я видел ещё на стадии прототипов около года назад, и 4-канальник тогда зацепил даже в исходной версии. Он построен на пока ещё незаезженных чипах самоосциллирующего D-класса от Infineon Technologies (к слову, именно такой используется в 4 и 5 поколениях «процеусей» AMP Panacea от Андрея Вахтина). Звучание в конкретном исполнении – неожиданно бодрое, динамичное, прозрачное, а относительно цены усилителя – и вовсе выдающееся.

Тогда же был составлен список изменений (редко какие образцы не требуют исправлений), и было рекомендовано не просто срочно запускать его в производство, но и выводить в серию Element – в модельной линейке Oris Electronics она идёт особняком и с явным уклоном в сторону Sound Quality.

В пару к 4-канальнику был подобран тоже недорогой, но приличный моноблок, облачён в такой же корпус, и постепенно начало вырисовываться решение с очень заманчивым соотношением цена/результат.



В исполнении усилителей нет пафосных решений, так что выглядят они, может, и обыденно, зато сохранили доступность: 4-канальник Oris PDA-100.4 на момент теста стоит 10500 рублей, а сабвуферный моноблок Oris PDA-700.1 – 10000 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности



4-канальник Oris PDA-100.4. Достаточно компактный корпус, выполненный в алюминиевом профиле 18,5 х 6 см и длиной всего 17 см (плюс разъёмы).



Собственных предохранителей нет, но поскольку такие усилители редко используются в одиночку (помним про ориентир серии Element на SQ-системы), их роль возьмут на себя предохранители в дистрибьюторах. Как по мне, номинал 60 Ампер будет самое то.



Теперь по собственной кроссоверной части. Она задействуется лишь в простых системах, так что тут без излишеств, всё заточено под классическую конфигурацию «фронт + тыл» или «фронт + саб». Для поканалок и всего такого прочего есть процессор. В исходном прототипе усилителя был ещё Bass Boost, но эта зловредная настройка, к счастью, была упразднена.



Внутри всё относительно стандартно, разве что сама усилительная часть вынесена на отдельную субплату (драйвер блока питания не в счёт):



Силовые чипы усилителя (напомню, самоосциллирующий D-класс на MA5332 от Infineon Technologies) имеют непривычно высокий КПД и не настолько сильно греются, поэтому нужды прижимать их непосредственно к корпусу нет.

Но даже очень высокий КПД – это не 100%, и небольшое избыточное тепло сбрасывается на корпус через алюминиевую планку (она под платой, как раз через неё плата прижата к корпусу).



Непосредственно на корпусе – только ключи блока питания:



Линейная часть исходного прототипа была знатно перелопачена (операционники, обвязка), в итоге в серийный продукт встали недорогие, но проверенные временем TL072 с небольшой корректировкой обвязки. Разумный компромисс в рамках небольшого бюджета. Но вообще, твикарям на заметку – в этой части есть свобода творчества.



Сабвуферный моноблок Oris PDA-700.1. Выполнен в том же алюминиевом профиле, но на 11 мм длиннее 4-канальника.



По силовым клеммам – с запасом: и «сила», и выходы на саб – до 2 Ga. Предохранителей тоже нет, но в дистрибьюторе логично выбрать 100-амперный.



Одна из особенностей моноблока – возможность объединить два таких усилителя для работы на одну нагрузку (предусмотрена дополнительная пара разъёмов Bridge Out/In, ну или Master/Slave, если вам так привычней).

Из регулировок – стандартный ФНЧ и сабсоник. Регулировка Bass Boost тут оставлена, но представляет собой, по сути, басовый эквалайзер с выбором центральной частоты, на которой нужно «дать жару».



Регулятор уровня (он идёт в комплекте) дублирует регулятор Gain. Вернее, им можно «пригасить» уровень от выставленного значения гейна на корпусе. Если на один саб мостом включены два усилителя (напомню, PDA-700.1 имеет такую возможность), то регулятор нужен только на ведущем.



Внутри моноблок построен по относительно знакомым принципам. Выводов, как обычно, не делаю, главное будет видно на измерениях. Ключи блока питания и усилительной части разнесены по противоположным стенкам – хорошо для равномерного нагрева корпуса. Из заметных особенностей исполнения платы – дополнительная фиксация отдельных элементов мастикой, которая выглядит, может, не слишком эстетично, но своё дело делает.

Серийный моноблок тоже отличается от исходного образца: немного скорректированы режимы работы драйвера D-класса и «допилена» входная часть. Как результат, удалось заметно повысить КПД, и усилитель, в отличие от многих бюджетников, греется не так уж и сильно.







Измерение параметров и характеристик 4-канального Oris PDA-100.4



Начну с фильтров. В 4-канальнике на них большого акцента не делалось (процессоры нынче рулят даже в бюджетном сегменте, не говоря уж о системах посложнее), так что к зависимости характеристик от частоты настройки придираться не стану, просто отмечу как факт. Тем более, пределы регулировок небольшие, и фильтры всё равно свои функции выполняют.



Теперь к усилительной части. Для начала – спектры. На малом сигнале никаких артефактов не обнаруживается, фоновый шум стабильно ниже отметки -100 дБВ во всём диапазоне.



Повышаю уровень сигнала (на 4 Ом что-то около 2 Вт). Гармоники появляются, но уровень небольшой (в пересчёте на КГИ порядка сотых долей процента, дальше будет наглядней).



Повышаю выходную мощность до 10 Вт и смотрю, как распределяются гармонические искажения по спектру. Как обычно, на НЧ и ВЧ они слегка выше, но всё ещё на уровне сотых долей процента. В более значимом диапазоне СЧ опускаются вообще до тысячных. Зачёт.



На 2-омную нагрузку искажения едва ли выше, но всё равно достаточно низкие – ниже большинства усилителей (а для своей цены – вообще случай крайне редкий).



Фазовая характеристика относительно спокойная. На ВЧ сигнал «уплывает» несильно.



На 2-омную нагрузку выходной фильтр D-класса оказывается настроенным чуть иначе, так что появляется ожидаемый завал на АЧХ, но всё тоже в пределах обычного поведения нормального широкополосного усилителя.



А вот и зависимость КГИ от выходной мощности. Измеряется стандартно на 1 кГц. Как видите, даже на малых уровнях сигнала всё довольно прилично – а это один из факторов, влияющих на детальность звучания. Камушек в огород скептиков – да, бюджетный усилитель D-класса так тоже может.



Мощностные параметры Oris PDA-100.4 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 101 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 133 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 177 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 236 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%


Измерение параметров и характеристик моноблока Oris PDA-700.1



К фильтрам моноблока вопросов нет.



Не слишком любимый мной бас-буст тоже работает корректно, да ещё и с возможностью выбрать центральную частоту усиления.



Выходной фильтр D-класса явно настроен с запасом – где-то в районе 5 кГц. Но радует, что усилительная часть никакой грязи в выходной сигнал не «льёт» – всё ограничивается несколькими гармониками невысоких порядков. Хорошо.



Распределение искажений по спектру равномерное, без увеличения КГИ в отдельных диапазонах. Причём в очередной раз складывается впечатление, что моноблок не просто «может» работать на 1-омную нагрузку, а именно заточен под 2 и 1 Ом.







Зависимость КГИ от мощности на это раз измерял на 60 Гц – оно как-то ближе к жизни (хотя некоторые стандарты предписывают измерять басовые усилители на 100 Гц).



Если оценивать по этим графикам начало ограничения сигнала, то мощностной запас на 4 и 2 Ом получается совсем впритык к заявке, а вот на 1 Ом – даже с запасом. В формальных циферках получилось так:

Мощностные параметры Oris PDA-700.1 (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 282 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 364 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,2%
  • Работа на 4 Ом, пиковое токопотребление – до 50 Ампер

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 458 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 592 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%
  • Работа на 2 Ом, пиковое токопотребление – до 70 Ампер

  • Работа на 1 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 716 Вт
  • Работа на 1 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 843 Вт
  • Работа на 1 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,4%
  • Работа на 1 Ом, пиковое токопотребление – до 100 Ампер


Какой саб подобрать к этому усилителю? Если нужен «гражданский» вариант без фанатизма по громкости, но с хорошей разборчивостью, я бы остановил выбор на вариантах с катушками 4 или 2 Ом и размером 2 или 2,5 дюйма (если рассматривать из ассортимента того же Oris, то, например, лёгкая 4-омная «десяточка» JB-10R в ЗЯ впишется неплохо). Или что-то 2-омное позлее. Ну или вовсе подобрать 1-омный саб и выжать из усилителя по полной, но это как бы не совсем SQ получается.

А что по звуку?



Включаю 4-канальник в тракт для прослушивания, попеременно переключаясь между ним и своим привычным усилителем для лучшего понимания характера. Вот всё же МА5332 – весьма многообещающий чип D-класса, даже в недорогой реализации оказался способен удивить. Ну не ожидаешь такого звучания в этой цене.

Первое, что сходу обращает внимание, и что, собственно, больше всего понравилось – это неожиданно прозрачное и, я бы даже сказал, просторное звучание. То есть, когда оно не воспринимается плоским, а нормально рисует объём и пространство и не упрощается даже на сложных треках с обилием нюансов и деталей (как у большинства усилителей в этой цене, да и более дорогих порой тоже).

Причём это не «псевдодетальность» за счёт придания звуку остроты и колкости – подача-то как раз нейтральная, без типичной «пересушенности» D-класса. То, что называют «звучит дороже своей цены».

Бас без рыхлости, есть должная плотность. Где нужно, усилитель умеет дать «мидбасового пинка». На электронной музыке – массивный такой саунд, на роке – бас-гитару не мажет, хотя добавляет от себя немного дополнительной «мясистости». На более живых инструментах вроде контрабаса в джазе иногда есть ощущение «приукрашенности» НЧ, как будто это диапазон слегка «уплотнили» компрессором, сделав более «мясным» и выразительным. Но получается довольно вкусно, лично мне зашло. Хотя говорить о характере баса в отрыве от конкретной акустики – дело в любом случае неблагодарное.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



При всей кажущейся простоте исполнения и невысокой цене 4-канальник реально способен удивить. Так что если бюджет сильно ограничен, но хочется попробовать свои силы в соревнованиях SQ (ну или просто хотите получить красивое и прозрачное звучание с достаточным разрешением), обратите на него внимание – с таким саундом будет не стыдно. Тем более, он компактный, а значит, инсталляция тоже не вызовет дополнительных затрат.

  • Компактные, не требуют сложной инсталляции
  • PDA-100.4: Выдающееся соотношение цена/звучание
  • PDA-100.4: Низкие гармонические искажения, в т. ч. на малом сигнале
  • PDA-700.1: Высокий КПД, малые потери на нагрев корпуса

  • Кроссоверные фильтры – не самое сильное место 4-канальника



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus