Готовь катер зимой. Часть 3
Тест акустических систем класса marine JL Audio M770-TCS-SG-TB
В предыдущих статьях я уже разобрал возможности головного устройства для "морской" системы и протестировал "всепогодный" усилитель JL Audio. Для полноты картины остались акустика и сабвуфер. Сабвуфер оставлю на потом, он, кстати, тоже будет интересен не только для "моряков", а пока что детально разберу возможности акустики. В принципе, её тоже можно использовать не только на воде, но и вообще для любой техники активного отдыха.
Чтобы не искать, сразу приведу ссылки на остальные статьи из этой серии тестов:
- Обзор головного устройства для катеров и яхт JL Audio MediaMaster 100s
- Тест 6-канального усилителя класса marine JL Audio M600/6
- Тест сабвуфера класса marine JL Audio M10IB5-SG-TB
Длинная маркировка? Не проблема!
Название акустики, конечно, с первого раза выглядит страшно и непонятно. JL Audio M770-TCS-SG-TB – во как завернули. Впрочем, если знать принцип, то всё оказывается довольно просто. Так уж заведено у JL Audio – умещать в индексы модели огромное количество информации.
M770 – морская серия, типоразмер 7,7 дюйма. Да, это не привычные 6,5 дюймов, динамики крупнее, из-за чего специально под них пришлось выпиливать установочные кольца в корпуса для прослушиваний/измерений.
TCS – Tower Component System. Название взялось вот откуда. Тауэры – это такие дуги или даже целые конструкции на катере, за которые цепляются тросы для буксировки, например, водного лыжника. Ну и ещё они служат креплением для всякого рода устройств, начиная от прожекторов и заканчивая акустикой в торпедообразных корпусах.
Правда, корпуса для своей "морской" серии JL Audio предлагает отдельно, но обозначение TCS означает, что данные динамики спроектированы именно для работы в тесных объёмах. Мне кажется, логика в этом есть, ведь небольшие объёмы в качестве акустического оформления могут найтись и в конструкции самого катера (багги, снегохода, нужное подчеркнуть), и тогда корпус покупать будет незачем.
В случае чего, кроме TCS есть ещё версия CCS – Cockpit Component System, это уже более привычные free-air динамики, которые можно врезать куда угодно, и выгораживанием объёмов уж точно не париться.
SG – это тип гриля. Есть классические грили сеточкой, но в нашем случае это Sport Grille в виде фирменной звезды с шестью двойными лучами.
TB – а это просто цвет гриля и динамиков, Titanium и Black.
И, кстати, о грилях. Фирменная фича "морской" серии JL Audio – в комплекте идёт сразу несколько шильдиков с логотипами, из которых можно выбрать любой подходящий по цвету – чёрный, красный или серебристо-серый.
Конструкция
Динамики построены на оригинальной пластиковой корзине. Причём, пластик здесь очень жёсткий и крепкий. На вид это даже не ABS, который используется чаще всего в таких случаях, а что-то своё. JL особо подчёркивает, что жёсткость, например, стеклопластикового борта при установке динамика не страдает, а напротив, даже повышается. Когда держишь динамик в руках, в это охотно верится – жёсткость вообще каменная.
Диффузоры выполнены из полипропилена. На мой взгляд, это самый уместный материал, когда речь идёт о влагозащищённом исполнении. Кстати, сами диффузоры достаточно жёсткие для этого материала. Во-первых, они сами по себе немного толще, чем обычно принято делать. А во-вторых, конус имеет криволинейную образующую, так что жесткость ещё и геометрией обеспечивается.
С "изнанки" динамика всё выглядит почти как обычно. Разве что все проводники и соединения здесь герметично закрыты. Включая подводящие провода – они одеты в полимерные трубочки. Открытыми остаются только непосредственно сами клеммы подключения.
Отдельных кроссоверов в комплекте нет, коробка содержит только НЧ/СЧ динамики и твитеры (ну и плюс монтажная мелочёвка, разумеется).
На самом деле кроссоверы являются частью конструкции НЧ/СЧ динамиков.
Кросс, конечно, можно снять, но разобрать и заглянуть внутрь без вандализма всё равно не получится.
Так что подключение получается совсем простым.
Твитеры решены в общем стиле с НЧ/СЧ динамиками.
Хоть эта акустика и предназначается для работы на повышенной громкости, излучающие мембраны у твитеров здесь шёлковые. Впрочем, как потом выяснилось на измерениях, это не помешало получить весьма приличную чувствительность. Короткий рупор работает на верхнем краю звукового диапазона, это будет хорошо видно на АЧХ.
В комплекте идут чашки для монтажа на поверхность и врезного монтажа. Чашек для крепления под углами нет, да я и сомневаюсь, что для "наружного" применения они нужны. Пластик такой же, как и у корзин НЧ/СЧ динамиков, из-за чего чашки получились неожиданно тяжелее обычного.
И, кстати, снова о внимании к мелочам – каждая чашка крепится к поверхности или на вырезанное отверстие через прокладку, которая обеспечивает герметичность.
Измерения
Поскольку специфика применения акустики несколько отличается от общепринятых автомобильных правил, к измерениям тоже пришлось подойти соответствующе. Первым делом измерил отдельно сами НЧ/СЧ динамики и твитеры, чтобы понимать, как они вообще могут работать – это я и так всегда делаю. А вот снимать их АЧХ при подключении к кроссоверу не стал, потому как устанавливаться они будут в большинстве случаев рядом, а значит, правильнее будет снять общую АЧХ всей системы в сборе.
Впрочем, обо всём по порядку. Для начала импеданс и параметры. А заодно и прикидки акустического оформления:
Импедансные кривые для компонентов JL Audio M770-TCS-SG-TB
- Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика
- Синяя кривая – импеданс твитера
- Фиолетовая кривая – импеданс акустической системы в сборе с кроссовером
Параметры НЧ/СЧ динамика:
- Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16 л
- Qms (механическая добротность) – 9,98
- Qes (электрическая добротность) – 0,40
- Qts (полная добротность) – 0,39
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,4 дБ
Магнитная система у JL Audio M770-TCS-SG-TB достаточно мощная. По крайней мере, BL здесь выше, чем у подавляющего большинства обычных 6,5-дюймовых динамиков. Это не только сказалось на чувствительности, за счёт этого снизилась электрическая, а вслед за ней и полная добротность.
Так что динамик действительно нужно ставить в компактный корпус, free-air для версии TCS противопоказан. Прикидки в программе показали, что динамики можно спокойно ставить в закрытые корпуса объёмом от 6 литров или же соорудить для них фазоинверторное оформление.
Прогнозируемые АЧХ в открытом пространстве при установке динамика в ЗЯ 6 литров (синяя кривая) и ФИ 12 литров/70 Гц (красная кривая)
Вариант компактного ФИ – корпус с чистым объёмом 12 литров и круглым портом диаметром 6 см и длиной 8 см (настройка примерно на 70 Гц). В последнем случае особенно важно не забыть включить на усилителе ФВЧ и настроить его не ниже 75-80 Гц. Впрочем, для ЗЯ это тоже не возбраняется.
Измерения АЧХ
Сначала АЧХ отдельно для НЧ/СЧ динамика и твитера при включении без кроссовера (НЧ/СЧ динамики в боксах порядка 15 литров).
АЧХ НЧ/СЧ динамика отдельно, без корссовера
АЧХ твитера отдельно, без корссовера
- Красная кривая – АЧХ по оси динамика
- Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
- Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
Кстати, камушек в огород любителей "громких фронтов". Конечно, никто не ждёт от громкой акустики аудиофильской АЧХ, но кто сказал, что на ней должны быть горбы как в горах Монголии? Оказывается, она может звучать громко, но при этом не орать как истеричная тётка в старый телефон.
А теперь собираю всё воедино и подключаю через кроссовер. Расстояние между НЧ/СЧ динамиком и твитером минимальное, всего несколько сантиметров. Измерительный микрофон на расстоянии 70-80 см. Уровень сигнала выставлен приблизительно, чтобы просто получить уровень давления между 90 и 100 дБ.
АЧХ акустической системы JL Audio M770-TCS-SG-TB в сборе, расположение твитера и НЧ/СЧ динамика максимально близкое
- Красная кривая – подключение динамиков с соблюдением полярности
- Фиолетовая кривая – твитер включен в противофазе
При нормальном включении появляется небольшой горбик в области совместной работы НЧ/СЧ динамика и твитера, но для работы на открытое пространство это некритично. Второе измерение с противофазным включением твитера было сделано скорее ради интереса, но кое-какие выводы по нему тоже сделать можно. К примеру, теперь точно видно, что НЧ/СЧ динамик передаёт эстафету твитеру где-то в области 3-6 кГц. Ну и плюс лишний повод напомнить, что полярность подключения – это тоже один из инструментов настройки системы.
Выводы
Всё как и заявлено производителем – динамики адаптированы для работы в компактных корпусах. Причём, по моим прикидкам они получились универсальными – их можно и в ЗЯ поставить, и попробовать ФИ. Хотите free-air – выбирайте вариант этих же динамиков, но с маркировкой CCS (Cockpit Component System) вместо TCS.
Понравилось, что в динамиках явно приняты меры по выравниванию АЧХ. Чувствительность у них довольно высокая, но при этом нет характерных "резаков", которые создают ощущение повышенной громкости, но при этом делают звук гадким и крикливым. Нормальный тональный баланс для громкой акустики, к сожалению, сегодня большая редкость.
- Крепкие корзины динамиков
- Продуманная конструкция, хорошая влагозащита
- Хорошо работают в компактных ЗЯ и ФИ
- Достаточно ровный тональный баланс
- Просто врезать в борт не получится, но на то есть версия CCS
- Цена не самая низкая
Другие протестированные компоненты в составе "морской" системы JL Audio:
- Обзор головного устройства для катеров и яхт JL Audio MediaMaster 100s
- Тест 6-канального усилителя класса marine JL Audio M600/6
- Тест сабвуфера класса marine JL Audio M10IB5-SG-TB
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus