Маленький калибр с большим достоинством
Тест акустических систем E.O.S. Opera ES-130 (первый выпуск с металлическими твитерами)

Как-то с одним моим знакомым зашёл разговор про акустику калибра 5 дюймов. Размер не самый ходовой, но бывает, что поставить привычные 6,5-дюймовые динамики иногда просто не получается. А как известно, чем меньше калибр тем больше проблем с НЧ диапазоном. Начали перебирать варианты чего-нибудь басовитого, и между делом вспомнили про E.O.S. Opera. Помнится, у "старшего брата" ES-165 с басом всегда был полный порядок, но сохраняется ли это достоинство у ES-130?

Поговорили и забыли. А недавно, будучи в компании PIT, узнаю, что серия Opera совсем даже не архивная, и в продаже есть все калибры от 4 до 6,5 дюймов. Вспомнив про давний разговор, решил взять на изучение 5-дюймовую модель, чтобы прогнать её через измерения, а заодно и освежить в памяти звучание. Так в итоге и получился полноценный тест.

Конструкция



Вообще, серия Opera в своё время оказалась "прорывной". При относительно умеренной цене именно с ней были завоёваны несколько чемпионских титулов, старожилы автозвука не дадут соврать. Можно сказать, акустика с историей, почти что легенда.



К исполнению НЧ/СЧ динамиков действительно не придерёшься – жёсткая литая корзина, немалый для этого калибра магнит. Держать в руках приятно.



Диффузор – целлюлоза, причём достаточно жёсткая. С лицевой стороны – защитное покрытие.



Кстати, катушка здесь имеет калибр 1,5 дюйма, так что это тот редкий случай, когда заявленные 70 Вт RMS выглядят вполне правдоподобно.



В серии Opera было две версии – с металлическими и шёлковыми твитерами. Ко мне попала первая – с металлическими. По периметру мембрана держится на тканевом подвесе.



Кроссы выполнены в "полуоткрытых" корпусах.



Оба фильтра – нижних и верхних частот – первого порядка. В цепи НЧ/СЧ динамика добавлена цепь Цобеля-Буше для компенсации индуктивности звуковой катушки. В цепи твитера дополнительно включена обычная лампочка накаливания для защиты от перегрузки.



Из регулировок – переключатель уровня твитера.



Звучание



Как обычно, сначала акустику размял в течение нескольких часов, и только потом начал слушать. Особенно чувствительны к этому оказались НЧ/СЧ динамики – поначалу они не просто не звучали как надо, а как будто бы даже были тише. Впрочем, почему "как будто". У нового динамика подвес действительно жёстче, так что и чувствительность приходит в норму только с разминкой.

НЧ

Акустика и правда оказалась неожиданно басовитой для своего калибра. Понятное дело, она не пыжится изобразить из себя сабвуфер, но играет уж точно наравне с полноценными 16,5-см динамиками. К примеру, бас-бочка хоть и не слишком объёмная, но она остаётся бас-бочкой, а не превращается в пионерский барабан. Срастить ES-130 с сабом можно без особых проблем (естественно, если это будет не тугая дубина с подвижкой под полкило).

И что особенно, на мой взгляд, важно – бас не гудит. Как-то среди всего прочего наравне с ES-130 вспоминались DLS R5A, но за ними водился грешок – бас хоть и глубокий, но годный лишь для клубной музыки. Opera в этом смысле поинтереснее будет – и у бас-гитары нужный "рельеф" имеется, и контрабас – не гигантская галоша с верёвками.

Правда, давать этим динамикам "валить" в полную полосу – всё равно не самая лучшая затея. При увеличении хода растут и искажения. Динамик-то здесь с нормальной, а не гипертрофированной "длинноходностью". Так что лучше подрезать его снизу где-то около 60-70 Гц, для уверенного сращивания с сабом этого будет вполне достаточно.

СЧ

Серединка ровная и приятная, без какого-либо "окраса". Тембры инструментов и голосов в этом диапазоне живые и натуральные. Если сравнивать с теми же DLS R5A, то детальность, на мой взгляд, у ES-130 будет поинтереснее.

Вообще, почти любой НЧ/СЧ динамик – это компромисс. Либо делаем его басовитым чуть ли не до сабвуферного звучания, но проигрываем в ясности на СЧ, либо делаем детальные и "быстрые" СЧ, но неизбежно теряем в басе. Здесь, как мне кажется, баланс найден довольно удачно.

И ещё обратил внимание, что характер звучания меняется не так уж и сильно при развороте НЧ/СЧ динамика. Для автомобильной системы это тоже важно.

ВЧ

С верхами чуть посложнее. С одной стороны, они хороши по своей структуре, твитеры играют ровно так, как и должны играть хорошие металлические высокочастотники – чисто, ясно и детально, без характерных резонансов, "свиста" и прочей гадостей. С другой стороны, нужно внимательно отнестись к углу их разворота.

При направлении в сторону слушателей ВЧ показалось многовато даже при переключении уровня в положение "-2 дБ". Как будто весь ВЧ диапазон слегка приподнят по уровню. А вот с разворотом верх как-то "расслабляется" и становится более музыкальным. Заодно пропадает и "привязка" звука к твитерам. Вот тут с переключателем уровня твитера уже можно уже побаловаться.

Самым, пожалуй, нейтральным вариантом будет их установка на стойки с направлением друг на друга или в центр противоположного бокового стекла. Допускаю, что именно на это они и были рассчитаны изначально.

Измерения



Резонансная частота НЧ/СЧ динамиков оказалась не такой уж и низкой, но за счёт высокой добротности субъективно с уровнем баса как раз получился полный порядок. Впрочем, подозреваю, что динамику просто нужно больше времени на разминку. По крайней мере, в реальных системах ES-130, знаю, могут играть ещё глубже, чем это показало прослушивание.



  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика
  • Синяя кривая – импеданс твитера
  • Зелёная кривая – общий импеданс (переключатель твитера "0 дБ")
  • Оранжевая кривая – общий импеданс (переключатель твитера "-2 дБ")


Измеренные параметры:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 87 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,48
  • Qes (электрическая добротность) – 0,80
  • Qts (полная добротность) – 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,2 дБ


АЧХ твитера и НЧ/СЧ динамика, как обычно, снимаю в двух вариантах – как есть и при включении через кроссовер. Это позволяет понять как работает кроссовер, а заодно эта информация пригодится тем, кто задумает поканалку.

Для начала НЧ/СЧ динамик. Всё довольно ровно, характерный выброс АЧХ на верхней границе рабочего диапазона тут очень небольшой:

АЧХ НЧ/СЧ динамика, включенного в полную полосу (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


Кроссовер плавно "осаживает" динамик на верхнем краю рабочего диапазона. Как и показало прослушивание, звучание действительно не очень сильно зависит от угла разворота динамика:

АЧХ НЧ/СЧ динамика, включенного через штатный кроссовер (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


Твитер хорошо работает не только по оси, но и под углом, так что его можно смело разворачивать, не опасаясь, что звучание "потускнеет". В разумных пределах, разумеется.

На самом верху звукового диапазона он работает уверенно, но максимум отдачи всё равно приходится на область ниже 10 кГц. Это нужно обязательно учесть при поканальном подключении акустики, иначе можно запросто получить "звенячий" звук.

АЧХ твитера, включенного в полную полосу (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


Собственно, кроссовер как раз это учитывает и выравнивает АЧХ. Вот почему на деле никакого звона не появляется, и звучание на ВЧ оказывается достаточно ровным и корректным:

АЧХ твитера, включенного через штатный кроссовер (по оси / 30 градусов / 60 градусов)


При выборе уровня твитера на кроссовере форма АЧХ не меняется. Как и полагается, она просто опускается по уровню. Обе АЧХ сняты по оси:

АЧХ твитера, включенного через штатный кроссовер (0 дБ / -2 дБ)


Выводы



E.O.S. Opera ES-130 – хороший вариант, когда нужно получить звучание как у 6,5-дюймовой акустики, но есть возможность поставить только 5-дюймовую. При этом, что важно, повышение басового потенциала не повлияло на лёгкость средних частот – они достаточно ясные и незамутнённые.

Специально для тех, кто использует эту акустику в поканальном включении – обратите внимание на АЧХ твитера. Для ФВЧ лучше выбирать высокие частоты раздела и низкие порядки. За отправную точку можно взять, например, настройку 8 кГц и 6 дБ/октава. Твитер в этом случае будет ровненько "доигрывать вниз" и плавно стыковаться с НЧ/СЧ динамиком где-то в районе 3-5 кГц. И где-то не выше этих частот, соответственно, нужно ограничивать сверху НЧ/СЧ динамик. Иначе, если не разносить таким образом частоты фильтров, то можно получить тяжёлое "звенящее" звучание.

  • Добротная конструкция
  • Увеличенная звуковая катушка
  • Уверенная работа на НЧ без потери ясности на СЧ
  • Точное звучание на ВЧ с неплохой микродинамикой

  • Чтобы полнее использовать басовый потенциал этой акустики, нужно внимательно отнестись к настройке ФВЧ и не пускать динамики в сабвуферный диапазон.



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus