Пилотный контроль
Тест 12-дюймового сабвуфера Oris LW-D2.12

Прототип этого сабвуфера мне довелось изучить, когда он был ещё на стадии разработки. Спроектирован толково, что в невысокой цене сейчас, к сожалению, встречается нечасто. На тот момент хотелось поделиться полученными результатами, но было решено дождаться серийного производства, чтобы удостовериться, что все его особенности никуда не делись.

На самом деле этот экземпляр – тоже пока ещё пилотный, т. е. "выдернутый" из уже готовой серийной партии, но пока ещё без упаковки и некоторых наклеек. Запрос "пилотников" на фабрике обычно делается для контроля – соответствует ли серийное производство разработанному образцу. И если саб проходит проверку, вся партия отправляется адресату (кстати, далеко не все бренды в бюджетном сегменте этим заморачиваются). Так что в каком-то смысле этот тест можно считать одним из этапов контроля качества.

Конструкция



Вообще, этот саб понравился мне в первую очередь своими параметрами. Но конструкция тут тоже вполне толковая.



Понятное дело, чтобы уложиться в цену, была использована одна из штампованных ОЕМ- корзин. Изготовление собственной пресс-формы или использование литья в данном случае профита не принесло бы, а к стоимости бы добавило. Оно вам нужно – за рюшечки переплачивать?



Диффузор – непрессованная целлюлоза.



Подвес тут достаточно "губастый". В принципе, можно было бы обойтись и чуть более узким, но из всех вариантов именно этот идеально подошёл по жёсткости, так что его применение оказалось оправданным. Да и вид придаёт внушительный, а в бюджетном сегменте это как бы тоже плюс.



Впрочем, с остальными элементами большой подвес особо не диссонирует. По крайней мере, центрирующая шайба достаточной ширины. Несмотря на то, что верхний подвес не самый мягкий, жёсткость всей подвесной системе в данном случае задаёт в основном именно шайба. Подводящие, кстати, прошиты – дополнительный плюс к надёжности.



Звуковая катушка имеет диаметр 2,5 дюйма, что как бы намекает, оптимальный усилитель для него – мощностью 300-600 Вт. По длине намотки можно заключить, что линейный ход (не путать с максимальным механическим!) составляет примерно по 8-10 мм в каждую сторону. Что, в общем-то, для бюджетной модели выглядит неплохо.



Обращу внимание на толщину верхней шайбы магнитопровода, специально для этой фотографии я снял с магнита резиновый кожух. Она тут потолще, чем у большинства сабов в аналогичной цене. Для линейности хода это тоже только в плюс. Правда, для сохранения плотности магнитного потока в зазоре пришлось усилить магнит – тут он не одинарный, а двойной (собственно, как раз поэтому многие производители и экономят на толщине верхней шайбы – по формальным параметрам всё нормально, а реально мотор получается очень нелинейным, бас получается "грязным").

Охлаждение катушки сделано "по-взрослому" – окна под центрирующей шайбой, осевой "туннель" в керне и отверстия по диаметру катушки.



Измерения



Главная задача, которая стояла в этот раз, – удостовериться, что "выдернутый" из серийной партии пилотный экземпляр соответствует предсерийнику, собранному по "обходной" технологии (читай – вручную).

Перед измерениями – пара часов работы на синусе 30 Гц с амплитудой около 1 см. По-хорошему, для саба этого маловато, но общий характер динамика уже становится виден. Раскопал свои прежние измерения предсерийного образца, сравнил. Отклонения в сторону чуть большей жёсткости подвесов, но в целом всё пропорционально, при полной разминке они должны приблизиться к параметрам образца вплотную. По электрической составляющей проблем тоже не выявил – всё совпадает с точностью до естественного метрологического разброса.

В общем, пилотный экземпляр проверку прошёл. Привожу параметры, которые будет иметь размятый саб в конечном итоге.

Зависимость импеданса от частоты для Oris LW-D2.12


Параметры:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 57 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,02
  • Qes (электрическая добротность) – 0,35
  • Qts (полная добротность) – 0,34
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 190 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,9 дБ


Расчёт акустического оформления



На самом деле, все эти выкладки в точности повторяют рекомендации в инструкции. Просто потому, что составлял их ваш покорный слуга по просьбе компании Oris, основываясь как раз на измерениях предсерийного образца. Но там приведены финальные цифры, здесь же есть возможность показать, из каких соображений они были получены:

Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Oris LW-D2.12


  • Фиолетовая кривая – ЗЯ 20 литров (Qtc=0,63)
  • Синяя кривая – ФИ 30 литров / 40 Гц
  • Красная кривая – ФИ 50 литров / 30 Гц


Для точного, "музыкального" баса лучше использовать закрытый ящик. Причём компактный – 20 литров этому динамику вполне достаточно. Бешеного акустического оформления не получите, но зато получите хороший импульсный отклик. Ну или, если хотите, "быстрый" бас, хотя само это выражение мне не особо нравится. Короче, без фанатизма, компактно и аккуратно.

Для ритмичной электронной музыки динамик лучше ставить в фазоинверторный корпус. Тоже, кстати, не очень большой – 30 литров чистыми с портом на 40 Гц. Получится неплохое акустическое усиление на частотах 40-50 Гц, это как раз самый "мясной" бас. Считайте, что получили бесплатный бас-буст, при этом не выдавливая из усилителя последние соки. И при этом, заметьте, групповое время задержки не такое уж и большое для ФИ.

Корпус со щелевым портом, напомню, можно рассчитать прямо на сайте – для этого есть удобный калькулятор. При расчётах площадь щелевого порта "для музыки" можно принять порядка 100-130 кв.см., не больше. Или сделать круглый порт – 10-сантиметровая труба длиной порядка 40 см.

Любители "негров" тоже могут получить своё. Просто корпус нужно побольше взять, а порт настроить пониже. Скажем, 50 литров чистыми и порт на 30 Гц – получится нормальное сочетание. Пик отдачи будет порядка 30 Гц – не сильно музыкально (как и вообще сам стиль "басухавалит"), но печёнку протрясёт и серое желе в башке взболтает.

Выводы



Как правило, бюджетные модели делаются из одного расчёта – добиться максимальной отдачи любыми способами, чтобы можно было прочувствовать бас, даже не имея мощного усилителя. Качество же баса при этом не всегда на высоте, и объясняется это обычно просто, мол, "что же вы хотели за такие деньги"?

Чем мне как раз и понравился Oris LW-D2.12, так это своей универсальностью – какой бас захотите, такой и будет, просто корпус ему соответствующий нужен. Причём, совсем не гигантских размеров. Вообще, динамик получился очень лояльным к оформлению, позволяя менять его в широких пределах. Для динамика за 5 с небольшим тысяч в розницу, согласитесь, неплохо.

  • Разумная конструкция
  • Универсальное применение
  • Может работать в очень компактных корпусах
  • Хорошее акустическое усиление в ФИ

  • Для своей цены принципиально придраться не к чему



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus