Курс на Hi-Res. Часть 1
Результаты ежегодной дилерской конференции компании "Чернов Аудио"

Совсем недавно прошла ежегодная конференция "Чернов Аудио" – мероприятие, которое можно смело относить к главным автозвуковым событиям года. Собрать в одно время и в одном месте представителей от Clarion, JL Audio и Elettromedia (Hertz, Audison) удаётся не каждый день. Тем более, что это разработчики, а не продавцы китайских товаров под своими логотипами. Такие встречи, как минимум, дают понять, куда будет развиваться аудиотехника в ближайшее время.

Clarion



Рассказывать о новинках Clarion на конференцию приехали Томио Хасегава (Tomio Hasegawa) и Себастьян Брам (Sebastien Brame) – представители европейского офиса компании. Не удивляйтесь, у японских компаний так принято – чтобы в европейских (и не только) офисах обязательно были японцы.

Sebastien Brame, Tomio Hasegawa, представители европейского офиса компании Clarion


Вообще, это их первый визит такого рода за последние несколько лет. Долгое время официальных поставок Clarion в Россию не было, и лишь полгода назад "Чернов Аудио" вернул это имя на российский рынок. И оказалось, что многим "лидерам" эту компанию ещё догонять и догонять. Речь в первую очередь о Hi-Res Audio – аудио высокого разрешения.

Как раскрыть потенциал Hi-Res форматов. Мнение Clarion

Из разговора с Томио и Себастьяном стало понятно, что Clarion работает в этом направлении серьёзнее, чем многие предполагают. "Добавить в головное устройство поддержку FLAC 96/24 или даже 192/24 – не проблема. Но воспроизводятся они всё равно устаревшим способом – преобразование в аналоговую форму и усиление уже аналогового сигнала. А для новых Hi-Res форматов аналог – это самое слабое звено звукового тракта".

И тут разговор плавно перешёл к Clarion Full Digital Sound System, она же – просто Clarion FDS. Если помните, я уже подробно тестировал её, когда она только появилась в России. В этой аудиосистеме сигнал идёт в цифровом виде вплоть до динамиков, где после специального преобразования приводит в движение сложную многосекционную звуковую катушку. Штука действительно необычная, советую почитать, если пропустили.

Система Clarion Full Digital Sound System


Так вот, как оказалось, Clarion не просто взяли кем-то уже придуманную технологию и смастерили систему, а занимались непосредственной разработкой всех алгоритмов её работы вместе с Trigence Semiconductor. Поэтому даже сам чип носит логотип Clarion. Достойно уважения, немногие производители могут похвастать собственными разработками такого уровня.

Чип Clarion в цифровых динамиках FDS


При таком глобальном подходе головные устройства Clarion NX706 и NX807 с поддержкой Hi-Res Audio и оптикой на борту выглядят лишь маленькой крупицей проделанной работы. Первое из них, кстати, тоже уже побывало в лаборатории CARMUS на тестировании, и на конференции работало в качестве источника на демонстрационных стендах.

Clarion NX807 пока что было только анонсировано, но от "семьсот шестой", по большому счёту, оно отличается только подержкой Android Auto и Apple Car Play.

Примечательно, что вечером была возможность оценить звучание полностью собранной системы Clarion FDS (как раз во главе с NX706) в одном из автомобилей. Ну что могу сказать, и при тестировании в лаборатории она оставила очень позитивные впечатления, и в этот раз не дала повода изменить мнение. Должен признать, её SQ-потенциал всё же огромен.



На фоне такого буйства Hi-Res технологий старый добрый Clarion HX-D2 выглядел уже как паровоз на фоне какого-нибудь современного скоростного поезда – надёжный и вызывающий приятные воспоминания, но, к сожалению, оставшийся в технологическом прошлом. Хотя, легенды – они не стареют, своё место в "зале славы" автозвука он занял давно и прочно.

Над чем ещё сейчас работают в Clarion?

Как вы понимаете, Clarion приехал в Россию не с одним только FDS. Модельный ряд "традиционного аудио" хоть и довольно компактный, но составлен весьма рационально – несколько моделей ГУ, акустики, сабвуферов и усилителей. Плюс морская техника – по этой части у Clarion тоже есть кое-какие интересные штуки. Протестировать что-нибудь из новенького, полагаю, получится в ближайшее время.

А ещё Томио Хасегава рассказал о новых разработках Clarion, которые мы увидим только в будущем. Например, системы Surround Eye – видеомониторинг пространства вокруг автомобиля, разные системы помощи водителю и прочие футуристичные штуки. В общем, компания живёт и, судя по всему, чувствует себя очень неплохо.

JL Audio



JL Audio – ещё одна компания, недавно "вернувшаяся" в Россию. Ровно год назад на такой же конференции "Чернов Аудио" о ней было немало рассказано, о чём на CARMUS имеется соответствующий отчёт. Больше того, попавшие тогда в руки материалы позволили сделать отдельную большую статью "Кто придумал автомобильный сабвуфер". Загляните при случае по ссылке, там много интересного.

В этом году всё получилось ещё серьёзнее. На конференцию приехали Джордж Дженкинс (George Jenkins) – на минуточку, вице-президент JL Audio, и Стефан Турисси (Stephen Turrisi) – "официальное лицо" JL Audio (в оригинале его должность звучит как Director of Training & Technical Services).

George Jenkins, Vice President of International Sales


Джордж правда, ограничился небольшим приветствием, поскольку в этот раз прилетал совсем ненадолго и уже спешил на самолёт. А вот Стив отжигал по полной. Вот нравится мне, когда на конференцию приезжают не продажники и маркетологи, а технари. Мегапозитивный дядька, который знает о JL Audio всё, вплоть до сортов клея в корпусных сабвуферах. Его, кстати, можно видеть на многих официальных роликах JL Audio на YouTube.



Говорил Стив много – и о сабвуферах (ещё бы, ведь JL Audio 42 года назад начиналась как раз с их производства), и об акустике, и об усилителях, и о процессорах. Но что мне понравилось больше – основную часть времени он рассказывал о том, как заставить всю эту технику работать на 100% своих возможностей – про подбор систем и настройку процессоров. Информации настолько много, что я, с вашего позволения, отмечу лишь основное.

С чего начинать строить аудиосистему?

Этой части презентации Стив уделил особое внимание. "Уверен, что здесь собрались профессионалы, которые прекрасно знают то, о чём я расскажу. Но, по моим наблюдениям, не все выстраивают свою работу правильно. В итоге аудиосистема может получиться неоптимальной, и заказчик уедет от вас разочарованным. Сейчас я расскажу, как этого не допустить."

Stephen Turrisi, Director of Training & Technical Services


Большинство ошибок, по мнению Стива, совершаются на этапе планирования. Многие начинают с выбора компонентов, а нужно – с выяснения задач. И тогда правильный состав системы определится сам собой. Если собрать всё в короткий алгоритм, то получится примерно так:

Первое. Определить уровень задачи. Нужно ли добавить в штатную систему сабвуфер или же проводить полный апгрейд системы. А может, просто выжать максимум из штатных компонентов – улучшить условия их работы с помощью шумоизоляции.

Второе. Составить список дополнительных возможностей аудиосистемы. Например, нужны ли навигация, возможности работы со смартфонами, а может быть, заказчик захочет предусмотреть подключение сторонних источников, какие-нибудь дополнительные мониторы или что-то ещё в этом роде.

Третье. Собрать максимум информации о штатной системе – о её составе и о том, как работают различные вспомогательные системы (сообщения навигации, Bluetooth и т. д.), есть ли "скрытые" возможности (например, иногда предусматривается отключение коррекции АЧХ). Иногда подобные "мелочи" могут стать решающими. В JL Audio для этого пользуются дилерскими схемами или покупают схемы на специализированных интернет-ресурсах.

Четвёртое. Оценить возможность "вытаскивания" аудиосигнала из штатного ГУ. Поскольку в штатных системах сигнал часто бывает со скорректированной АЧХ или вовсе разрезанный на полосы, может понадобиться процессор. Или MOST-адаптер. На этом же этапе есть смысл оценить, нужно ли вообще пытаться "собирать" исходный сигнал. К примеру, если добавляем в систему сабвуфер, необходимости в этом нет.

Пятое. Только на последнем этапе оценить жанровую ориентированность системы и бюджет. Как бы что ни говорил о том, что хорошая система должна играть любую музыку, всё равно каждый жанр имеет свои приоритеты – "концертное" звучание рока, акцентированный бас для хип-хопа или максимальная разборчивость для инструментальной музыки. В зависимости от этого и нужно подбирать конкретные компоненты. Естественно, в заданном бюджете.

Как JL Audio строит процессоры?

В этом году процессоры JL Audio начали официально поставляться в Россию. Кто не в курсе, компания занимается их разработкой чуть ли не дольше всех – с начала 2000-х годов. Так что опыт в этом деле, мягко говоря, немалый.

От привычного подхода "всё в одном" в JL Audio отошли уже довольно давно. Фишка в том, что нужная конфигурация собирается из отдельных специализированных "модулей" (которые, чтобы не перепутать, поставляются даже в коробках разного цвета) и "рулится" с единого программного обеспечения – JL Audio TuN.



Например, JL Audio FiX 82 – отдельное устройство для "собирания" сигналов со штатных систем. Как полагается, с деэквализацией и, что важно, компенсацией задержек, штатные системы грешат этим всё чаще. Выходы – аналоговые или цифровые. Никакой "лишней" обработки сигнала в нём нет. Кстати, в "Чернов Аудио" уже поэкспериментировали с ним и остались очень довольны. FiX "восстанавливал" нормальный сигнал даже из сильно "порезанных" систем с задержками и перепутанными фазами.

Если же нужна обработка, вот вам сразу два варианта процессора – JL Audio TwK 88 и TwK D8. Тут и фильтры, и задержки, и эквалайзеры, всё как полагается. Но без возможности "собирать" сигналы от штатной системы. Модель TwK 88 имеет, как обычно, аналоговые и цифровые входы, а TwK D8 – только цифровой вход. Оба варианта TwK по своей звуковой начинке оказались интереснее очень многих на сегодняшнем рынке. Похоже, есть смысл присмотреться к ним повнимательнее.

На мой взгляд, такой "модульный" подход вполне логичен. Например, если уже есть "чистый" сигнал – зачем переплачивать за "собирание" кривых-резанных аналоговых сигналов? Или если нужно "собрать" сигналы со штатной системы, но нет необходимости делать процессорную систему – зачем переплачивать за процессор? А если есть цифровой сигнал, то зачем в процессоре нужны аналоговые входы? В общем, покупаете только то, что точно понадобится.

Как всегда, у JL Audio на этот случай тоже есть свой ролик. Разумеется, со Стивом:



Что ещё нового ждём от JL Audio?

Во-первых, усилители. JL Audio имеет весьма интересные наработки по части D-класса. О некоторых из них я уже писал, когда тестировал JL Audio HD 600/4. HD – это топовая серия в модельном ряду компании, практически "витрина достижений".

Чуть более доступная – серия XD. Хотя там используется тот же фирменный схемотехнический принцип усиления NexD и есть защита Rollback Protection – при нагреве усилителя он не отключается, а временно снижается максимальная мощность. Аналогичный усилитель в морском исполнении, кстати, тоже уже был на тестировании в CARMUS.

В среднем ценовом диапазоне – серия RD. В нём тоже использован схемотехнический принцип NexD, из-за чего, по утверждению Стива, усилители выгодно отличаются от конкурентов в аналогичной цене. Разве что вместо продвинутой Rollback Protection – традиционный набор защит по питанию, перегреву, короткому замыканию и всему такому прочему.

MX – это самые маленькие усилители, которые можно спокойно ставить даже открыто на мотоцикл – с их влагозащитой ничего им не будет. Кстати, в отличие от многих "компактников" у этих – довольно приличные кроссоверы.



По акустике о новинках пока было только рассказано и показано на картинках, но в течение года они уже должны появиться в России. Во-первых, топовая серия C7, которая будет производиться во Флориде. Максимально "быстрый" отклик мидбасовых динамиков, алюминиевые твитеры с корундовым покрытием и прочие High End вкусности.

С "другого конца" ценового диапазона – серия C1. Она уже есть в продаже в Штатах, первые экземпляры пришли в Россию и вроде как по первым впечатлениям акустика оказалась очень даже ничего. Тоже алюминиевые твитеры, диффузоры с сотовой "силовой" структурой... И да – целая туча типоразмеров, как и полагается акустике младшей серии. В общем, как приедут – тоже постараюсь взять что-нибудь на тестирование.



Ну и "морская" тема. Как показало время с момента "возвращения" JL Audio в Россию, у нас её приняли очень даже тепло. Тоже неудивительно, техника весьма достойная, в чём уже довелось убедиться. Если помните, был даже целый цикл тестов - про головное устройство, усилитель, акустику и сабвуфер.



На этом первый день конференции был закончен, но это была всего лишь половина. Во второй день нас ждали итальянцы из Elettromedia – коммерческий директор Леонадо Фальчетелли (Leonardo Falcetelli) и инженер Лоренцо Кваттрини (Lorenzo Quattrini). Но об этом расскажу отдельно.




Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus