Недетская игра в кубики
Тест цифрового процессора JL Audio TwK-88

Процессоры JL Audio у нас известны не очень широко, но на самом деле эта компания – одна из первых в мире, которая вообще начала их выпускать ещё в середине 2000-х годов. На мой взгляд, сегодня в этом деле они продвинулись даже дальше остальных. В модельном ряду не просто несколько отдельных моделей, а набор устройств, из которых, как из кубиков лего, можно собрать нужную конфигурацию.

Концепция



Для лучшего понимания, сначала пару слов о самой "процессорной" концепции. На прошедшей в этом году конференции "Чернов Аудио" Стив Турриси (Stephen Turrisi, Director of Training & Technical Services) рассказывал о ней детально, попробую напомнить в двух словах.



Идея в том, что в JL Audio не пытаются сделать один универсальный процессор, который умеет всё на свете – и собирать "кривые" сигналы штатной системы, и разруливать новую систему. В большинстве систем задействуется лишь часть их функций, а стоят такие "универсалы" дорого. Поэтому JL Audio решили придерживаться "модульного" принципа. Так получилось две линейки – FiX и TwK.

Когда нужно "собрать" сигнал из "кривых" и "резанных" сигналов штатной системы через высокоуровневые входы, используются устройства FiX. Они как бы "фиксят" проблемы штатных систем, выдавая на выходе просто чистый сигнал без дополнительной обработки. Кстати, судя по первым реальным отзывам, делают это неплохо. В этой линейке есть два устройства:

  • FiX-82 – восемь высокоуровневых входов, аналоговый стереовыход и цифровой выход,
  • FiX-86 – восемь высокоуровневых входов и шесть аналоговых аудиовыходов


О девайсах FiX есть даже официальный ролик JL Audio, и совсем недавно появился вариант с русскими субтитрами:



После того, как "пофиксили" проблему, нужно "твикнуть" сигнал. JL Audio TwK – это уже процессоры в более привычном понимании. В них есть и фильтры для поканалки, и эквалайзеры, и задержки, и ещё 100500 "процессорных" фич. Тут тоже два устройства:

  • TwK-88 – восемь линейных входов, цифровые входы (оптический и коаксиальный) и восемь линейных выходов,
  • TwK-D8 – то же самое, но без аналоговых входов, только одни цифровые.


Собственно, как раз JL Audio TwK сегодня и предстоит разобрать. Кому интересно – по ним тоже есть официальный ролик. И тоже с переводом:



Все четыре девайса управляются с единого программного обеспечения TuN. Тут, думается, название уже не требует пояснений, tune – это "настраивать". Ну и так получилось, что tune переводится ещё как и "мелодия". Игра слов здесь оказалась в тему.



На логотипе, кстати, буква u пишется с двумя точками, получается как будто смайлик. Помнится, Стив на конференции ещё отдельно обратил на это внимание, мол, эту фишку придумали сами сотрудники JL Audio, она как бы подчёркивает дружественность интерфейса. Программа действительно классная, но о ней – чуть позже.

Конструкция



На детальное изучение и тестирование удалось раздобыть JL Audio TwK-88 – самый, пожалуй, востребованный девайс из всей линейки.



Пульт управления DRC-200

Первым внимание привлёк не сам процессор, а пульт DRC-200. Он принципиально отличается от пультов, которыми обычно комплектуются процессоры. Очень компактный, так что поиск места для его установки будет уже не таким мучительным. Всё управление сводится к двум независимым "крутилкам" на одном валу с возможностью нажатия.



На одном "хвосте" с пультом идёт светодиод, его предназначение станет понятно, когда начну разбираться с программой настройки. Точнее, с пресетами.

Основной блок

Светодиоды на верхней панели самого процессора сигнализируют не просто о включении. В зависимости от режима работы они меняют цвет и даже могут предупреждать о клиппировании сигнала. Подобного я не встречал пока ни у одного процессора.



Если пульт в системе не используется, то для смены пресетов отдельно выведена дублирующая кнопка Preset Toggle. Нажимая её, можно последовательно переключать сохранённые пресеты, не подключая к процессору ноутбук. Тоже мелочь, но тоже удобно.

Подключение

Процессор 8-канальный. Обращу внимание, что линейные выходы здесь 4-вольтовые, у многих процессоров только "стандартные" 2-вольтовые.

Плюс имеется оптический выход. Сигнал выводится на него, даже если TwK-88 подключается по линейным входам. При этом в программе TuN можно задать, с каких именно входов на него будет "оцифровываться" сигнал. Использовать этот выход можно, например, для подключения второго процессора, если восьми каналов покажется маловато.



По входам ситуация следующая. Высокоуровневых, понятное дело, нет. Для такого способа подключения есть JL Audio FiX. Линейных входов здесь восемь. Причём, непростых. Во-первых, они построены по дифференциально-балансной схеме. Это вообще характерная особенность многих чистокровных американских усилителей и процессоров.

Во-вторых, они могут принять сигнал с уровнем аж до 7,1 В – нужная чувствительность выставляется в программе управления. Для некоторых штаток может быть актуально. Например, в моём Honda Accord 7 поколения сигнал с ГУ на штатный усилитель (комплектация Premium Sound System) идёт как раз в балансном виде и с повышенным уровнем.



Цифровых входов два – коаксиальный и оптический (независимые друг от друга). Принимают сигналы с разрешением вплоть до 96 кГц / 24 бит.

Отдельно о питании. Во-первых, вход для включения процессора назван не традиционно Remote, а +12VDC (Switched), что как бы намекает – процессор может включаться не только от головного устройства. Например, когда он работает в связке с JL Audio FiX, то управлять его включением будет именно FiX.



Во-вторых, особое внимание обращу на вход Valet. Он действительно имеет немало общего с одноимённым входом в охранных системах. К нему можно подключить отдельную кнопку (точнее – переключатель), которой при замыкании на "массу" будет активироваться специальный настроечный пресет и отключаться пульт управления. Полезно, когда вы, например, оставляете автомобиль на обслуживании – для защиты от нерадивых мастеров, которые любят включать музыку в отсутствие клиента.

Начинка

Компактность корпуса объяснилась "многоэтажной" внутренней компоновкой – две платы с полноценным двусторонним монтажом.





Процессор здесь очень непривычный для автомобильной аудиотехники – мощный "интерсиловский" D2-74083. Он изначально разработан для домашнего кинотеатрального High End и используется в компонентах стоимостью как хорошая машина бизнес-класса. Довольно неожиданный выбор во всех смыслах. Особенно если учесть, что он умеет формировать PWM (ШИМ) сигнал и его можно использовать даже как драйвер для усилителя D-класса. В данном случае, разумеется, используется аналоговый выход.



Разобрать и посмотреть? Почему бы и нет!



В аналоговых цепях замечены операционники Japan Radio Company 2068. Многие производители не гнушаются ставить их в недешёвую аппаратуру, хотя, уверен, найдутся те, кто всё равно сочтёт их слабым местом. В таком случае можно посмотреть в сторону каких-нибудь AD8066 или OPA2134 (зависит от того, что вы хотите получить), но это означает определённые денежные вливания и автоматический слёт с гарантии.



"Нижний" этаж составлен из двух плат:



В качестве АЦП используются два 4-канальных Asahi Kasei AK5384 – добротные качественные чипы. Один стоит на верхней плате, второй – на одной из плат нижнего "этажа".



Программа управления



Программа JL Audio TuN скачивается с официального сайта JL Audio, на текущий момент доступна версия TuN 2.0. Программа скомпонована совсем иначе, чем приходилось видеть до сих пор у других процессоров. Но управление понравилось, и чем больше вникал, тем больше открывалось приятных мелочей. Пройдусь по основным моментам.

Первичная настройка

При первом подключении TuN не бросается сразу настраивать процессор, а предлагает сначала создать проект (каждый проект может содержать несколько пресетов) и попутно заполнить небольшую памятку. Последнее, на мой взгляд, актуально для инсталляторов – она потом поможет вспомнить как и когда создавался конкретный проект.



Затем – первичный выбор конфигурации. Потом её, если что, можно будет уточнить. Тут указываем, с какого входа берём сигнал для самого первого включения и какая конфигурация будет на выходе.



Кстати, обращу внимание на верхний левый угол этого окна – режимы Basic / Advanced / Expert. По умолчанию указан режим программы Basic. Это для начинающих пользователей, в этом режиме доступны лишь базовые возможности настройки. При переключении на Advanced доступны все настройки, но есть ограничения в выставлении некоторых значений. Например, твитер не получится "распустить" в полную полосу и т. д. Ну и в режиме Expert возможно всё.

Основное окно программы, задание конфигурации

Всё, после первичных настроек программа выходит в основное окно. В фильтрах уже выставлены некие "безопасные" значения, так что процессор можно включать и дальше настраивать уже "на живую". Собственно, как раз для этого и была нужна первичная настройка.

При первом запуске (или потом, при смене пресетов) программа принудительно приглушает звук на выходах. Это сделано для безопасности, чтобы не "ударить по ушам" возможным перепадом громкости.



Программа состоит из двух вкладок. На основной – эквалайзер, фильтры, уровни, задержки и т. д. На второй – маршрутизация каналов. Иными словами, с какого входа на какой выход что должно подаваться.

Важная особенность – по-разному прокладывая "маршруты", можно либо сделать один общий эквалайзер на несколько каналов, либо пропустить каждый из каналов через свой эквалайзер.



Тут же сразу указывается, какой из регуляторов DRC за что отвечает. Логично на основную "крутилку" возложить регулировку громкости, а на внешнюю – регулировку уровня сабвуфера.

При желании можно переименовать каналы, чтобы потом было удобнее настраивать. Ну и, разумеется, потом в любой момент времени можно приглушать любой из каналов во время настройки.

Задержки

Принцип выставления задержек может показаться непривычным, но мне он очень понравился. Сначала выставляются физические расстояния до динамиков, при этом процессор сам вычисляет все задержки относительно самого дальнего. А потом при необходимости вручную вносится небольшая дополнительная задержка.

При этом, что особенно важно, можно "линковать" каналы в любом сочетании и "двигать" задержки синхронно.



Фильтры

В фильтрах тоже можно выставить первоначальные значения, а потом при необходимости "залинковать" каналы и двигать синхронно частоты настройки. Частоту для любого из фильтров можно задать с точностью до 1 Гц. Крутизна и тип фильтров выбираются из следующего ряда:

  • 6 дБ / октава
  • 12 дБ / октава, Линквиц Райли
  • 24 дБ / октава, Линквиц Райли
  • 48 дБ / октава, Линквиц Райли
  • 12 дБ / октава, Баттерворт
  • 18 дБ / октава, Баттерворт
  • 24 дБ / октава, Баттерворт
  • 36 дБ / октава, Баттерворт
  • 48 дБ / октава, Баттерворт




Чёрточки справа от параметров фильтров – символическое обозначение полосы (сабвуфер, мидбас, СЧ или твитер). Во-первых, по ним легко ориентироваться – сразу видно, какой канал за какой частотный диапазон отвечает. Во-вторых, если кликнуть на любую из этих чёрточек, то программа покажет АЧХ этого канала.

Ну а если кликнуть на три полоски рядом со словом Crossovers, то можно отобразить АЧХ всех каналов разом.



Эквалайзер

Эквалайзер – 10-полосный параметрический, такого уж точно хватит на все случаи жизни. Каждую полосу можно настраивать независимо от остальных, просто таская мышкой точку на графике. А можно отметить сразу несколько точек (просто держа на клавиатуре Ctrl) и таскать их сразу вместе. Каналы можно настраивать раздельно или сразу парами.



При желании можно оперативно "выключить" любые из точек регулирования.



По умолчанию выводится два графика эквалайзера (что, на мой взгляд, действительно удобнее), но можно вывести на экран один график, а каналы выбирать из выпадающего меню.



Пресеты

Вот тут, кстати, довольно необычно и, на мой взгляд, даже удобнее, чем у других процессоров. Во-первых, в каждом созданном проекте можно создать неограниченное количество пресетов и одновременно "активировать" шесть из них.



"Активировать" – означает назначить пресету определённый цвет. Помните, в самом начале я говорил про светодиод в комплекте? Так вот, при переключении пультом пресетов светодиод будет гореть соответствующим цветом (а заодно и светодиод на корпусе). Можно будет говорить не "первый", "второй" или "третий" пресеты, а, например, "красный", "зелёный" или "жёлтый".



А теперь, внимание, фишка. Если создать отдельные пресеты под аналоговые входы и отдельные пресеты под цифровые входы, то потом, выбирая их с пульта, можно будет таким образом переключать источники.

И здесь же, кстати, настраивается отдельный седьмой пресет Valet, о котором говорил раньше. Процессор будет принудительно переключаться на него каждый раз при замыкании на "массу" одноимённого контакта в колодке питания.



Общие впечатления



Чем дальше углублялся в возможности процессора, тем больше он мне нравился. Кажется, продумана каждая мелочь – от дублирующих светодиодов на корпусе до возможности "отката" последних совершённых действий. Последнего, кстати, я не встречал вообще ни у одного другого процессора.

По звуку скажу одно – TwK действительно звучит. Процессоры вообще невозможно сравнивать заочно, поэтому сказать что-то конкретное относительно остальных не смогу при всём желании.

Если коротко, то впечатление сложилось такое. Звучание ровное и деликатное. Без нарочитого форсирования отдельных нюансов, но при этом детальность очень высокая, ничто не замыливается и не уходит на вторые планы. Понравилось отсутствие характерной "цифровой стерильности", звучание живое и воспринимается как-то естественно. Думаю, можно смело говорить, что TwK "музыкален".

По ощущениям, JL Audio сполна отрабатывает свою цену. На момент теста она составляет 39000 рублей за TwK-88 и 33000 рублей за TwK-D8.

Выводы



Наверное, это один из немногих случаев, когда процессор хочется "примерить" в свою машину. По сути, я так и не нашёл, к чему в нём можно придраться. Он хорош по звуку и приятен в настройке. Более того, программа настройки JL Audio TuN – пока что самая удобная из всех, которые я когда либо встречал. Ну разве что настраивается процессор традиционно с ноутбука, а не с пульта, как Alpine PXA-H800 и RUX-C800, и не со смартфона, как BLAM RA 704 DSP PRO.

Плюс ко всему JL Audio TwK очень гибок в выборе конфигурации. Например, есть возможность выбрать версию только с нужными входами и не переплачивать за неиспользуемые (только цифровые у TwK-D8 или цифровые и аналоговые TwK-88). Или же можно использовать TwK в связке с FiX, который умеет "собирать" сигналы со штатной системы.

Одним словом, для случаев, когда нужен качественный и надёжный процессор, мой личный список теперь однозначно будет включать ещё и JL Audio TwK.

  • Гибкость в выборе конфигурации
  • Дополнительный оптический выход
  • Возможность построения системы с несколькими процессорами
  • Режим Valet для активации отдельного пресета
  • Очень удобная и продуманная в мелочах программа
  • Гибкий выбор "маршрута" сигналов и микширование каналов
  • Возможность при настройке "линковать" каналы в любых сочетаниях
  • У компактного пульта больше вариантов размещения, чем у обычных пультов
  • Удобное совмещение выбора пресетов и источников

  • Существенных минусов не обнаружено



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus