Встретились как-то немец, француз и американец…
Международная конференция в Краснодаре 10 сентября 2015 г.

Это событие можно было бы назвать рядовым, если бы не одно обстоятельство. На конференцию были приглашены представители трех мировых брендов Car Audio. А возможность пообщаться напрямую с производителями выпадает, согласитесь, не каждый день.

Итак, кто там был:

Ground Zero: Питер Унтерхарншайдт (Peter Unterharnscheidt), маркетинг-директор.
Morel: Кейси Торсон (Casey Thorson), исполнительный директор Morel America Inc.
Blam: Ги Бонневилль (Guy Bonneville), президент.

Краснодар встретил нас 9 числа мягкой приятной погодой. Местные, правда, все как один говорили «холодно», но нам после московской «10-градусной жары» было самое то. Приглашенные гости поселились в том же отеле, что и мы, так что времени для общения было достаточно. Рассказать хочется много, но я постараюсь коротко о том, что привез каждый из них.

Питер Унтерхарншайдт (Peter Unterharnscheidt), Ground Zero





Вот вроде бы человек занимается маркетингом и глубоко в технические детали вникать не обязан. Но в частных разговорах Питер выдавал такие интересные подробности, что иногда было ощущение, будто разговариваешь непосредственно с разработчиком. К примеру, на самой конференции он бегло рассказал о том, как и зачем они применяют систему Klippel при разработке новых динамиков. Но после, во время вечерних посиделок, разговор нередко заходил в технические дебри куда как дальше.

Кто не в курсе, Klippel – очень крутая система, которая позволяет снимать с динамиков фигову тучу параметров, вплоть до диаграммы механических напряжений внутри диффузора, и имеют ее лишь единицы производителей аудиотехники. Признаться, я и раньше подозревал, что GZ не просто так имеет чуть более высокий ценник при прочих равных. Оказалось, что «прочие» тут и правда не такие уж и «равные».

Особый акцент Питер делал на том, что GZ в России незаслуженно ассоциируют исключительно с SPL-системами. А ведь Ground Zero – это еще и SQ-техника. Причем, по его словам, к ее проектированию привлекаются сторонние специалисты достаточно высокого уровня. «Если выпускать продукт, то только самый лучший». Немного пафосно, но в этом есть доля немецкой педантичности. К примеру, сабвуфер из верхней SQ-линейки Reference проектировался около 3 лет прежде, чем был выпущен в производство.

Из интересных новинок, о которых шла речь, – анонсированные еще летом топовые усилители Reference. Линейка со следующего года будет разделена на две части – чистые оконечники Reference PURE и усилители с традиционными фильтрами на входе Reference 2SYM. Обе серии построены по принципам полной симметрии – 2-канальники представляют собой «дуал моно», а 4-канальники – два 2-канальника в одном корпусе. При одинаковой схемотехнике, различия между PURE и 2SYM лишь в подборе компонентов.

Кстати, текущая линейка продается в России пока не так активно, в то время как, скажем, в Корее (Южной, конечно же), в месяц продается до 50 усилителей. Даже обидно стало, чем мы хуже корейцев?

Кейси Торсон (Casey Thorson), Morel





Наверное, ему пришлось тяжелее всех. Почти суточный перелет с двумя пересадками, разница во времени – 10 часов. Сам он живет в Калифорнии, именно там расположена штаб-квартира Morel America Inc. Тем не менее, адаптировался быстро. Чрезвычайно скромный и очень интересный в общении человек.

Выступление на самой конференции прошло более-менее стандартно – о компании, о новых продуктах и т.д. и т.п. Все это, в принципе, есть в пресс-релизах новых моделей. Ну разве что Кейси особо выделил, что теперь они впервые стали использовать в мидбасовых динамиках каркасы звуковых катушек из титана. Впрочем, для Morel быть в чем-то первопроходцами уже привычно. Кто не в курсе, неодимовые магниты, обращенные магнитные системы, звуковые катушки из некруглого провода и куча других изобретений – это все в свое время впервые появилось именно в динамиках Morel. Теперь вот и титан.

На вопрос о выпуске полноценных конусных СЧ-динамиков на замену или в дополнение купольным он ответил, что пока таких перспектив нет. Чем, кстати, расстроил многих.

А вообще, самым интересным оказалось общение вне конференции. Кейси уже не чувствовал себя так зажато, формальности уступали место обычному разговору людей, которые «шарят в теме». Вернувшись к вопросу о СЧ, постарался привести максимум доводов в пользу конусных серединок. Вдруг это станет лишним поводом к разработке нового продукта?

Много обсуждали концепцию акустики Morel. Сошлись на том, что непонимание многих потребителей идет главным образом от того, что люди пытаются оценивать звучание на стенде, не учитывая автомобильную специфику – большие углы разворота динамиков, удаленность НЧ, СЧ и ВЧ динамиков друг от друга. Добиться приличной АЧХ – дело нехитрое, а вот согласовать все динамики по фазе – есть первейшая задача. Так что, по словам Кейси, порой приходится делать продукт с изначально «кривыми» характеристиками, чтобы в реальной инсталляции они «компенсировались» особенностями салона автомобиля. Определенно, обоснованный подход.

Как-то вечером долго говорили с ним методиках измерения и тестирования. Кстати, почерпнул многое для себя, надеюсь, кое-что можно будет применить уже на ближайших тестах.

Ги Бонневилль (Guy Bonneville), Blam





Очень харизматичный, веселый и легкий в общении француз. Если вам известна хоть одна автомобильная акустика Focal, то с Ги вы заочно уже знакомы. Много лет он работал именно в Focal, проектируя динамики. Но, по его словам, теперь Focal сменил концепцию, которая не во всем совпадает с его приоритетами. Поэтому в 2013 году он основал свой бренд, и теперь волен делать такую акустику, которую считает наиболее интересной. Наверное, так и должно быть в жизни – лучшие продукты всегда создаются энтузиастами своего дела, которым дали свободу. Надеюсь, скоро что-нибудь попадет и ко мне в тестовую лабораторию, а там посмотрим.

Сама концепция построения автомобильного аудио мне показалась очень интересной. Перво-наперво, Ги выделил некоторые «особенности национального звуковоспроизведения». Например, что англичане еще со времен битлов любят «крикливую» музыку, поэтому английская акустика имеет мягкий звуковой почерк. Про «немецкий» звук – он «хорошо подходит для марша» (тут он переглянулся с Питером, но тот особо ему и не возражал :) ). Американский звук – не слишком аккуратный, но громкий, агрессивный, напористый (Кейси отнесся к этому равнодушно, поскольку Morel – ни разу не американский бренд :) ).

Про свои же приоритеты он сказал так. «Музыка должна вызывать эмоции, а для этого звук должен быть легкий, система должна передавать много деталей и подробностей. Особенно в голосовом диапазоне. Потому что вся душа музыки заключается именно в голосе и звучании инструментов». Кстати, действительно, в чем-то похоже на олдскульный Focal, правда?

Что же касается техники, то тут тоже много интересного. Всего две линейки. Первая – Relax, ее задача – с минимальными трудозатратами улучшить звучание штатных систем. Собственно, именно поэтому в нее входят в том числе и акустика для штатных мест BMW. Но вскоре можно ожидать и комплекты для апгрейда других европейских машин. Ну а усилитель из этой серии вы уже знаете – тестировал его совсем недавно.

Вторая серия – Live. Тут уже другой приоритет – построить как можно более качественный звук. При этом, к примеру, размеры тех же усилителей уже не играют такой большой роли. А вот в акустике все же удобство установки принято во внимание – несколько моделей имеют твитеры и СЧ-динамики в собственных корпусах, и их можно крепить прямо на панель без переделки стоек или запихивания в неудачные штатные места.

Но самое интересное – это звуковая концепция построения акустических систем. В отличие от Morel, которые сразу предусматривают конкретные условия инсталляции, Ги считает правильным, напротив, дать больше свободы установщику. К примеру, мидбасовые динамики Blam могут играть достаточно высоко. А среднечастотники на деле представляют собой настоящие широкополосники и могут работать далеко за 20 кГц. При этом твитеры оказываются нужны только для «поддержки» на самом верху звукового диапазона.

Таким образом, СЧ и ВЧ режутся не там, где это критично для слуха, а там, где это имеет уже гораздо меньшее значение. А это, в свою очередь, – меньше фазовых искажений, более точная фокусировка звуковых образов и более правильный тональный баланс. И, опять же, больше свобод при инсталляции – твитер можно располагать ближе или дальше, чем СЧ, проблем с согласованием фаз это уже не создаст.

Во всех моделях акустики Ги предпочитает использовать фильтры как можно более низкого порядка – опять же для минимизации фазовых искажений. Например, в некоторых моделях мидбас вообще ничем не ограничивается сверху. А самый высокий порядок кроссоверов, который вообще можно увидеть в акустике Blam – второй.



Сама конференция проходила в четверг, 10 сентября. Но мы заранее попросили гостей остаться до воскресенья, чтобы в субботу посетить Финал АМТ. Надо сказать, им здорово понравились некоторые наши инсталляции. А некоторые SQ-системы удалось даже послушать. Отзывы в целом положительные. Особенно, как мне показалось, этому был рад Кейси. По его словам, в Штатах уровень SQ-систем в последние годы резко упал, упор в основном делается на громкие машины с не очень качественным звуком. В принципе, и у нас таких нынче немало, чего уж там душой кривить. Ну и совсем уж был в восторге, когда вечером объявили результаты соревнований, все же одна из машин Morel Team Russia стала чемпионом России.

Питер тоже был рад — несколько машин Team Ground Zero уехали с кубками. Причем, большинство призеров участвовали в SQ. Похоже, стереотипы об «эспиэльном» GZ у нас тоже потихоньку отступают.

Ну а Ги выразил надежду, что в следующем году в России появятся соревновательные машины с логотипом Blam. Вполне логично, почему бы и нет, техника вполне достойная.














Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus