Правильное начало
Тест компонентных акустических систем JL Audio C1-650

У каждого производителя своё понимание "начального уровня". У одних это выражение означает самое дешёвое, что только может быть. А у других – то, с чего начинается бренд. При этом начинаться он может далеко с не самой нижней ступеньки. Как, например, в случае с акустикой JL Audio серии C1.

Помнится, на весенней конференции "Чернов Аудио" про серию C1 очень увлечённо рассказывал Стив Турриси (Stephen Turrisi, Director of Training & Technical Services). Похоже, в самой компании она одна из самых любимых. По словам Стива, перед запуском в производство прототипы динамиков проходили "обкатку" в автомобилях сотрудников компании, и исходя из их пожеланий в конструкцию вносились изменения. Так что его энтузиазм по этому поводу вполне объясним.



Вообще, в серии C1 достаточно много моделей разных размеров. Это объясняется тем, что она ориентирована в основном на апгрейд штатного аудио. Как всегда, на этот счёт у JL Audio есть презентационное видео.



Компонентная модель JL Audio C1-650 на момент тестирования стоит в районе 8600 рублей – ещё без "хайэндного" фанатизма, но уже с претензиями на серьёзность. Иными словами, это акустика для тех, кто понимает, что такое качество и готов заплатить адекватную сумму за хорошую вещь. От этого и буду отталкиваться.

Конструкция



Комплектация только подтверждает, что акустика ориентирована на апгрейд "штатки". Например, здесь нет грилей, но зато есть переходные кольца под штатные места.



Корзина у НЧ/СЧ динамика стальная штампованная, но за счёт своей сложной формы фланец получился довольно жёстким. Нужно очень сильно постараться, чтобы перекосить его.





Диффузор здесь непростой. Во-первых, он достаточно жёсткий для полипропиленового. Судя по всему, не обошлось без добавок в составе материала, поскольку такие диффузоры (из-за меньшей плотности полипропилена относительно обычной прессованной целлюлозы) обычно делают толще, а здесь чрезмерной толщины как раз не замечено. Во-вторых, лицевая поверхность имеет хитрый рельеф, и в данном случае это не просто декор.



При работе динамика в диффузоре неизбежно возникают механические напряжения, которые распространяются от центра к краям и обратно. Каждый уважающий себя производитель работает над тем, чтобы минимизировать эти изгибные колебания, ведь они и есть – одна из причин "окрашивания" звучания.

В своё время на одной из фабрик мне доводилось видеть работу системы Klippel, которая наглядно рисовала на мониторе компьютера карту таких напряжений. И уверяю вас, похожие с виду диффузоры могут вести себя абсолютно по-разному.

Так вот, рельеф позволяет "разбить" эти концентрически распространяющиеся напряжения. Они "вязнут", и в итоге мы получаем хорошо задемпфированный диффузор без увеличения его массы. А значит, при прочих равных получаем звучание, свободное от призвуков. Впрочем, до звучания ещё дойдём.

Обратная сторона диффузора, кстати, здесь обычная, гладкая.



Центрирующая шайба относительно крупная. Подводящие проводники сделаны не совсем привычно для акустики подобного рода – в виде косичек, вплетенных в саму шайбу.



С твитерами JL Audio не стали идти по "шёлковому" пути и сделали алюминиевые излучающие купола. Правда, на шёлковых подвесах. Забегая вперёд, скажу, что не прогадали – твитеры получились весьма удачными.

В компонентной модели C1-650 и коаксиалах C1-650X используются 19-миллиметровые купола, но вообще JL Audio предлагает отдельно ещё и 25-миллиметровые высокочастотники. Это так, для информации.



Кроссоверы свелись лишь к фильтрам для твитеров. Мидбасовые динамики работают в полную полосу.



По замыслу, твитеры должны подключаться через эти фильтры непосредственно к мидбасовым динамикам (обратите внимание, у мидбасов для этого сделаны двойные клеммы). Отрезки проводов небольшие, что как бы намекает – ставить их лучше недалеко друг от друга. Например, в дверях, как предлагает описание.



Твитер "подрезается" снизу вторым порядком. Резистор добавлен для выравнивания чувствительности с мидбасом, и ещё на всякий случай предусмотрена защита от перегрузок.



Измерения



Придраться в параметрах не к чему, акустика идеальна для "дверной" установки. Подвес у мидбаса достаточно мягкий, что выразилось в неожиданно низкой резонансной частоте. Особенно, учитывая, что диффузор тут чуть меньше в диаметре, чем у обычных 6,5-дюймовых динамиков.

Зависимость импеданса от частоты
Красная кривая – НЧ/СЧ динамик
Синяя кривая – твитер
Зелёная кривая – акустическая система в сборе с кроссовером


Измеренные параметры:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 59 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,00
  • Qes (электрическая добротность) – 0,73
  • Qts (полная добротность) – 0,66
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,8 дБ


НЧ/СЧ динамик немного "горбит" на верхней середине, но только по оси. Небольшого разворота (примерно такого, с каким мы видим противоположный динамик) уже достаточно, чтобы АЧХ пришла в норму. А с более сильным разворотом (как мы видим ближний к нам динамик) от горба не остаётся и следа.

АЧХ мидбасового динамика JL Audio C1-650
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов


Для начала измерил АЧХ твитера при включении в полную полосу, чтобы понять, что он может в принципе. Горбик в районе резонансной частоты как бы намекает – его не нужно отпускать играть слишком низко по частоте. Да и искажения, кстати, с понижением частоты начинают заметно расти. Будете использовать эту акустику в поканальном включении – режьте не ниже 5 кГц (12 дБ/октава).

АЧХ твитера JL Audio C1-650, включенного в полную полосу
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов


Собственно, родной кроссовер примерно с таким расчётом и сделан.

АЧХ твитера JL Audio C1-650 при включении через кроссовер
Красная – по оси
Синяя – под углом 30 градусов
Зелёная – под углом 60 градусов


И обратите внимание, с разворотом отдача на самом верху почти не теряется. Более того, твитер даже лучше направлять не в салон, а немного разворачивать. Позже это подтвердится при прослушивании.

Звучание



Звучание ясное, открытое, без малейшей зажатости. В звуке много "воздуха". К тому же акустика неожиданно масштабно прорисовывает звуковую сцену в глубину. Послезвучия на ВЧ протяжённые, не теряются и не затухают раньше времени. Средние частоты передаются подробно и, может, даже с лёгким акцентом. Но это выражается не в яркости, а, скорее, в непривычно чёткой прорисовке голосов и инструментов.

С первых минут прослушивания стало понятно, что акустика проектировалась именно с расчётом на автомобильное применение. Наиболее ровный тональный баланс и "бесшовная стыковка" полос получается с разворотом мидбасовых динамиков – как раз то, что нужно для автомобиля. Сделайте на это поправку, если доведётся послушать C1-650 где-нибудь в стенде – при направлении динамиков "в лоб" звучание может показаться ярковатым.

Звучание на ВЧ

Направлять твитеры в сторону слушателей тоже не нужно, получается слишком навязчивый акцент на ВЧ. А вот с лёгким разворотом (скажем, на центр противоположного бокового стекла) верха остаются воздушными, но вписываются в общую музыкальную картину намного естественнее.

Твитеры, кстати, вообще заслуживают особого внимания. Мне давненько не встречалось в этом ценовом диапазоне достойных высокочастотников с металлическими куполами. В этом смысле они напомнили старые добрые MB Quart некогда топовой олдскульной серии Q. Только если те при малейших ошибках в настройке начинали "звенеть", то JL Audio, как показалось, ведут себя даже поделикатнее.

Звучание на НЧ

В басовом диапазоне JL Audio C1-650 звучит чётко и точно, хорошо передаётся структура низкочастотных инструментов. И хотя формально акустика забирается вниз довольно неплохо, из-за отсутствия характерной "жирности" бас может восприниматься несколько облегчённо. Скажем, на клубной музыке басовый удар теряет в своей массивности.

Впрочем, никто и не обещал, что акустика заменит собой сабвуфер. Зато если подрезать её снизу примерно на 70-80 Гц (например, фильтром 12 дБ/октава), то резонансная частота мидбаса окажется практически за пределами рабочего диапазона, и звучание от этого только выиграет.

А вообще, я бы подобрал к JL Audio C1-650 пару десяточек (к примеру, те же JL Audio 10W1, которые были протестированы совсем недавно). С ними у этой акустики получится просто отличная пара с могучим "быстрым" басом.



Выводы



Итак, кому стоит присмотреться к JL Audio C1-650 повнимательнее? В первую очередь тем, кто задумал апгрейд штатной системы на что-нибудь действительно достойное. Собственно, как и предполагает производитель.

Звучание ясное, чёткое, детальное, с хорошей динамикой, в звуке много "воздуха". Причём, это не просто звучание где-нибудь на стенде, всё говорит о том, что динамики спроектированы именно с учётом автомобильной установки, когда мы видим их под углом. Даже характер звучания твитеров сохраняется при их развороте.

О твитерах вообще разговор особый. Мне встречалось не так много металлических высокочастотников, которые действительно показывали бы себя достойно и при этом не стоили бы бешеных денег. Пожалуй, теперь к ним можно причислить и твитеры JL Audio из серии C1. Насколько мне известно, вскоре они будут доступны и отдельно (в размерах 19 мм и 25 мм), так что ценителям "воздуха" в звучании есть смысл к ним присмотреться, стоить они должны не очень дорого.

  • Ясное звучание с хорошей динамикой
  • Наконец-то нормальные металлические твитеры в умеренной цене
  • Переходные кольца для установки в штатные места
  • Высокое качество изготовления

  • В комплекте нет грилей



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus