Переход в высокий класс
Тест 4-канального усилителя Audio System HX-85.4

Продолжаю знакомство с модельным рядом усилителей Audio System. Вслед за протестированными недавно представителями R, M и X серий, на очереди более дорогая и серьёзная линейка усилителей HX. Точнее, в этот раз на детальное изучение попал четырёхканальник из этой серии – Audio System HX-85.4.

Если посмотреть на усилители, которые входят в серию HX, то может сложиться первое впечатление, что она создавалась с прицелом на громкие системы. Модель HX-85.4 – самая младшая в линейке, для неё заявлена выходная мощность "всего" по 85 Вт на канал на нагрузку 4 Ом. А самый старший усилитель – двухканальный монстр HX-360.2, который в мост на 2 Ом может выдать без искажений целых 3 кВт. И всё это, заметьте, усилители АВ-класса.

Тем не менее, положительные отзывы коллег из немецкого Car&HiFi и собственные результаты прослушивания показали, что к HX можно и нужно присмотреться ценителям SQ. Цена на них не три копейки, но для их звуковых способностей совсем не выглядит заоблачной – четырёхканальник Audio System HX-85.4 на момент теста стоит около 36000 рублей. Впрочем, до способностей ещё дойду, пока же начну "встречать по одёжке".

Конструкция



Усилитель выполнен в корпусе традиционной компоновки – "сила" и линейная часть разведены по разным сторонам.



Планки по торцам корпуса можно считать декором, хотя практическая польза от них тоже есть – они прикрывают все терминалы и разъёмы. Заодно и с фальшпанелью, в случае чего, можно будет срастить аккуратнее.



Каких-то гипертрофированных радиаторов охлаждения корпус не имеет. Вместо этого на длинных сторонах расположились четыре небольших вентилятора – по два с каждой стороны. Усилитель греется умеренно, так что площади охлаждения хватает, и основную часть времени вентиляторы всё равно выключены. Включаются они автоматически и лишь по необходимости.



Терминалы сделаны с запасом – "акустические" принимают провод сечением чуть ли не 8 Ga, а в "силовые" можно даже "нулёвку" зарядить. Есть разъём под проводной пульт, но сам пульт приобретается отдельно.



С линейной стороны всё намного интереснее. Кроссоверное хозяйство здесь очень богатое, фильтры можно использовать в том числе и для поканального подключения акустики. При этом оснащение каналов А и B разное.



Каналы А явно предназначены для ВЧ звена. ФВЧ в них можно настроить либо в диапазоне 35-175 Гц, либо в диапазоне 1400-7000 Гц. Именно так, "множитель" частоты здесь повышает частоту настройки фильтра в 40 раз.

Каналы B хорошо подходят в качестве сабвуферных или на НЧ/СЧ в поканальной системе. Тут ФНЧ можно настроить в пределах 50-300 Гц или 1000-6000 Гц. Дополнительно при включении фильтра становится активной регулировка фазы – тоже полезная фича.

Обращу внимание на кнопки Direct Input в каждой паре каналов. Они не просто отключают фильтры (каждый из фильтров и без того можно обойти своей кнопкой), а полностью обходят входные части усилителя, в том числе и гейны. Чувствительность при этом фиксируется на уровне чуть меньше половины положения регулятора.

Каналы В можно перевести в режим MONO, и тогда появляется возможность переключить фильтры нижних частот на крутизну 24 дБ/октава. При этом сигнал не суммируется с правого и левого каналов, а берётся конкретно из левого. Это немного непривычно. Признаюсь, обнаружил эту особенность совершенно случайно.

Теперь пора заглянуть внутрь. Открывается здесь не нижняя крышка, как обычно, а высвобождаются торцевые пластиковые уголки, и сдвигается алюминиевая верхняя крышка.





Внутри корпуса обнаружился предохранитель. С одной стороны, вроде бы неоднозначное решение. С другой – если ему понадобилась замена, то причину в любом случае придётся искать внутри. Так что придираться не стану.



Отдельные части самого усилителя вынесены на небольшие субплаты и собраны на SMD-комплектующих. Места в корпусе достаточно, так что решение продиктовано явно не стремлением к компактности. С большой вероятностью, таким образом постарались минимизировать взаимные наводки и шумы. Если это так, то это разработчикам явно удалось, потом на измерениях сами увидите.



Фильтры выполнены на основной плате, на отдельную субплату вынесены лишь несколько переключателей.



В линейной части используются операционники TL072. Неплохие сами по себе, но в усилителе, претендующем на звание топового, выглядят, на первый взгляд, немного неуместно. Но сильно придираться и снобствовать тоже нет никаких причин, они задействованы лишь в цепях фильтров и при их обходе выключаются из работы.



В остальном к комплектующим никаких претензий. На пути сигнала никаких электролитов или керамики, где нужно – использованы плёночные конденсаторы. Опять же, на многосекционных потенциометрах не стали экономить.

Измерения



Судя по измерениям, к фильтрам действительно отнеслись с большим вниманием. Диапазоны регулировок соблюдены, характеристики постоянны. Разве что добротность ФНЧ несколько выше, чем у ФВЧ. И явно выше баттервортовской, что выразилось в совсем лёгких горбиках при переходе от прямого участка АЧХ к наклонному. Но это так, чтобы хоть к чему-то придраться.





При переводе каналов В в режим МОНО для фильтра нижних частот можно задать крутизну 24 дБ/октава. В принципе, тут тоже без криминала – для сабвуфера, при желании, смело можно использовать.



При снятии спектрограмм сразу же обратил внимание на низкий уровень фонового шума. Наглядное подтверждение, что заморочки с компоновкой оказались не напрасными. Спектр пусть и не идеально чист, но гармоники с возрастанием порядков довольно быстро затухают.

Спектрограммы выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц / 80 + 90 Гц / 5 + 6 кГц / 10 + 11 кГц


Кстати, зависимость уровня КГИ от выходной мощности получилась довольно интересной. У типичного АВ-класса искажения на малых уровнях сигнала обычно бывают немного выше, чем на средних уровнях сигнала. Уменьшение тока покоя выходных каскадов приводит к тому, что при переходе сигнала от одной полуволны к другой появляется небольшая "ступенька". И чем ближе режим работы к B-классу, тем эта ступенька заметнее. А чем ближе усилитель к А-классу, тем она меньше, но и КПД тоже уменьшается.

Здесь же применены чуть более продвинутые схемные решения. Не вдаваясь в подробности, они позволили сохранить весьма неплохой КПД, но при этом уменьшить искажения на малых уровнях сигнала.

Зависимость КГИ от выходной мощности


Ну и для любителей цифр – по этому же графику определяется и выходная мощность:

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 90 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 142 Вт


Звучание



Этот усилитель я слушал не только в своём привычном тракте, но и использовал его совсем недавно в тестировании акустики Audio System Avalanche. Причём, в этом же процессе поучаствовали Audison TH quattro и Korkunoff Audio Master Unlim 50.4, так что изучить звуковой потенциал Audio System получилось весьма подробно.

Должен отметить, что он хоть и почти в четыре раза дешевле самой акустики, показал себя молодцом. По крайней мере, усилитель смог достаточно полно раскрыть возможности СЧ/ВЧ звена. Именно в таком применении он в конечном итоге и занял своё место в системе.

Понравилось, что звуковая сцена не просто обозначалась, усилитель позволил чуть ли не "визуализировать" звуковые образы на ней – достаточно чётко их сфокусировал и расставил по глубине. В нём нет искусственной резкости, синтетичности или нарочитого стремления дополнительно подчеркнуть атаку. Тем не менее, он как-то легко и ненавязчиво передаёт все детали и нюансы записи. Звучание воспринимается очень легко и естественно – детали хорошо слышны, но звучание не "рассыпается" на них.

Характер нижних частот оценивался в основном при включении усилителя в полную полосу на моей привычной акустике. Бас в исполнении Audio System HX-85.4 без единого намёка на "жирность" или тяжеловесность, хотя и откровенно сухим я бы его не назвал. Рельеф сложных инструментов прорабатывается достойно. Ни к бас-гитаре, ни к контрабасу претензий не возникло. Даже литавры не накатывали одной гудящей волной, а звучали чётко и глубоко.

Выводы



Так уж получается, что у Audio System каждая серия в модельном ряду оказалась нацеленной на свою аудиторию. Серии R и M – с мягким и ненавязчивым звучанием, хорошо подойдут любителям джаза, блюза, красивой инструментальной музыки. Серия X (по крайней мере, что касается моделей D-класса) имеет более жёсткое звучание с подчёркнутой динамикой и очень драйвово "жарит рокешник".

Серия HX подороже, и она явно ориентирована на требовательных ценителей SQ. Усилитель универсален – может работать и в полную полосу, и в поканальных системах, и мостом на какие-нибудь не слишком "тяжёлые" сабвуферы с хорошей чувствительностью.

Впрочем, если уж говорить о совсем бескомпромиссном подходе, то четырёхканальник HX-85.4 я бы определил на СЧ/ВЧ, на мидбас выбрал бы двухканальник из этой же серии HX-175.2, а на саб – мостом HX-265.2 или HX-360.2. В итоге получится просто шикарное усилительное звено с отличным звучанием, да ещё с завидным запасом мощности.

  • Отличное звучание
  • Низкий уровень фоновых шумов
  • Развитые фильтры
  • Возможность полного обхода входной части

  • При неосторожном обращении буквы на корпусе могут отклеиваться



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus