Искусство создавать звук
Первый тест акустических систем JL Audio серии С7

Иметь дело с топовой акустикой всегда интересно – почти у любой компании это "витрина" бренда. В ней обычно собирается всё лучшее, что она умеет. А уж если компания и в младших моделях ерунды не делает, то вершина модельного ряда становится ещё интереснее.

Обновлённая серия C7 была анонсирована больше года назад – первые прототипы засветились ещё на выставке CES-2017. Дополнительно интерес к новинке был подогрет роликом, в котором акустика представлена в весьма привлекательном свете:



Правда, до серийного производства дело дошло не сразу. Какое-то время потребовалось на отладку самого производственного процесса. "Джиэлевцы" вообще всегда особо подчеркивают свою политику "бездефектного" производства. Когда же серийный продукт наконец появился, то в первую очередь пошёл по предзаказам на внутренний североамериканский рынок. И только сейчас С7 перебралась к нам через океан. Мне удалось заполучить один из первых появившихся в России комплектов.

Конструкция



Собственно, понятие "комплект" можно применять к серии С7 с некоторой долей условности. Динамики продаются поштучно, хотя так называемая "мастер-упаковка" по понятным причинам содержит два динамика. Раздельно предлагаются НЧ/СЧ динамики, СЧ динамики и твитеры. Из них можно составить как трёхполосную, так и двухполосную систему.

Пассивных кроссоверов нет. Подразумевается, что C7 будет ставиться в системы с поканальным усилением. В качестве "мозга" рекомендуется процессор JL Audio TwK 88, что выглядит вполне логичным. Рекомендации по его настройкам прилагаются, до них доберусь чуть позже. Начну же, как обычно, с изучения внешней стороны.



НЧ/СЧ динамики JL Audio C7-650cw

Качество исполнения просто шикарное. Прямо берёшь в руки и понимаешь – Вещь. Именно так, с большой буквы.



Если честно, я не сразу смог определить материал диффузоров. Визуально и тактильно похоже на какой-нибудь сэндвич из двух слоёв тонкой ткани с "наполнителем" между ними. На самом же деле описание говорит, что это…. полипропилен с какими-то хитрыми минеральными добавками. Пощупал-погладил-пощёлкал-пошкрябал. Ну вообще не похоже.



Форма колпачка не совсем привычная. "Джиэлевцы" утверждают в описании, что он приобрёл свою окончательную форму не сразу, было изготовлено больше десятка прототипов. Попытка догнать двух зайцев сразу – добиться нужного поведения динамика на верхнем краю его рабочего диапазона (а в этом колпачок играет гораздо более важную роль, чем это видится на первый взгляд) и оптимизировать процесс сборки (на этот счёт компания вообще нехило заморочена, поэтому и заводского брака у JL Audio практически не бывает, я об этом уже как-то рассказывал).

Корзины у динамиков литые, магнитные системы не гигантские, но относительно крупные. Осевого отверстия в керне нет. Привлёк не совсем привычный внешний вид магнита – он, в отличие от большинства динамиков, не серый, а почти чёрный и к тому же глянцевый. Видов ферритовых магнитов на самом деле в динамиках используется немало, но именно с такой фактурой встречаются нечасто. В описании указана марка Y35.



Центрирующая шайба выполнена из комбинированного материала – хлопковые и арамидные волокна. Подводящие прошиты через неё. Клеммы расположены друг напротив друга, такое их расположение призвано симметрировать нагрузку на шайбу.



Изучить внутреннее строение динамика, конечно, затруднительно, но в описании даётся его "разрез". Хоть конструкция и классическая, кое-какие решения всё же привлекают внимание. Взять, хотя бы, форму керна – она явно сделана такой сложной не просто так, а с целью сформировать равномерный магнитный поток в зазоре (чего довольно сложно добиться с традиционным керном в форме "полена").



СЧ динамики JL Audio C7-350cm

Как можно догадаться из индекса модели, номинальный размер среднечастотников – 3,5 дюйма. Ну или 90 мм, если вы предпочитаете метрическую систему.



Они тоже имеют полипропиленовые диффузоры, которые, правда, как и в НЧ/СЧ динамике, на таковые совсем не похожи. Хитрая "обращённая" форма преследует цель получения нужной диаграммы направленности на верхнем краю рабочего частотного диапазона.

Мотор в C7-350cm построен на неодимовом магните. Звуковая катушка имеет совсем немаленькие для такого динамика размеры – её диаметр 36 мм.



Магнит, как следует из описания, имеет форму шайбы и расположен внутри магнитопровода сложной формы.



Защитные грили

Намеренно выделил этот момент, поскольку он, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. В комплекте к НЧ/СЧ и СЧ динамикам идут грили двух видов – с обычной сеткой и с сеткой, имеющей "разнокалиберные" ячейки.





Причём, это не просто декор. Применение того или иного варианта влияет в конечном итоге на звучании. Как выразился "главный по аудиотарелочкам" компании "Чернов Аудио" Дмитрий Шубин, "ответ на этот вопрос скрыт где-то на нижних слоях аудиосумрака", но в своё время специалисты компании Praradigm детально изучали влияние сеток, а технология получила название Perforated Phase Alignment Lenses.



Так что JL Audio предоставила два варианта явно неспроста, а уж что выбрать, можно определить только по месту. Тем более, что замена производится буквально в считанные секунды.

Что же касается исполнения, то тут в очередной раз не придраться. Всё выполнено очень качественно, сами кольца – литые металлические, сетки – из толстого металла, вставляются плотно, по периметру фетровые прокладки. Тяжёленькие такие добротные грили без единого намёка на возможное дребезжание.

Твитеры JL Audio C7-100ct

У твитеров сетки только в одном варианте исполнения, и они несъёмные. Разглядеть под ними сами излучающие купола довольно сложно, но в описании фигурируют алюминий, корунд и керамическое покрытие. По периметру они держатся на шёлковых подвесах.



В комплекте идут литые металлические (!) чашки для монтажа на поверхность и для врезного монтажа. Плюс брендованные полипропиленовые конденсаторы номиналами 15 мкФ. Окончательные выводы об их предназначении сделаю после измерений, но навскидку речи об их использовании в качестве фильтра не идёт. Судя по номиналу, они защитные.



Измерения



Параметры попали в заявку достаточно точно, хотя чувствуется, что динамики ещё не до конца размялись. Полагаю, в реальной эксплуатации им для этого понадобится хотя бы часов 20-30 работы на средней громкости.



Заявленные / фактические параметры JL Audio C7-650cw:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц / 59 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,1 л / 10,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,25 / 6,91
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,72
  • Qts (полная добротность) – 0,61 / 0,65
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г / 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,3 Тл м / 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,0 дБ / 87,8 дБ


Заявленные / фактические параметры JL Audio C7-350cm:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 157 Гц / 168 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,4 л / 0,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,45 / 7,04
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,54 / 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4 г / 4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м / 5,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,5 дБ / 87,7 дБ


Говорить что-то определённое, зная лишь параметры, пока рано. Но уже можно сказать, что мы имеем дело с классикой автомобильной акустики – мидбасовые динамики C7-650cw идеально подходят для "дверной" инсталляции. Среднечастотники C7-350cm я бы поставил free-air, но если нет возможности установить их таким образом, то объём должен быть хотя бы 300 мл. Описание, правда, на этот счёт никаких жёстких рекомендаций не даёт, что как бы подразумевает возможность практически любого варианта.

НЧ/СЧ динамик JL Audio C7-650cw

Измерение АЧХ не преподнесло особых сюрпризов. При таком сочетании Fs и Qts снизу получился относительно плавный спад, а динамики оказались способны легко забираться в средний бас, что для 6,5-дюймового калибра совсем неплохо.

Выброс АЧХ в верхней части рабочего диапазона не выглядит чем-то непоправимым. При использовании динамика в двухполосной системе его просто нужно будет учесть при выборе частот настройки фильтров (резать сверху не выше 3 кГц), а в трёхполосной системе его наличие и вовсе не имеет особого значения.



Искажения низкие – гораздо ниже уровня КГИ 5%, который можно считать критичным для подобного рода динамиков (он отмечен серой кривой). В спектре преобладает вторая гармоника, хотя выше 2 кГц к ней начинает приближаться третья, и на 4 кГц они уже оказываются сопоставимыми по уровню. Это лишний раз подтверждает сделанный чуть раньше вывод – резать сверху не выше 3 кГц.



В этот раз я снова попробовал расширить измерения и оценить, как динамики крутят акустическую фазу. Здесь тоже видно, что выше 3-4 кГц у динамика начинаются неизбежные нелинейности, и снова вывод о частоте настройки кроссовера только подтверждается.



СЧ динамик JL Audio C7-350cm

АЧХ среднечастотника абсолютно ровная в диапазоне от 300 Гц и выше. По верху особых проблем не наблюдается, особенно если динамик будет ориентирован в сторону слушателей. Называть его широкополосником точно нельзя, а вот хорошим среднечастотником с возможностью забираться относительно высоко – можно.



Искажения тоже невелики, так что жёстких ограничений по настройке стыка с мидбасовыми динамиками тут нет. Вернее, придётся руководствоваться здравым смыслом – ну не нужно ждать от 3,5-дюймового динамика полноценной отдачи ниже 400 Гц.



Фазовую характеристику тоже снял, и должен сказать, что в рабочем диапазоне частот C7-350cm ведёт себя очень и очень неплохо – фаза остаётся относительно линейной вплоть до примерно 9-10 кГц.



А вот и влияние сеток. Не скажу, что радикально что-то меняется на графике АЧХ, но на слух разница есть. Она в основном касается динамики звучания, которую на АЧХ в любом случае не увидеть. Возможно, как-нибудь изучу этот вопрос более детально, сейчас же и без того весь отчёт графиками засыпал.



Твитер JL Audio C7-100ct

Если для НЧ/СЧ и СЧ динамиков АЧХ достаточно точно повторили графики в описании, то для твитера кривая оказалась несколько иной. Разница – в повышенной (относительно заявки) отдаче в диапазоне от 3 до 10 кГц. Допускаю, что описание приводит АЧХ "чистого" твитера, и причина разницы – довольно плотная защитная сетка, но подтверждения этому предположению я не нашёл.



Выше 20 кГц описание обещает приличный подъём (так иногда делают для придания звучанию "воздушности", действительно заметной на качественных записях в форматах Hi-Res), но мой измерительный комплекс выше 22 кГц не забирается, так что от него виден только небольшой "хвостик".

Для интереса снял АЧХ с конденсатором из комплекта. Как и ожидалось, при номинале 15 мкФ особой погоды он не сделал, но он окажется весьма кстати, если вдруг по ошибке на твитер будет подан широкополосный сигнал. А такая вероятность не исключена даже у опытных инсталляторов.



Что касается искажений, то к твитерам логично предъявлять более жёсткие требования, и здесь серая кривая на графике означает уровень КГИ не 5%, а уже 1%. Впрочем, высокочастотник какого-то криминала в этом тоже не показывает, по крайней мере, выше 4 кГц всё выглядит замечательно.



Кстати, интересно ведёт себя фаза сигнала на частотах выше 10 кГц. Вполне вероятно, что так себя проявляет плотный защитный гриль.



Звучание



Измерения измерениями, но полную картину об акустике может дать только прослушивание. Поскольку здесь мы имеем дело с "активным" комплектом, т. е. без собственного кроссовера, пришлось в очередной раз перестраивать свой тракт под "поканалку".

Задачи активной фильтрации, как и было рекомендовано производителем, были возложены на процессор JL Audio TwK 88. Было бы неплохо использовать при прослушивании и усилители от JL Audio (скажем, HD серию), но такой возможности на этот раз не было.

Поэтому на СЧ/ВЧ звено был "скромно" поставлен работать Audison Thesis TH quattro (каналы переведены в класс А). На НЧ/СЧ динамики были опробованы несколько усилителей с известным характером звучания – протестированный чуть ранее Audio System HX 85.4 и снова вернувшийся в строй после недавнего лёгкого апгрейда E.O.S. Classic. Для интереса в мидбасовом звене побывал и DLS A4 с характерной "жирной" подачей баса. Такое разнообразие дало возможность лучше понять характер самой акустики.

Оценивать звучание решил в двух вариантах – трёхполосном и двухполосном. Описание даёт вполне конкретные рекомендации по настройкам фильтров, и выглядят они вот так:



Если вернуться к измеренным параметрам и характеристикам, то даже беглый их анализ даёт понять – рекомендации появились не просто так. Поэтому в качестве отправной точки выставлял именно эти значения.

Трёхполосное включение

Звучание получилось тонально очень ровным, звуковая сцена прорисовывается масштабно и как-то просторно что ли. Звуковые образы расставлены в пространстве чётко, вокруг них очень много "воздуха". Если не напортачить с выбором мест для установки динамиков, то фокусировки можно добиться просто выдающейся, акустика позволяет хорошо свести полосы по фазе. Общий характер саунда я бы назвал "стерильным". Всё точно и максимально подробно.

Эксперименты с фильтрами с более низкой крутизной тоже дали свои результаты. Объём и пространство звуковой сцены передавались по-прежнему масштабно, хотя фокусировка образов немного смазалась, и добиться такой же чёткости, как с высокими порядками, у меня уже не получилось.

Зато, как ни странно, с низкими порядками оказалось гораздо легче добиться неутомительного звучания, которое можно слушать действительно долго. Оно несколько смягчается и субъективно становится более естественным, уходит чрезмерная "стерильность", но детальность по прежнему остаётся очень высокой. В общем, С7 даёт возможность довольно тонко влиять настройками на характер саунда.

Двухполосное включение

Для быстрого переключения создал в процессоре ещё один пресет, в котором "выключил" среднечастотники и изменил настройки фильтров. Потом для сравнения просто переключался между ними. В качестве отправной точки опять же выставил рекомендованные настройки, они тоже приведены на рисунке чуть выше.

На удивление, тональный баланс изменился не так сильно, как я ожидал. Серединка не стала грубее, хотя и стала чуть попроще по своей структуре. Но это было ожидаемо – лёгкий среднечастотник априори более отзывчив на подаваемый сигнал. При этом в двухполосном варианте именно СЧ почему-то чуть сильнее притягивали к себе внимание, серединка стала какой-то более настырной что ли.

Как ни странно, но при такой подаче оказалось приятнее слушать лёгкую инструментальную музыку и записи с богато записанным вокалом – инструменты и исполнители как бы приблизились к слушателям. Рояль стал более напористым, удар молоточков по струнам стал более выраженным и осязаемым.

Общее впечатление

В целом очень понравилась динамика. Звучание с отменной атакой. Задиристый рок слушается легко, при увеличении громкости не начинает давить на уши. С уменьшением громкости звучание не "дубеет", лёгкий джаз или хорошо прописанная классическая музыка не теряют в лёгкости, звучание не "тухнет". Динамический диапазон у акустики действительно очень велик.

По верхам претензий не нашлось – всё звучит без характерных окрасов вроде неестественного цыканья или, напротив, замыливания деталей. Всё сбалансированно, детали и нюансы слышны легко и без напряжения. "Воздух" присутствует.

Нижние частоты акустика передаёт очень деликатно и даже педантично. Глубина баса для 6,5-дюймовых динамиков прилична, но они совсем не стремятся заменить собой сабвуфер и "поддать пожирнее". Какой-нибудь "клубняк" в этом смысле звучит как-то даже "подсушенно", хотя бас-гитара на роке или какой-нибудь контрабас на джазе показывают довольно редкий хороший контроль и хорошую разборчивость. Характер баса аккуратный и точный.

Две или три полосы?

Акустика обладает довольно редким свойством – в двухполосном варианте она умеет работать не хуже, чем в трёхполосном. Нужна ли третья полоса при таком раскладе? На самом деле универсального ответа нет. В двухполоске характер звучания сильнее зависит от мест установки мидбасовых динамиков и углов их разворота, а в этом смысле она имеет не так уж и много свобод.

Трёхполоска же лишена подобных ограничений, в ней тонально значимый диапазон возлагается на небольшой СЧ динамик, который можно установить сориентировать так, как это нужно, а не так, как получится. Так что тут, на мой взгляд, вопрос не в том, в каком варианте C7 лучше звучит, а в том, какой из них лучше подходит для конкретного автомобиля.

Выводы



Цена у серии C7, конечно, немалая. Полторы сотни тысяч рублей за трёхполоску – это вам не пукалки в блистере из "Ашана". Но акустика действительно того стоит. И дело не только в добротной конструкции и высоком качестве изготовления. Дело в высоком инженерном подходе. Чувствуется, что каждая деталь – это результат проектирования, а не простого перебора готовых комплектующих и слепого копирования готовых решений.

В общем, буду краток. На сегодняшний день JL Audio C7 прочно заняла своё место в списке лучших слышанных мной комплектов. Да, в конечном итоге очень многое будет зависеть от установки и настройки, но то, что акустика обладает немалым потенциалом, который можно и нужно раскрывать – это факт.

  • Очень добротная и продуманная в мелочах конструкция
  • Выдающееся качество изготовления
  • Отличное звучание с великолепной динамикой
  • Характер звука очень отзывчив к настройкам

  • Цена доступна, мягко говоря, далеко не каждому



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus