Работа с оформлением
Тест сабвуферных динамиков калибрами 12 и 15 дюймов Magnum MHW 12-22DC LE и Magnum MHW 15-22DC LE

Поначалу этот обзор затевался относительно привычно – смотрим, что собой представляют динамики, разминаем, измеряем, делаем выводы и по возможности проверяем. Правда, довольно быстро стало понятно, что эти сабы могут служить наглядным пособием по расчёту корпусов для любителей могучего баса.

Конструкция



Собственно, то, что эти динамики далеко не SQ, становится понятно с первого взгляда. Да и название серии как бы намекает – Magnum Heavy. Брутальные "губастые" подвесы, тяжёлые диффузоры, здоровенные моторы. И весят прилично. У меня в распоряжении оказались сабы с добавкой в названии LE, что означает Limited Edition. Как заявлено в описании, в них сделан акцент "на увеличение отдачи звукового давления".

При этом цены на "спортивные" сабы совсем не зашкаливают. На момент теста 12-дюймовый Magnum MHW 12-22DC LE стоит 10400 рублей, а 15-дюймовый Magnum MHW 15-22DC LE – 11400 рублей. "Обычные" сабы без добавки LE стоят даже подешевле.

Magnum MHW 12-22DC LE


Magnum MHW 15-22DC LE


Диффузоры выполнены из жёсткого целлюлозного композита, на изгиб почти не поддаются. Фактуры лицевой части у 12-дюймового и 15-дюймового сабов слегка различаются.



Тыльная сторона у обеих моделей полностью выдаёт применяемый материал –традиционную непрессованную целлюлозу.



Подвесы использованы толковые – не слишком широкие, но зато высокие. Такие позволяют диффузору ходить с большой амплитудой, но при этом эффективный диаметр диффузора по итогу получается даже чуть больше, чем у среднестатистических длинноходных сабов 12- и 15-дюймовых калибров.



С корзинами производители решили не "изобретать велосипед" и использовали стандартного "паучка". В принципе, довольно удачная форма, так что тут экономия вполне оправдана. У "обычных" сабвуферов (без индекса LE) корзины немного другие.



Судя по намотке звуковой катушки, линейный ход диффузора должен быть весьма приличным – что-то около 2 см в каждую сторону. Механический, разумеется, ещё больше. Сами катушки в обоих сабах используются 3-дюймовые.



Подводящие у 12-дюймовой и 15-дюймовой моделей разные. Но это, полагаю, сделано не с какой-то тайной целью. Центрирующие шайбы для таких сабов подбираются из уже готовых вариантов, и с большой вероятностью для 12-дюймового MHW 12-22DC шайба с нужными параметрами оказалась укомплектована именно плоскими "косичками", а для 15-дюймового – круглыми.

Magnum MHW 12-22DC LE


Magnum MHW 15-22DC LE


Сами шайбы (точнее, здесь используются пакеты из нескольких шайб) поджаты по периметру пластиковыми кольцами. Выглядят кольца не так брутально, как металлические, но свою функцию выполняют. К тому же в последнее время проблем с клеями стало намного меньше – легче порвать саму шайбу, чем оторвать её по периметру.



Охлаждение катушки реализовано по "расширенной программе" – через окна под центрирующей шайбой, осевое отверстие и дополнительные отверстия в торцевой шайбе по диаметру звуковой катушки.



В общем, конструктивно эти сабы – чистокровные "насосы" для тех, кто каждую ночь видит сны про высокие резы.

Измерения



На официальном сайте приведены параметры для "обычных" версий этих сабвуферов, а вот для "лимитированных" моделей их нет. В принципе, они получились достаточно близкими, хотя очевидно, что в моторы LE явно были внесены небольшие изменения.



Измеренные параметры Magnum MHW 12-22DC LE:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 24 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,63
  • Qts (полная добротность) – 0,58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 269 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 20,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,4 дБ




Измеренные параметры Magnum MHW 15-22DC LE:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 54 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 361 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 21,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ


Вполне ожидаемо, что по измерениям сабвуферы получились далеко не легковесными. Тяжёлые подвижки и достаточно тугие подвесы – обычные вещи для "давильных" моделей. Хотя, откровенно говоря, тут всё ещё не так критично, видали и потяжелее.

Расчёт акустического оформления



Подходить с обычными критериями к расчёту подобных сабвуферов было бы неверно. Попробую объяснить на пальцах, что и в каком случае ждать от этих сабов. Исходить буду из того, что основным типом оформления для них будет фазоинвертор. Тут возникают две неизвестных – объём корпуса и настройка порта.

Как выбрать объём корпуса

Делаем корпус больше – тем самым повышаем отдачу саба. Но если усилитель не слишком мощный или недостаточно контролирует движение тяжёлого диффузора, то в слишком большом корпусе динамик рано начнёт выходить на предельный ход. В итоге потенциал усилителя просто не будет реализован – динамик будет разбалтываться уже при средней мощности. Поэтому для усилителей примерно до киловатта принудительно "зажимаем" динамик, уменьшая объём корпуса, а для более мощных усилителей можно сделать корпус попросторнее.

Как выбрать настройку порта

Для динамиков с подобным набором параметров действует принцип – на какую частоту настраиваем порт, там примерно и получаем самую высокую отдачу. Поэтому если хотим "негров" – настраиваем на 30-35 Гц. Хотим более-менее "универсальный" вариант – делаем порт короче и тем самым повышаем его настройку.

Как выбрать сечение порта

Тут обычная физика. Делаем порт с большим сечением – получаем ярко выраженный эффект "остановки" диффузора на частоте настройки порта. Кстати, настраивая порт вблизи резонанса, можно тем самым "держать" диффузор и не давать ему преждевременно выходить на ход. Это позволяет "влить" в динамик больше мощности и получить более высокое звуковое давление. Такой вариант больше подходит для систем, ориентированных на замеры SPL.

Уменьшая площадь порта, а ещё лучше – делая узкий и вытянутый щелевой порт с сохранением его общей площади, можно несколько ослабить эффект "торможения" диффузора на частоте резонанса, тем самым получая нечто среднее между ФИ и ЗЯ. Такой саб можно назвать не то, чтобы "музыкальным", но хотя бы больше приспособленным для повседневной эксплуатации – отдача будет чуть-чуть пониже расчётной, но зато в более широкой полосе, на слух это будет поприятнее.

Вариант для "повседнева"

Возможно, кому то использование ЗЯ для таких сабов покажется странным, однако в случае с Magnum MHW 12-22DC LE и Magnum MHW 15-22DC LE отбрасывать этот вариант точно не нужно. При установке в ЗЯ эти динамики, конечно, немного теряют в отдаче по сравнению с ФИ, но зато бас получается более ровным и чётким – без ярко выраженных горбов и запаздывающих басовых "хвостов".

Конкретные варианты оформлений

Эти параметры оформлений не нужно рассматривать как жёсткие рекомендации. Это несколько рабочих вариантов, которых можно придерживаться.



  • Синий – ЗЯ 40 литров (Qtc=0,73)
  • Красный – ФИ 50 литров / 40 Гц (круглый порт 12 см длиной 33 см)
  • Фиолетовый – ФИ 65 литров / 35 Гц (круглый порт 12 см длиной 33 см)





  • Синий – ЗЯ 70 литров (Qtc=0,77)
  • Красный – ФИ 80 литров / 36 Гц (круглый порт 15 см длиной 38 см)
  • Фиолетовый – ФИ 100 литров / 33 Гц (круглый порт 15 см длиной 38 см)


Выводы



Эти сабы задумывались исключительно с одной целью – получать высокие уровни звукового давления. В принципе, задумке они вполне соответствуют. Большие катушки с хорошим охлаждением позволяют держать им неплохую мощность, ход диффузора тоже вполне достаточный.

Но в любом случае нелишним будет напомнить две простых вещи – при желании абсолютно любые динамики можно спалить или разболтать до стука катушками. Чтобы этого не произошло, во-первых, нужно использовать усилитель с надёжным контролем и не вгонять его в клип. Во-вторых, нужно уметь работать с оформлением – поджимать динамик объёмом (если уж усилитель его не удерживает) или настройкой порта ("держать" динамик на резонансе в пределах рабочего хода, позволяя "влить" в него больше мощности). Но тут уже многое зависит не столько от динамика, сколько от опыта его владельца.

  • Конструкция с запасом прочности
  • Хорошее охлаждение катушки
  • Жёсткий диффузор
  • Относительно невысокая цена

  • Какой такой SQ? Не, не слышал



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus