Цифра для аналога
Тест 4-канального усилителя с 8-канальным процессором Audio System X-80.4DSP
Есть целая категория инсталляций с процессором, в которых источник имеет не цифровой, а аналоговый выход. Усилитель, который попал ко мне на изучение в этот раз, может стать хорошим вариантом в таких случаях. По сути, это четырёхканальник, в котором кроссоверная часть с ограниченным набором фильтров заменена полноценным цифровым процессором.
Конструкция
Мне уже как-то доводилось изучать один из усилителей Audio System серии X, в частности, двухканальную модель X-150.2D. Весьма интересная модель D-класса, разработанная Оливером Старком (Oliver Stark). Это немецкий инженер, сотрудничающий с Audio System уже не первый год. Четырёхканальник Audio System X-80.4DSP построен на этой же платформе и выполнен в таком же компактном корпусе.
Что интересно, процессор в нём 8-канальный, а потому рядом с двумя парами входов тут имеются ещё и две пары линейных выходов. Плюс есть разъём отдельного AUX-входа.
Высокоуровневые входы, разумеется, тут тоже есть. Они дублируют основные входы, но выполнены в отдельном разъёме. Правда, "хвосты" для подключения идут с RCA-разъёмами – вероятно, тут есть какая-то задумка, потому как у Audio System есть целая туча аксессуаров для своих усилителей. В крайнем случае их всегда можно просто откусить.
Настраивается встроенный процессор как обычно – с компьютера или ноутбука. Подключение – через стандартный разъём miniUSB. Рядом есть разъём для карточки microSD. Как говорит описание, он нужен "для загрузки пресетов" – когда она вставлена, процессор загружает настройки в первую очередь с неё. Я, правда, этот режим работы не пробовал.
А вот разъём Operation Panel гораздо интереснее, чем можно было бы предположить – через него к усилителю можно подключать разные опциональные штуки. Аппарат унаследовал от отдельных процессоров Audio System возможность подсоединения IR-"глаза" и, соответственно, беспроводного пульта ДУ, проводного коммандера управления, линк-кабеля для совместного подключения двух и более процессоров и модуля Bluetooth.
С "силовой" стороны корпуса всё как обычно – разъёмы питания, предохранитель, в длинный ряд выстроились клеммы подключения акустических кабелей и вместе с ними – Remote In и Remote Out.
С этой же стороны – кнопка включения детектора сигнала – усилитель может включаться не по сигналу Remote, а при наличии полезного сигнала на входах.
Пора закругляться с внешней стороной дела и браться за отвёртку. Две основных внутренних части – материнская плата с блоком питания и самим усилителем и плата с процессором. В модели Audio System X-80.4D (которая без DSP) на месте последней стоит плата с аналоговыми фильтрами.
Блок питания скомпонован плотно, но оставляет впечатление серьёзного силового потенциала. Потом посмотрим, что покажут измерения мощности.
Выходные дроссели – снова Miden. А вот добраться до чипов драйверов D-класса не получилось, они смонтированы на нижней стороне платы, и чтобы их увидеть, пришлось бы раскидать усилитель вообще по кусочкам. А его нужно было вернуть, и желательно – в рабочем состоянии.
А вот, собственно, и процессорная часть – двухъядерный чип NXP DSPB56725 в связке с AK4614. Однако, очень даже неплохо.
Ну и под "цифровой" частью – плата аналоговых входов и выходов.
Теперь пора смотреть, что Audio System X-80.4DSP может предложить по части настроек.
Программа управления
Скачиваю софт с официального немецкого сайта Audio System. Установка самой программы и драйверов прошла без проблем. При первом подключении и запуске программа увидела девайс, обнаружила, что версия софта устарела и предложила обновить прошивку. Соглашаюсь, поскольку без этого запуститься можно было только в демонстрационном режиме.
Сразу обратил внимание, что окно программы небольшое. Значит, с маленьким нетбуком будет тоже удобно. Основной экран представляет собой монитор состояния процессора.
Чтобы можно было управлять усилителем, создаю файл настройки.
Одна из фич процессора – возможность обрабатывать сигнал с разной частотой дискретизации – от 48 кГц до 192 кГц.
Чем выше частота, тем точнее обрабатывается сигнал и, соответственно, тем сильнее нагружается процессор. Эта возможность перешла в X-80.4DSP из отдельных процессоров Audio System, но в нашем случае она не сильно нужна, поскольку усилитель имеет аналоговые входы и в любом случае не будет слабым звеном в системе. Тем не менее, для интереса всё же выбрал обработку с повышенной частотой – 96 кГц.
Дальше – назначение входов/выходов. Процессор, напомню, здесь 8-канальный.
После всей этой процедуры в главном окне появляются дополнительные вкладки, которые позволяют "рулить" уже самим процессором.
Первая вкладка – конфигурация и маршрутизация основных входов. Интересно, что по каждому входу можно ввести задержку. Если есть возможность инструментально проконтролировать это дело для штатной системы, такая возможность может оказаться далеко не лишней.
С AUX-входом тоже можно много чего делать, включая отдельную параметрическую эквализацию сигнала. Количество полос не фиксированное, их можно добавлять по необходимости.
Ну и основные возможности настройки сосредоточены в секции выходного сигнала.
Количество полос эквалайзера здесь тоже можно добавлять практически сколько угодно (в разумных пределах, разумеется). Добротность каждой полосы можно менять от 0,5 до 20 (от очень широкой до очень узкой). Можно задействовать шельф-фильтр, когда АЧХ корректируется "ступенькой". Добротность шельф-фильтра – от 3 до 12.
Фильтры – Баттерворта, Бесселя или Линквица-Райли. Крутизна – вплоть до 48 дБ/октава, это с запасом практически для любых случаев.
Задержки регулируются с шагом 0,01 мс (это эквивалентно примерно 4 мм). "Отодвигать" динамики можно больше, чем на 14,5 метров – тоже с запасом.
Поначалу я немного расстроился, что в программе нельзя сразу же наблюдать результат всех манипуляций с настройками. Но оказалось, я ошибался. В меню "Вид" можно активировать вкладки с графиками АЧХ.
Более того, можно посмотреть суммарную "электрическую" АЧХ, которая учитывает фазу сигнала
И, собственно, вывести графики фазы сигналов.
В общем, инструментарий программа предоставляет весьма обширный. Хотя, чего уж там, не слишком наглядный с точки зрения "домохозяек".
Измерения
Традиционно, сначала решил посмотреть характер искажений, а потом перейти к их количественной оценке.
На средних и верхних частотах количество "лишних" гармоник невелико, с ростом порядка их уровень спадает довольно быстро. При подаче сигналов с невысокими частотами уровень шумов возрастает, появляются артефакты в области средних частот, хотя уровень этого фона в выходном сигнале едва переваливает отметку -90 дБВ. В общем, не идеал, но без криминала.
От характера искажений – к их количеству. Тут тоже без минимализма, но всё вполне пристойно. Ограничение сигнала при повышении мощности наступает плавно, без жёсткого клиппирования.
Заявленные мощности (4х80 на 4 Ом и 4х150 Вт на 2 Ом) явно приведены с оглядкой на старые DIN-стандарты, поэтому я тоже привожу измерения по двум отметкам – 1% и 10% искажений.
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 74 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 116 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 91 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 148 Вт
- Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 4 Ом) < 0,04%
- Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 2 Ом) < 0,04%
Кстати, обратите внимание, Audio System X-80.4DSP очень легко работает на 2-омную нагрузку. Он не слишком сильно форсируется по мощности, но искажения при этом абсолютно не возрастают. Да и КПД усилителя (а я всегда слежу за токопотреблением при таких измерениях) тоже остаётся в разумных пределах.
Звучание
С первых же секунд вспомнился тест двухканального Audio System X-150.2D. Звучание напористое и даже немного острое, с хорошей передачей атаки и весьма достойной макродинамикой. Такое часто называют "немецким".
Предаваться аудиофильским рефлексиям усилитель не даёт, "тёплый ламповый звук" и "сопельки-бубенчики" – это не про него. Зато он хорошо жарит жёсткий рокешник. Disturbed или System Of A Down с такой звуковой подачей заходят куда как лучше, чем Вольфганг, наш любимый, Амадеич Моцарт.
Электронная музыка – тоже весьма недурно звучит. Легко и как-то прозрачно – от харизматичных и эксцентричных Yello, вытворяющих со звуком разные фокусы, и до Audiomatic с плотным басовым ритмом.
Бас воспринимается без характерной тяжести или массивности, он подвижный и упругий, без "жира". Но если уж на то пошло, то усилитель с нужным характером саунда всегда можно подключить к линейным выходам, благо, здесь их целых две пары.
Выводы
Для систем с аналоговым источником Audio System X-80.4DSP – весьма и весьма достойный вариант. Компактен, имеет мощность, достаточную для большинства акустических систем, а четыре "лишних" канала процессора позволяют легко расширить систему до 8-канальной.
Настройка самого процессора, может, и покажется сложноватой для начинающего пользователя, но для опытного инсталлятора открывает немало возможностей, в том числе и по части коррекции входного сигнала. Не говоря уж о том, что с выходным сигналом тут можно делать вообще почти что угодно.
И в плане звука усилитель тоже не подкачал. Без аудиофилических заморочек, но в целом с чёткой и "скорострельной" звуковой подачей, а заодно и с хорошим контролем динамиков.
- Компактный корпус
- Динамичное "скорострельное" звучание
- Возможность обработки сигнала с частотой вплоть до 192 кГц
- Лёгкая работа на 2-омную нагрузку
- Не самая удобная программа настройки
- Как ни крути, а цифровой вход при таких возможностях был бы нелишним
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus