Сабвуферы, которые повзрослели
Тест сабвуферных динамиков 12 и 15 дюймов Oris LW-D2.12S и LW-D2.15S

Мне уже доводилось иметь дело с серией сабвуферов Oris Lowkick ещё на стадии их проектирования. Эти сабы чаще всего используются в "громких повседневных" системах, а это значит, что решения в них должны быть направлены на переваривание высокой мощности, динамики должны уверенно забираться вниз по частоте, но при всём этом они должны быть доступными. Последнее условие, кстати, обычно заметно усложняет задачу.

Конструкция



С лицевой части всё относительно привычно. Диффузоры – непрессованная целлюлоза с защитным покрытием, пластиковые колпаки с рельефной штамповкой и здоровенные верхние подвесы. Достоинство таких широких подвесов – минимальные нагрузки на края диффузора при больших ходах. Недостаток – они заметно "съедают" эффективную площадь излучения.







Прострочка по стыку диффузора и верхнего подвеса, как и полагается, с обратной стороны залита фиксирующим компаундом.



Заметное внешнее отличие от предшественника – это корзина. Кто-то наверняка увидит в ней Deaf Bonce Apocalypse, но вы всерьёз делаете выводы о работе динамика по форме корзины? Впрочем, она в любом случае удачная – широкие "лапы" дают неплохую жёсткость, а большие окна позволяют динамику свободно "дышать" даже при больших ходах диффузора.





Моторы построены на 160-миллиметровых сдвоенных магнитах общей высотой 50 мм. Охлаждение организовано стандартно – большое осевое отверстие в керне и окна под фланцем центрирующей шайбы.

А вот отличие, которое можно назвать уже весьма существенным – это увеличенная звуковая катушка. Теперь её диаметр составляет 2.75 дюйма против 2.5 у прежней модели Oris LW-D2.12 (которая без буквы S в названии).



Изменения коснулись и нижнего подвеса диффузора. Теперь здесь используется пакет из нескольких центрирующих шайб. Причём, не просто сложенных вместе, а как и полагается, смонтированных через прижимные кольца.



В общем, по части конструкции серия Lowkick однозначно стала более "взрослой". Теперь самое время посмотреть, как всё это отразилось на работе динамиков.

Измерения



Изменения 12-дюймовой модели относительно предшественника налицо. Не обошлось, конечно, без компромиссов, но если учесть, что динамик модернизировался в первую очередь под запросы пользователей, то многое вполне объяснимо. 15-дюймовая модель, по сути, построена по тем же принципам.





Измеренные параметры Oris LW-D2.12S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,07
  • Qes (электрическая добротность) – 0,78
  • Qts (полная добротность) – 0,71
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 281 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,1 дБ


Измеренные параметры Oris LW-D2.15S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 66,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,52
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 379 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,8 дБ


Увеличение звуковой катушки дало закономерный рост электрической, а вслед за этим и полной добротности. Чтобы сохранить добротность на прежнем уровне пришлось бы или ставить ещё более сильный магнит (но это отразилось бы на цене) или увеличивать количество рабочих витков в магнитном зазоре, применив, например, более тонкий провод (но это сказалось бы на надёжности). Так что мотор обновлённого Oris LW-D2.12S – это вынужденный компромисс, попытка построить динамик на относительно крупной катушке и при этом уместиться в доступную цену.

Подвес стал жёстче, но и масса подвижки тоже возросла, так что резонансная частота осталась довольно низкой. В проигрыше, правда, при этом оказалась чувствительность, но тут нужно помнить, что это опорное значение для динамика, а реальную отдачу сабвуфера во многом определит ещё и акустическое оформление.

Расчёт акустического оформления для Oris LW-D2.12S



Описание рекомендует для 12-дюймового динамика один вариант ЗЯ и два варианта ФИ. Расчёты показывают, что они вполне жизнеспособны, и их можно смело принимать в качестве рабочих.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 30 литров (Qtc=0,83, лёгкое заполнение корпуса)
  • Красная АЧХ – ФИ 40 литров / 40 Гц (труба 12 см длиной 44 см)
  • Фиолетовая АЧХ – ФИ 55 литров / 35 Гц (труба 12 см длиной 42 см)
  • Зелёная АЧХ – установка динамика free-air


ЗЯ получается не слишком аудиофильским, но для большинства несложных музыкальных жанров (популярная музыка, электроника и т. д.) сабвуфер получится очень даже ничего. Хороший вариант для межсезонья, когда адская громкость ни к чему, зато хочется более плотного и собранного баса.

Компактный 40-литровый фазоинвертор с портом на 40 Гц – относительно универсальный вариант, но с гораздо более высокой отдачей. Можно и в машине послушать, и "поляну" озвучить.

Более крупный 55 литровый корпус с портном на 35 Гц – это уже "негры". Тут пик отдачи сползает вниз по частоте, как раз в ту самую область, где рэперы любят "бустить" свои треки.

А вообще, к этим вариантам можно добавить ещё и free-air, хотя это и идёт немного в разрез с общей концепцией серии Lowkick – бас получится глубокий, легко забирающийся в инфраниз, хотя запас по громкости будет, конечно, не таким большим.

Расчёт акустического оформления для Oris LW-D2.15S



Тут тоже рекомендованы три варианта корпусов, которые условно обозначены как "точный бас", "универсальный бас" и "глубокий бас". В принципе, своим названиям они более-менее соответствуют и тоже могут приниматься как рабочие.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 55 литров (Qtc=0,94, лёгкое заполнение корпуса)
  • Красная АЧХ – ФИ 65 литров / 36 Гц (труба 15 см длиной 52 см)
  • Фиолетовая АЧХ – ФИ 90 литров / 30 Гц (труба 15 см длиной 55 см)
  • Зелёная АЧХ – установка динамика free-air


Как и в случае с 12-дюймовым динамиком, к корпусным вариантам я бы добавил ещё и free-air. Не уверен, что на деле он окажется сильно востребованным (запас по громкости всё же поменьше, чем в корпусе), но динамик для такой установки вполне подходит.

Выводы



Прежний 12-дюймовый динамик серии Lowkick мне нравился. Недорогой, надёжный, в ЗЯ от него можно добиться собранного и разборчивого баса, а при желании пошалить с громкостью он даёт хорошую отдачу в ФИ.

Обновление серии – попытка сохранить все эти достоинства, но при этом сделать динамик более "взрослым". Увеличилась катушка (а вместе с этим и допустимая мощность), центрирующие шайбы стали более серьёзными.

Чтобы стоимость динамика при этом не возросла, пришлось пойти на некоторые компромиссы, главной жертвой которых стала опорная чувствительность. Впрочем, на деле это никак не скажется, поскольку практически в любом корпусе сабвуфер будет иметь акустическое усиление, и реальная отдача получится всё равно довольно высокой.

Не знаете, какой сделать корпус? Делайте ЗЯ – не промахнётесь. Oris LW-D2.12S будет нормально работать в таком оформлении вообще почти любого объёма, начиная от 30 литров. Хотите выжать максимум отдачи? Делайте ФИ согласно рекомендациям, и тоже получите желаемое.

Ну а если бас должен быть как можно глубже, то можно рассмотреть 15-дюймовую модель Oris LW-D2.15S. Тем более, что корпусов этот саб требует тоже не слишком больших для своего калибра.

  • Увеличенная до 2.75 дюймов звуковая катушка
  • Могут работать и как универсальные сабы, и "под негров"
  • Можно ставить в ЗЯ практически любого объёма
  • Серьёзное акустическое усиление в ФИ

  • Невысокая опорная чувствительность динамиков



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus