Про музыкальность и импульсный отклик
Тест компонентных акустических систем Gladen PRO 165.2 Active

Слышал немало положительных отзывов о немецкой акустике Gladen, но как-то так получилось, что детально изучить ни одну модель так и не довелось. И вот – сразу серьёзный комплект далеко не из начала модельного ряда. Да ещё и "с пылу с жару" – только что появившийся в продаже.

На момент теста цена на Gladen PRO 165.2 Active составляет 43900 рублей. Очевидно, что большинство систем такого уровня сейчас строятся по схемам с поканальным усилением, поэтому пассивных кроссоверов не предусмотрено. Задача этого теста, как всегда, – проанализировать, как работают динамики, что умеют, и от чего отталкиваться при настройке фильтров.

Комплект состоит из 3-омных НЧ/СЧ динамиков, имеющих собственный модельный индекс Gladen HG-165PRO DC-3, и шёлковых 4-омных 25-миллиметровых твитеров Gladen HG-25PRO.



Для начала немного внешней стороны. Целлюлозные диффузоры НЧ/СЧ динамиков имеют шероховатое покрытие. Рельеф – вообще действенный инструмент гашения резонансов, возникающих в материале конуса. Судя по всему, разработчики сочли это покрытие весьма удачным – это уже не первая модель Gladen, в которой оно используется.



Корзина необычная – с витиеватыми изогнутыми "спицами", точно такая же, как в топовой акустике Gladen Aerospace 165.2. Где-то в презентациях Gladen я встречал схемы распределения механических напряжений по корзине, и утверждалось, что такая форма эффективно противостоит резонансам. Плюс максимальная открытость тыльной части диффузора для устранения эффекта воздушной компрессии. Как бы то ни было, корзина действительно удачная.



Центрирующая шайба имеет прогрессивный профиль – шаг и глубина "волн" неравномерны – ближе к катушке они чуть меньше. Подводящие прошиты через шайбу, что решило проблему их возможного дребезга раз и навсегда.



Звуковая катушка относительно крупная – 37 мм в диаметре. Высота верхней шайбы магнитопровода – 6 мм. Судя по видимой части намотки вне магнитного зазора, ход диффузора без потери контроля должен составить что-то около 10 мм peak-to-peak. Для 6.5-дюймового динамика – более чем достаточно.



Твитеры небольшие в диаметре, но высокие. Судя по всему, в конструкции используется тыловая акустическая камера.



Сетка достаточно плотная, но её можно снять, оставив один лишь фланец.



Тканевый купол – с относительно высоким профилем. Какая-то пропитка явно имеется, но в целом купол сухой, так что можно не опасаться, что его параметры "поплывут" при повышении температуры или просто со временем, как это часто бывает с куполами из совсем тонкого шёлка, зафиксированного липким связующим.

Измерения и анализ работы динамиков



Электромеханические параметры

Интересно, что фактически НЧ/СЧ динамик получился даже чуть мягче, чем заявлено, обычно бывает наоборот. Но в целом попадание в заявку на редкость точное.



Заявленные / фактические параметры Gladen 165.2 PRO:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 59 Гц / 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л / 13,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,44 / 7,59
  • Qes (электрическая добротность) – 0,7 / 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0, 65 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,9 г / 14,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м / 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,7 Ом / 2,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,2 дБ / 88,2 дБ


Что можно сказать навскидку по этом параметрам. Во-первых, НЧ/СЧ динамик имеет достаточно низкую резонансную частоту, но при этом совсем не за счёт чугунно-тяжёлого диффузора – компромисс между массой подвижки и мягкостью подвеса найден удачно.

Во-вторых, обратите внимание на механическую и электрическую добротности. Упругий (точнее – не слишком вязкий) подвес в сочетании с сильным мотором (высокая Qms и низкая Qes) – залог драйвового и хлёсткого звучания с хорошей отработкой атаки. Собственно, это подтвердилось и на прослушивании, но об этом чуть позже.

И в-третьих, обратите внимание на резонансный пик твитера на импедансной кривой. Почти 700 Гц – это очень низко. Причём, судя по всему, обошлось без ферромагнитной жидкости, которая хоть и демпфирует резонансные явления, но обычно "сглаживает" импульсный отклик и делает звучание скучнее. Словом, динамике звучания, похоже, разработчики этой акустики придали особое значение.

Измерения АЧХ, акустической фазы и искажений

НЧ/СЧ динамик имеет достаточно ровную АЧХ вплоть до примерно 2 кГц, после чего начинает проявляться его направленность (при размере 6.5 дюймов это закономерно). По оси АЧХ имеет небольшой выброс в районе 2-5 кГц, который уходит с разворотом динамика.



Несмотря на то, что в реальной инсталляции динамик всё равно не будет смотреть "в лоб", такое его поведение на верхней границе может привести к окрасу звучания. Чтобы избежать этого, настраивать ФНЧ я бы начал с отметки не выше 3-4 кГц (для определённости – 12 дБ/октава). Причём есть смысл поиграться с типами фильтра (если процессор это позволяет, конечно). С большой вероятностью лучше всего себя покажут фильтры с невысокой добротностью, скажем, Линквица-Райли или Бесселя.

Собственно, вот и наглядно причина, откуда может взяться окрас звучания в этой частотной области – небольшой перелом акустической фазы сигнала. Не слишком резкий и страшный, но это всё равно повод не давать динамику работать выше этой отметки:



С искажениями у НЧ/СЧ динамика дела обстоят хорошо – они достаточно низкие, и до критической 5-процентной отметки даже не пытаются добраться. Причём даже на нижних частотах.



АЧХ твитера вопросов не вызывает – всё ровно, и если сильно не отворачивать твитер, то играет достаточно высоко.



График акустической фазы – образцовый. Давненько мне не попадались такие твитеры. Лёгкие возмущения в районе 12-14 кГц погоды не делают и вызваны исключительно формой купола, а не его "ломучестью".



"Ломаться" он, конечно, начинает, но в районе 2-3 кГц. Но вы серьёзно хотите, чтобы 25-миллиметровый твитер эффективно работал на этих частотах? Словом, если хотим чистого звучания без грязи – режем никак не ниже 3,5-4 кГц (для определённости – 12 дБ/октава). График искажений как бы тоже намекает, что ниже не нужно:



Описание, впрочем, предлагает такие минимальные частоты настройки – 3 кГц (12 дБ/октава), 2,3 кГц (18 дБ/октава) или 1,6 кГц (24 дБ/октава). Но что-то мне подсказывает (наверное, результаты измерений и собственные уши), что это совсем уж крайности.

Звучание и выводы



Оценивать по обычным критериям звучание акустики, предназначенной для "поканалки", было бы неправильно – слишком многое будет зависеть от конкретной инсталляции и настройки. Однако несколько характерных моментов всё же отмечу.

Во-первых, акустика достаточно басовита – динамики не только честно отрабатывают верхний бас, но и уверенно чувствуют себя на среднем басе – на клубной музыке удар получается достаточно весомым для 6.5-дюймового калибра, а на джазе контрабас нисколько не теряет в своей массе. Структура прорабатывается тоже весьма старательно. Короче, если не напортачить с установкой, можно получить очень кайфовый глубокий и разборчивый бас.

Во-вторых, твитеры. В характере ВЧ нет излишней и неестественной воздушности, но детальность высокая – послезвучия практически не теряются (как всегда, динамики раскрывают свои возможности после прогрева в течение хотя бы 20-30 часов работы).

И да, в который раз убеждаюсь, что высокочастотники, допускающие низкую частоту раздела, чаще всего звучат гораздо живее и естественнее. Как пример – медные тарелки в ударной установке. У них основная энергетика звучания хоть и сосредоточена наверху, но основные тона лежат в области средних частот, и если твитер недостаточно "опускается" вниз по частоте, они тут же начинают "истончаться" или "стекленеть". Так что по этой части Gladen тоже выглядит многообещающе.

Ставить высокочастотники лучше с направлением в салон. Сильный разворот в сторону приводит к замыливанию деталей на самом верху. И, возможно, я бы подумал над более звукопрозрачными сетками для них или же над какими-нибудь защитными дугами. Без сеток твитеры звучат как-то легче и детальнее.

В целом звучание комплекта очень понравилось. Тёплое, живое, без искусственной приукрашенности, но при этом, что важно, абсолютно без потери микродинамики. Увлекательно звучит на джазе и инструментале, но при этом не валит все звуки в кашу на тяжёлом роке и метале. Очень редкое сочетание. Частоты раздела, которые были определены при измерениях, можно смело брать за отправную точку при настройке – ФНЧ для НЧ/СЧ динамика 3 кГц и ФВЧ для твитера – 3,5-4 кГц.

  • Выдающиеся басовые способности
  • Живое и естественное звучание на ВЧ
  • Редкое сочетание теплоты звучания и микродинамики
  • Возможность опускать частоту раздела СЧ/ВЧ достаточно низко

  • Слишком плотные сетки на твитерах (к счастью, съёмные)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus