Два плюс один
Тест 3-полосных акустических систем Audible Physics Avatar

Недавние тесты 2-полосной акустики серии 3DEV и широкополосников NZ3 вызвали немалый отклик. Первые попробовавшие её в реальных инсталляциях остались довольны, так что я со спокойной душой уже несколько раз смог сказать "ну я же говорил". Акустика действительно интересная, и местами даже выдающаяся. Но с одним большим недостатком – недоступной для многих ценой. Серия Avatar, собственно, тоже не копеечная, но по сравнению с топовыми моделями стоит уже более разумных денег.

Комплект трёхполоски, который попал ко мне в лабораторию в этот раз, стоит 39000 рублей. Точнее, это не совсем трёхполоска, а 2+1 – двухполосный комплект плюс отдельно можно докупить СЧ динамик. Так что комплект рассмотрю в обоих вариантах – и как 2-полоску, и как 3-полоску.



Конструкция



Для начала немного внешней стороны. Самое интересное, что определить навскидку материал диффузора не получилось – покрытие лицевой стороны одновременно напоминает и матовый полимерный лак, и керамическое покрытие, а с тыльной стороны материал похож на чернёный алюминий. Audible Physics, судя по всему, вообще специализируется на нетривиальных материалах. На деле материал в оригинале именуется как Magnesium Carbon Polypropiline. Иными словами, полипропилен с включением в полимерную массу добавок на основе магния и углеволокна.





Подводящие поводки закреплены не на диффузоре, как это обычно делается, а идут прямо к звуковой катушке и зафиксированы на ней каплями компаунда. Надёжность покажет только время, но на излом подводящие не работают, так что всё должно быть в порядке.



Среднечастотники Avatar 3 сделаны по тем же принципам, что и мидбасовые динамики Avatar 6, разве что сетки закреплены прямо на них. По идее, они несъёмные, но при желании…





В целом конструкция внешне относительно стандартна, поэтому особо на ней останавливаться не буду, лучше потом оценю, как это работает.



Твитеры имеют шёлковые купола на достаточно широком подвесе. Вообще, крупные "губастые" подвесы в последнее время встречаю в высокочастотниках всё чаще. Диаметр куполов и, соответственно, звуковых катушек – 25 мм.



В комплекте идут монтажные чашки – их можно использовать для установки на поверхность или, например, при изготовлении подиумов.



Очевидно, что акустика в этой цене с большой вероятностью будет использоваться в системах с поканальным усилением, однако в комплект двухполоски вложены пассивные фильтры для твитера и мидбаса. Выполнены, похоже, с расчётом на практичность, нежели на красоту.



Больше задерживаться на внешнем виде не стану, перейду к моей любимой части – анализу работы акустики.

Измерения и анализ работы динамиков



Начну традиционно – с измерения электромеханических параметров.



Измеренные параметры Audible Physics Avatar 6:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,03
  • Qes (электрическая добротность) – 0,58
  • Qts (полная добротность) – 0, 52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,9 дБ


Измеренные параметры Audible Physics Avatar 3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 126 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,83 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,11
  • Qes (электрическая добротность) – 0,78
  • Qts (полная добротность) – 0, 69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,5 дБ


Пока без особых сюрпризов. Можно сказать, среднестатистические значения нормальных динамиков в размерах 6.5 и 3 дюйма. Разве что у мидбасов полная добротность ниже общепринятой баттервортовской. В двухполосном варианте это может положительно сказаться на структуре баса, но отрицательно – на его количестве. А вот в трёхполосном варианте, на мой взгляд, плюсы пониженной добротности проявляются в полной мере.

К слову, что касается той же добротности у среднечастотников, то она получилась относительно универсальной – динамики можно ставить и free air, и в корпуса. Правда, совсем в тесноте им не понравится, хотя бы по литру желательно бы набрать. Прослушивание потом тоже подтвердило это предположение.

Анализ работы НЧ/СЧ динамика Audible Physics Avatar 6

У мидбасового динамика обходится без резких выбросов АЧХ наверху рабочего диапазона, а внизу, как и следует динамику с такими параметрами, получается плавный спад. Вопросы вызывает лишь перепад АЧХ в районе 500 Гц.



На графике акустической фазы в этом месте тоже получается перелом. С большой вероятностью – результат изгибного резонанса диффузора в этой области частот. Ниже – всё идеально. Похоже, динамик всё же разрабатывался для трёхполосной системы, причём с расчётом на частоту раздела с СЧ не выше 450-500 Гц.



Что касается искажений, то тут всё в полном порядке – критическая отметка в 5% нигде не пересекается. Больше того, на нижних частотах искажений даже меньше, чем ожидаешь увидеть у 6.5-дюймового динамика.



Анализ работы СЧ динамика Audible Physics Avatar 3

А вот к среднечастотникам вообще никаких вопросов – ровненькая АЧХ вплоть до 3 кГц. Да и выше динамик ведёт себя вполне предсказуемо.



Акустическая фаза достаточно линейна, без резких изломов, динамик может уверенно работать в очень широкой полосе. Это ещё не полноценный широкополосник, но близко к тому.



Искажения – тоже крайне малы. Словом, "серединка" в серии Avatar получилась очень вкусной. Всё же сказывается специализация Audible Physics на широкополосниках.



Анализ работы ВЧ динамика Audible Physics Avatar 1

Твитер – классический представитель "шёлковой школы" – сильный разворот им противопоказан, но классическое направление примерно в центр салона (или плюс-минус около того) будет для них самым предпочтительным.





Искажения на ВЧ крайне малы, но резать твитер слишком низко по частоте я бы не стал – от 5-6 кГц и выше. В принципе, в двухполоске можно и ниже, от 3-4 кГц, и он будет нормально работать. Но может не раскрыть своего потенциала на самом верху. А он, как выяснилось при прослушивании, умеет звучать хорошо.



Пассивное деление в 2-полосном варианте



Как ни крути, а трёхполоска для этого комплекта выглядит предпочтительнее. Но раз уж в двухполосном варианте в комплекте идут пассивные кроссоверы, решил посмотреть, что получается с ними:





На слух двухполоска звучит достаточно комфортно. Несмотря на не самую лёгкую подвижку, атака инструментов передаётся достоверно и не замыливается. Хотя тут, полагаю, многое будет зависеть ещё и от контроля усилителя. Правда, выявленный при измерениях излом фазы в районе 600-700 Гц всё же даёт лёгкий окрас звучания – вроде бы всё как надо, но на некоторых треках чувствуется какая-то жёсткость подачи средних частот.

Словом, снова пришёл к мысли, что трёхполосный вариант всё же предпочтительнее. Тем более, что с такими возможностями СЧ динамиков в "трёшке" можно добиться практически идеального сведения полос и исключительной линейности фазовой характеристики.

И отдельно отмечу басовые способности НЧ/СЧ динамиков. Как и предполагал, структура нижних частот прорабатывается тщательно, бас без малейшего намёка на гудение или размазывание. Но в целом подача нижних частот академичная, из-за чего, к примеру, в двухполоске кажется, будто баса мало. А вот в трёшке при разделе не выше 400-450 Гц это легко нивелируется настройками фильтров, и бас получается – что надо.

Но в обоих случаях сабвуферное звено лучше всего строить на какой-нибудь скорострельной десяточке с лёгкой подвижкой. Сейчас как раз ждёт своего тестирования саб Audible Physics из этой же серии Avatar, допускаю, что он может как раз хорошо срастись с этой акустикой. Не буду забегать вперёд, посмотрим.

Коротко



В целом акустика очень интересная. Но в трёхполосном варианте. Не то, чтобы она плоха в двухполосном, но возможности динамиков полностью всё же не раскрываются. Тем более, что серединка Avatar 3 довольно хороша, и не использовать её – преступление против здравого смысла.

Тем не менее, двухполосный вариант можно смело рекомендовать как отправную точку для поэтапного построения системы. Сначала ставим двухполоску и подключаем её биампингом с пассивным делением. Потом покупаем приличный процессор (или "процеусь") и переходим на трёхполоску. Получаем аудиосистему с хорошим звуковым потенциалом, при этом растягивая затраты по времени, но ни на одном этапе апгрейда не оставаясь без музыки в машине.

  • Низкие искажения на НЧ у Avatar 6
  • Способность Avatar 3 работать в широкой полосе
  • Низкие искажения на ВЧ у Avatar 1
  • Шикарные звуковые возможности в 3-полосном варианте

  • В двухполосном варианте акустика не раскрывается полностью



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus