Инженерия звука по-немецки
Тест 2-полосных акустических систем RS Audio Pulse 165

RS Audio – пока ещё не слишком известный у нас бренд, но, судя по всему, имеющий неплохие перспективы на рынке SQ. Радует, что это не очередной перелицованный "китаец", под этим именем выпускаются в буквальном смысле авторские продукты – название RS Audio образовано от инициалов сразу двух людей – Роберто Скалабрино (Roberto Scalabrino) и Ральфа Cейдера (Ralf Seider). Первый – идейный вдохновитель и главный разработчик, второй – президент компании.

К слову, итальянское имя одного из отцов компании пусть вас не смущает, бренд RS Audio родом из Германии и базируется в Берлине. Компания основана в 1999 году и ориентирована на сегмент аудиотехники класса High End. Как и полагается при таком подходе, не просто "разработано в Германии", но и производство тоже европейское.

Правда, начать знакомство довелось с далеко не самой дорогой продукции (хотя и дешёвой её я бы тоже не назвал). Серия акустики Pulse – одна из младших, цена за двухполосный комплект RS Audio Pulse 165 составляет 25000 рублей. Как ни крути, а Made In Germany.



Конструкция



Взгляд сразу притягивается к ярко жёлтому диффузору из плетёного композита. Материал в описании не указан, но когда динамик берёшь в руки, создаётся ощущение, что подвижка достаточно лёгкая. Появилось опасение насчёт задемпфированности, обычно тонкие, лёгкие и жёсткие диффузоры могут оказаться звонкими. Забегая вперёд, здесь с этим проблем не возникло – материал подобран удачно. Потом на измерениях обращу на это внимание.



С обратной стороны видно, что диффузор по периметру имеет ребро для придания конструктивной жёсткости.



Корзина – простая штампованная. Похоже, основное внимание здесь уделено рабочим элементам, влияющим на звук, а не брутальности внешнего вида. Немецкий рационализм – он такой.



Подводящие выполнены традиционно – косичками от клемм (кстати, довольно толстых и качественных, несмотря на простоту) к месту соединения диффузора и каркаса звуковой катушки.



Твитеры – шёлковые, с диаметром куполов 26 мм. Сетка достаточно тонкая и открытая, это должно хорошо сказаться на АЧХ и диаграмме направленности.



Акустика скомплектована твитерами из линейки RS Audio Energy – она чуть выше в модельном ряду, чем Pulse.



Очевидно, что в большинстве случаев акустика будет работать в поканалке, но в комплект всё же вложены кроссоверы. Вернее, просто фильтры для твитеров: предполагается, что НЧ/СЧ динамики будут работать в полную полосу.



Измерения и анализ работы динамиков



Как и предполагал, динамики действительно имеют относительно лёгкую подвижку. Не рекордно, но по нынешним временам – легче среднего. Резонансная частота достаточно низкая, в этом заслуга мягкого подвеса. Добротность чуть выше классической баттервортовской – судя по всему, попытка сделать акцент на басовой области, прослушивание покажет.



Измеренные параметры RS Audio Pulse 165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,42
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 96
  • Qts (полная добротность) – 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,6 дБ


В отличие от большинства динамиков с жёсткими и лёгкими диффузорами, здесь нет явно выраженного горба на верхнем краю диапазона. Структурой плетения и применением правильных материалов всё же удалось демпфировать возникающие в материале резонансы. Кстати, по опыту измерения огромного количества "плетёнок", это получается далеко не у каждого производителя.



Но совсем обмануть физику ещё никому не удавалось, и кое-какие остатки резонансных явлений внутри материала диффузора всё же есть, об этом говорят небольшие перепады акустической фазы в области 1-2 кГц. Однако обошлось без резких переломов графика, так что на деле компромисс между лёгкостью, жёсткостью и демпфированием диффузора найден действительно удачно.



С искажениями всё хорошо – до критической отметки 5% график даже близко не подбирается. Правда, в довольно широком диапазоне третья гармоника оказывается одного порядка со второй. По наблюдениям, такой характер обычно приводит к "прохладному" характеру звучания. Но это уже прослушивание покажет.



Твитер – классика "шёлковой школы" в хорошем смысле. Достаточно ровная АЧХ с лёгким завалом на самом верху, но с ненавязчивым акцентом на область 14-15 кГц.



Акустическая фаза не скачет, излучающий купол практически не ломает. Вернее, его "изгибный резонанс" выведен за пределы значимой области, так что от твитера можно ожидать весьма приятного звучания.



Искажения – тоже очень невысоки. При этом, обратите внимание, с понижением частоты они растут плавно, без резких скачков.



Такой характер искажений позволяет поэкспериментировать с настройками ФВЧ – не будет такого, что чуть снизил частоту, и вот уже твитер "зазвенел". Но и увлекаться чрезмерно низкой частотой раздела я бы не стал – ниже 4 кГц уже нужно быть аккуратнее. При прослушивании это, в общем-то, тоже подтвердилось.

Звучание



С первого включения стало очевидно – для SQ-систем потенциал у акустики большой. Звучание открытое, лёгкое. Атака инструментов отрабатывается хорошо, не замыливается и не зажимается. Явных "резаков" в тонально значимом диапазоне нет. Да и выше по частоте всё в порядке. В поканальных системах все эти достоинства можно раскрыть в полной мере.

Но вот пассивные фильтры из комплекта, как и предполагал, несколько спорны. При пассивном делении верха получается много, порой создаётся впечатление, что ВЧ начинают звучать как бы сами по себе. Причём ни переполюсовка, ни разворот почти не помогают. Если посмотреть, что штатный кроссовер оставляет от твитера, то это многое объясняет:



Тем не менее, смысл в таких кроссоверах есть. Изначально предполагалось, что акустика младшей линейки должна ставиться в штатные места, а плотные штатные сетки, как ни крути, заметно "усмиряют" ВЧ-диапазон. В этом случае всё встанет на свои места.

Но в поканалке динамики однозначно способны на большее. Поэкспериментировав, пришёл к выводу, что начинать настраивать раздел твитеров с НЧ/СЧ динамиками можно смело со значений 3-4 кГц, а дальше – на слух. Интересно, что в моём случае удалось неплохо состыковать полосы с фильтрами 24 дБ/октава. Вообще, по наблюдениям, когда твитер изначально имеет ровную АЧХ, без горбов, которые нужно корректировать, высокие порядки часто дают хороший результат, и бояться их не нужно.

Басовый диапазон подаётся своеобразно – чуть упрощённо по структуре, но с лёгким акцентом на область среднего баса. Это характерно для динамиков со столь низкой резонансной частотой и повышенной добротностью. Если включить ФВЧ и настроить его на 60-70 Гц, это значительно повышает перегрузочную способность системы, а заодно и структуру баса заметно улучшает.

Выводы



Интересный получился тест. Засилие на рынке акустики азиатского происхождения, пусть даже и под европейскими брендами (ну вы меня поняли), как-то затирает ценность самой инженерии, главное, лишь бы выглядело пафосно. RS Audio оказались другими. Это одни из тех динамиков, в которых внимание уделено не пафосности внешнего вида, а элементам, влияющим на работу. И пусть корзины относительно простые, но зато над диффузорами и подвесами явно потрудились, подбирая материалы с нужными свойствами. Твитеры заряжены в незатейливые пластиковые корпуса, но зато они вобрали в себя все достоинства правильной "шёлковой школы". Разве что кроссоверы имеют свою специфику, хотя и тоже вполне объяснимую. В любом случае потенциал динамиков достаточно высок, и свою цену акустика оправдывает. И уж если RS Audio Pulse – это одна из младших линеек, будет интересно посмотреть, что же там в старших.

  • Большой потенциал при использовании в поканальных системах
  • Ясное, динамичное звучание на СЧ
  • Тонально ровное и детальное звучание на ВЧ

  • Пассивные кроссоверы – не самое сильное звено этой акустики



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus