Верхом на радуге
Тест 2-полосных акустических систем Best Balance A6.5C и СЧ динамиков Best Balance A3M
Радует, когда недавно появившийся бренд показывает явный рост технического уровня. Я уже имел дело с техникой Best Balance, и в целом пока она вполне соответствует взятому курсу на "доступное SQ". На этот раз в лаборатории оказалась акустика более продвинутой серии Ambience. Причём, ведущей свою родословную от одного весьма интересного и даже титулованного комплекта.
Продаётся Ambience в виде двухполосного комплекта Best Balance A6.5C, и отдельно можно приобрести среднечастотники Best Balance A3M. Как всегда в последнее время, коротко пробегусь по конструкции и более детально остановлюсь на фактической работе самих динамиков. Поскольку акустика предназначена для процессорных систем и поставляется без кроссоверов, постараюсь выяснить не только потенциал каждого излучателя, но и наиболее оптимальные диапазоны каждого из них – это даст понимание, от чего отталкиваться при настройке системы.
Перед тем, как приступить к тесту
В самом начале совсем немного отвлекусь, потому как есть в появлении серии Best Balance Ambience один интересный нюанс... В общем, если вам показалось, что она сильно смахивает на Rainbow серии Germanium, то вам не показалось. И надписи на магнитах Designed in Germany – это в данном случае чистая правда.
Дело в том, что Ambience действительно является "перевыпуском" серии GL для нашего рынка, и все динамики собираются на той же самой фабрике. Вся разница – в корзинах, их форма на каких-то особых правах закреплена за немцами, но в остальном фабрика согласилась делать эту акустику под новым логотипом.
Почему серия Rainbow GL легендарная, думаю, старожилы автозвука знают. В своё время она получила награду конкурса EISA Awards и звание "Лучшая автомобильная акустическая система в Европе 2014-2015" (в этом легко убедиться на сайте EISA). К сожалению, в своё время серия успела приехать в Россию очень ограниченной партией, но, на минуточку, именно на этой акустике был собран демокар Rainbow, становившийся чемпионом ЕММА в 2014 и 2015 годах. Правда, то были двухполосные комплекты, а вот среднечастотники на нашем рынке впервые.
Конструкция
Первое, что сразу обращает на себя внимание в НЧ/СЧ динамиках (модель называется Best Balance A6W) – это диффузоры. Это довольно необычный сэндвич из алюминия с лицевой стороны и целлюлозной массы – с другой. Как и любые алюминиевые диффузоры, ногтей они не любят, будьте осторожнее.
Центральный колпак, правда, целиком алюминиевый. Кстати, обратили внимание на новый логотип Best Balance? На мой взгляд, буквы BB удалось весьма удачно стилизовать под нашу тему – уж очень они напоминают кнопку Forward на музыкальных плеерах.
Целлюлозную сущность диффузора выдаёт его тыльная сторона.
Магнитная система средних размеров, сам магнит по периметру закрыт кожухом. Элементы магнитопровода выполнены качественно.
Литая корзина – открытая, проблем с воздушной компрессией не должно возникнуть даже в тесных (в разумных пределах, конечно же) подиумах. Подводящие выполнены классическими "поводками" и идут к катушке без выхода на лицевую сторону диффузора.
3-дюймовые среднечастотники Best Balance A3M очень похожи на НЧ/СЧ динамики, только конусы диффузоров на этот раз полностью алюминиевые и довольно нежные. Подвижка должна быть лёгкой, измерения покажут. Центральные "пули" закреплены на керне неподвижно.
Магнитная система закрыта изящным металлическим кожухом. По размерам очевидно, что используется неодимовый магнит.
Осевого отверстия в магнитной системе нет, но для охлаждения катушки и декомпрессии предусмотрены окна под фланцем центрирующей шайбы.
Твитеры выполнены в точёных металлических корпусах. Насколько можно судить по размерам и пропорциям, в конструкции явно имеется акустическая камера. Крепёжных элементов не предусмотрено, но при кастомной инсталляции с такой формой и размерами проблем возникнуть не должно.
Шёлковый купол, как нетрудно догадаться из индекса модели (Best Balance A25T) имеет диаметр 25 мм. Профиль купола невысокий. Сетки у твитеров несъёмные.
Измерения и анализ работы динамиков
Теперь к самому интересному. Начну с простого – электромеханических параметров, потом перейду к более детальному анализу. В этот раз решил совместить описание графиков сразу с впечатлениями от прослушивания. Возможности динамиков рассмотрю с двух точек зрения – для применения в двухполоске и в трёхполоске.
Измеренные параметры Best Balance A6W:
- Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 3,48
- Qes (электрическая добротность) – 0, 65
- Qts (полная добротность) – 0,55
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,7 дБ
Измеренные параметры Best Balance A3M:
- Fs (собственная резонансная частота) – 88 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,4 л
- Qms (механическая добротность) – 4,01
- Qes (электрическая добротность) – 0, 67
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,7 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,7 дБ
Первое, что сразу обращает внимание – низкие резонансы как для мидбасового динамика, так и для среднечастотника. Но природа этой особенности у них разная – у мидбасового основной вклад внесла не самая лёгкая подвижка, а у среднечастотника – относительно мягкий подвес.
Оба динамика явно имеют кольца Фарадея в магнитных системах (короткозамкнутый виток). Посмотрите, импедансы с ростом частоты практически не растут, индуктивность звуковой катушки в немалой степени скомпенсирована. Это, по идее, должно уменьшить интермодуляционные искажения на СЧ и заодно продлить частотный диапазон динамиков вверх. Но там вступают в дело уже другие факторы. В общем, надо смотреть дальше.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Best Balance A6W
НЧ/СЧ динамики действительно забираются высоко (даже очень высоко) по частоте. Хотя, ясное дело, ближе к верхним частотам начинают сказываться вес подвижки и калибр. Но нам звучание наверху не так важно, главное, что нужно было выяснить – динамик умеет работать в двухполосных системах.
Из артефактов – небольшой излом на АЧХ и ФЧХ в районе 300-450 Гц. Но, в принципе, без криминала. Выше фазовая линейность сохраняется где-то до 3,5 кГц. Для двухполоски – нормально.
С искажениями всё в рамках разумного. В районе 80-100 Гц значимость приобретает третья гармоника, что с большой вероятностью говорит об особенностях подвеса в этой частотной области, нежели самого мотора.
По результатам экспериментов стало очевидно, что при настройке нужно обязательно учитывать выброс АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона динамика. Поэтому в двухполоске для нормальной стыковки с твитерами можно смело пробовать фильтры с высокой крутизной и "растаскивать" частоты ФНЧ мидбасового звена и ФНЧ твитеров. По крайней мере, настройку ФВЧ для мидбасового звена я бы начинал с 3 кГц и 24 дБ/октава, а дальше – по ситуации.
Отдельно опишу впечатления по нижним частотам. Бас без "жира". Нижние ноты динамик берёт уверенно, но как-то осторожно, на некоторых жанрах низов порой хочется добавить. Это вообще свойственно для динамиков с добротностью ниже 0,7. В целом характер баса я бы назвал академичным – правильный и аккуратный.
Анализ работы СЧ динамиков Best Balance A3M
Среднечастотники очень хорошо забираются вниз и уверенно работают чуть ли не от 200-250 Гц. Конечно, не на суицидальной громкости, калибр этому не слишком способствует, но стык с НЧ звеном можно смело опускать до 300-350 Гц (ниже для 3-дюймового калибра просто физически нет смысла). Правда, для этого им лучше организовать free-air. Ну или, по крайней мере, не слишком зажимать в тесные объёмы – как минимум, поллитра им точно нужно.
Самый информативный диапазон средних частот динамики передают на удивление ровно и сбалансированно. Вверх они вроде бы тоже пытаются забраться, но настоящих широкополосников из них не получится, выше 5-6 кГц линейность всё равно начинает заканчиваться. Но этого и так уже достаточно, чтобы без проблем срастить с любыми твитерами.
С искажениями тоже всё хорошо. Больше того, от 400 Гц и выше "вредная" третья гармоника падает по уровню совсем "ниже плинтуса".
Анализ работы твитеров Best Balance A25T
Твитеры – попытка добиться компромисса между красивыми параметрами и звучанием. Потому как на слух они реально очень детальны и воздушны, к микродинамике никаких вопросов, но на АЧХ провал в районе 12 кГц выглядит не слишком симпатично. Это не проблема, но, судя по АЧХ, твитеры любят достаточно высокую частоту фильтров при не слишком высокой крутизне.
Очень похоже, что такая форма АЧХ вызвана поведением самого шёлкового купола. Купол имеет невысокий профиль, а сделать такой достаточно лёгким, сохранив жёсткость – непростая задача. В принципе, типичная проблема многих шёлковых куполов.
Как бы то ни было, с искажениями тут всё обстоит красиво. Рост третьей гармоники начинается ниже 4 кГц, а в целом уровень искажений приближается к критической отметке на ещё более низких частотах. По ощущениям от прослушивания, сильно распускать твитеры вниз я бы не стал, но настройка проблем не вызовет ни в двухполосной, ни тем более в трёхполосной системе.
Поэкспериментировал с фильтрами. Неплохо получается при немного непривычной настройке ФВЧ 8-9 кГц и 12 дБ/октава. Такая настройка компенсирует ступеньку АЧХ в районе 8-10 кГц, и реально твитер вступает в работу уже с 5-6 кГц. Собственно, как раз то, что нужно.
Выводы
Акустика однозначно интересная и многообещающая, не просто так её родственник-близнец под маркой Rainbow в своё время был отмечен престижной европейской наградой.
Но простой я бы её не назвал. Просто воткнуть динамики и шаблонно выставить фильтры по принципу "как у всех" тут не прокатит. Каждый из излучателей имеет свои особенности, которые нужно учитывать при сведении полос. В этом смысле эту статью можно использовать как помощь в поиске оптимальной конфигурации – неравномерности АЧХ и ФЧХ наглядно показывают, где могут возникнуть трудности и как их избежать.
Двухполосный комплект действительно хорош, и при настройке полос с "разносом" частот ФНЧ и ФВЧ система получается достаточно сбалансированной. Но если есть возможность добавить отдельное СЧ звено, это сделает систему сразу на голову выше. Среднечастотники здесь весьма удачные, и могут взять на себя весь тонально значимый диапазон от 300 Гц и до 5-6 кГц – ведут себя в нём исключительно линейно.
Словом, акустика для взвешенного и "зрячего" подхода. Умеет звучать детально и красиво, хотя и требует для этого отойти от шаблонных решений в настройке системы.
- Фактически, легендарные Rainbow Germanium под новым именем
- Неожиданно сложные материалы и технологии для своего бюджета
- Возможность приобрести среднечастотники отдельно
- Возможность построения как 2-полосной, так и 3-полосной систем
- Требует нешаблонной настройки и настройщика с хорошими ушами
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus