Про фарш и мясные котлеты
Тест процессоров Audison bit One HD и JL Audio FiX: проверка алгоритмов «восстановления» аудиосигнала при подключении к сложным штатным аудиосистемам

Как там обычно говорят? Фарш невозможно провернуть назад? Ну да, согласен. Но из фарша можно сделать хорошую такую котлету или колбаску. Главное, не заменять мясо слишком большим количеством добавок. Примерно это, только применительно к аудиосигналу, обычно и поручается процессорам при их подключении к штатным системам по высокоуровневым входам.

Просто подключить процессор к штатной аудиосистеме – дело нехитрое, высокоуровневые входы есть чуть ли не во всех современных моделях. Вопрос в том, какой при этом сигнал на него пойдёт. Хорошо, если штатное ГУ выдаёт нормальный широкополосный сигнал без какой-либо коррекции. А если система поканальная, и широкополосный сигнал брать просто неоткуда? Тогда процессору нужно правильно «сшить» сигналы из разных полос, и это уже становится проблемой.

Простое суммирование сигналов заведомо обречено на провал – в зоне стыка полос всегда будут проблемы. Тут даже вручную что-то корректировать во входном сигнале смысла нет (как, напрмер, это можно сделать у Helix). В таких случаях без автоматических алгоритмов «сшивки» полос уже не обойтись. Но это ещё цветочки. Во многих штатных системах не просто поканалка, а ещё и задержки – тут даже обычные алгоритмы перестают корректно работать.

На сегодняшний день полноценно собрать сигнал штатных поканальных систем со всеми перечисленными артефактами умеют немногие – это процессоры Audison bit One HD и bit One HD Virtuoso и так называемые ОЕМ-интеграторы JL Audio FiX. Вот их я сегодня и буду мучить.



Что представляют собой испытуемые?



Особо представлять Audison bit One HD, полагаю, не нужно. Совсем недавно я изучал возможности его нового программного обеспечения, и тогда же, кстати, обещал изучить, как он работает со штатками по высокому уровню. Обещал – выполняю.



Процессор имеет 12 входных высокоуровневых входов, назначение которых можно гибко задавать из софта. Это важный момент – можно задействовать каналы в том числе и не имеющие пары – сабвуферный или, к примеру, центральный. Тот же JL Audio работает только с парами каналов.

JL Audio FiX-82 – это не процессор в привычном понимании, а именно OEM-интегратор. Его единственная задача – собрать сигнал с каналов штатной системы и «восстановить» из них нормальный широкополосный сигнал. Он имеет восемь высокоуровневых входов (вернее, четыре пары), один аналоговый стереовыход и один цифровой оптический выход. Есть ещё похожий JL Audio FiX-86 – у него шесть аналоговых выходов, но он без оптики.





По задумке JL Audio, столь узкая специализация FiX позволяет собрать систему только с нужными возможностями, не переплачивая за всё остальное. Скажем, если нужно только собрать сигналы со штатки – берём FiX. Если нужна более глубокая обработка полученного сигнала – добавляем к нему процессор JL Audio TwK. Если же мы изначально взяли сигнал со штатного ГУ по «цифре», то FiX не нужен, берём только TwK. В общем, рациональный модульный подход.

Как проводились испытания



Чтобы проверить, как Audison bit One HD и JL Audio FiX восстановят широкополосный сигнал из поканальных «обрезков» штатных аудиосистем, необходимо, чтобы кто-то выполнил роль самой штатной системы. На неё отлично подошёл 8-канальный усилитель со встроенным процессором Audison Prima AP 8.9 bit.

Замечу, что хоть он и превосходит по мощности большинство штатных, по согласованию уровней никаких проблем не возникло. Но в последнее время появляются автомобили с ещё более мощными штатными усилителями, и тут уже могут быть нюансы. По этой причине у обновлённого Audison bit One HD Virtuoso диапазон работы со входным сигналом увеличен до 32 Вольт RMS («обычный» bit One HD умеет работать со входным сигналом «всего» 16 Вольт RMS), а JL Audio FiX умеет работать с сигналом до 30 Вольт RMS. И этот запас сделан не просто так.

Импровизированный стенд с «эмулятором штатной системы» и испытуемыми девайсами собрал у себя на столе и подключил к измерительному комплексу Audiomatica Clio. Так можно оперативно переключаться между ними и постоянно контролировать, что происходит с сигналом.



Настройка «штатной» системы



Первым делом настраиваю Audison AP 8.9 bit так, чтобы он изобразил из себя как можно более гадкую штатную аудиосистему с поканальным подключением акустики. Тут не ставилась задача повторить какую-то определённую марку и модель. Нужно было просто создать максимально неуютные условия испытуемым – фильтры с разной крутизной на стыке полос, с перехлёстом частот, переполюсовку отдельных каналов, разницу по уровням и, главное, неодинаковые задержки по каналам.



Вот что такая настройка дала в реальности на выходе Audison AP 8.9 bit. Именно этот сигнал и будет подаваться на входы испытуемых:



Процессорам будет непросто. Обратите внимание на СЧ-звено, оно сильно пересекается с НЧ и ВЧ звеньями, да ещё и имеет дополнительную эквализацию. Причём одна из точек эквализации приходится на совместный частотный участок с ВЧ звеном. Для пущего усложнения перевернул полярность в одном из СЧ каналов. Задержки, если что, в каналах тоже разные. В общем, сигнальчик подготовил тот ещё (звучит злобный смех и тревожная музыка).

Audison bit One HD



Итак, первый пошёл. Запускаю мастер конфигурации. Тут ничего особо думать не нужно, главное быть внимательным – просто читаем подсказки на экране и следуем им. Вначале задаём, что у нас подключено ко входам:



Дальше следуем подсказкам и запускаем на источнике первый трек со свип-тоном (диск идёт в комплекте, но треки можно скачать и с официального сайта Audison). Несколько секунд процессор анализирует сигналы на каждом из входов и сам выставляет уровни. Обратите внимание, гейны входной чувствительности получились зеркальными по отношению к выходным гейнам Audison AP 8.9 bit (скриншот был чуть выше):



Следующий этап – проверка полярности и задержек в каждом из входных каналов. Включаем на источнике трек с импульсами, запускаем процедуру. На этом этапе интересно получилось. В СЧ каналах я действительно намеренно перевернул полярность сигнала, но программа определила, что перепутаны ещё и каналы твитеров. Скорее всего, это результат использования фильтров с высокой крутизной в ВЧ звене нашей «штатной» системы, из-за чего импульсы и оказались «перевёрнутыми».



Окей, пока не буду возражать по этому поводу и положусь на мозги процессора. Самое главное, что программа показала одинаковую фазу в обоих ВЧ каналах. Участок тут действительно сложный – перехлёст частот, фильтры с разной крутизной, да ещё и эквализация в СЧ канале сюда же попадает.

Следующий этап – деэквализация, т. е. нивелирование неравномерности АЧХ получившегося сигнала. Галочка «Включить анализ фазы» по умолчанию снята, включил её. Запускаю трек с белым шумом, снова жду, пока процессор проанализирует, что мы ему там подсунули. Кстати, некоторые процессоры Audison требуют на этом этапе не White Noise, а Pink Noise, т. е. розовый шум – нужно внимательнее следить за подсказками программы.



И вот – готовый результат:



Всё, можно считать, «сшивка» полос и коррекция входного сигнала настроены. Дальше процессор выставляет чувствительность системы автовключения, предлагает задать конфигурацию выходных каналов и т. п., но в рамках данного теста это уже не столь важно, а потому пропущу эти подробности.

Смотрим, какой сигнал получается на выходах Audison. Сабвуферный канал не привожу, его процессор не трогал и с остальными каналами не перемешивал. Зато привожу график фазы выходного сигнала. На нижних частотах он уходит вверх, что вполне логично – в сигнале изначально включен ФВЧ. А вот в зоне, где Audison «сшивал» полосы, всё выглядит на удивление прилично – фазу не колбасит, график плавный.



Проделал ту же процедуру, но при переключении процессора в режим FIR. Признаться, поначалу не думал, что будет разница, но оказалось, Audison в этом режиме «сшивает» полосы по несколько иному алгоритму.



Неравномерность АЧХ в самом сложном месте (стык СЧ и ВЧ в исходной системе) получилась чуть больше, но зато фаза меняется в меньших пределах. Считаю, такой результат по факту даже лучше. Потом оценю, будет ли разница на слух.

Зачем нужна компенсация задержек. Наглядно



А теперь наглядная иллюстрация, какую роль в «восстановлении» сигнала сыграла компенсация задержек. Если её отключить, то проблемы должны вылезти в первую очередь в зоне стыка полос, где сигнал «восстанавливается» одновременно из нескольких каналов. И они действительно вылезают. В зоне стыка НЧ/СЧ как-то обошлось, там разница была невелика, а вот на коварном стыке СЧ/ВЧ... В общем, смотрите сами, и особое внимание обратите на фазу:



Вывод такой – если в штатной системе есть хоть какие-нибудь задержки хоть в одном из каналов, то без их компенсации нормально «сшить» полосы между собой невозможно. Точка. Примите как факт. Прибрать вылезшие горбы – не проблема, но вот выровнять фазовую характеристику всё равно не получится, так что о нормальном звуке можно будет забыть. Вот уж точно «фарш невозможно провернуть назад».

JL Audio FiX-82



Отключаюсь от Audison и подаю этот же сигнал на JL Audio. Напомню, FiX работает только с парами каналов, но в случае с сабвуферным звеном я не стал его разветвлять на оба входа и подал только на один. Дополнительная возможность проверить, как процессор восстанавливает сигнал с ним и без него.

Важный момент – в каналах 7/8 можно включить ФНЧ с фиксированной частотой, как раз на тот случай, если на них будет заводиться сигнал со штатного сабвуфера. В некоторых штатках на сабы трудятся не слишком качественные усилители D-класса с низкой несущей частотой, и они дают много «грязи» в области СЧ и ВЧ. Фильтр её как раз и отсекает, чтобы она не лезла при калибровке (да и потом тоже не мешалась).



Итак, поехали – запускаю трек, жму кнопку калибровки. Процессору требуется только один трек (он идёт на диске вместе с FiX или скачивается с сайта JL Audio в формате WAV), по которому FiX определяет, что ему подсовывает штатная система, и «сшивает» из всего этого широкополосный сигнал. Всё занимает меньше минуты.

В верхней части программа показывает, что процессор «увидел» на своих входах (кстати, весьма правдоподобно, сравните с графиком сигнала, который я «скармливал» испытуемым). Тут же рисуется и АЧХ после процедуры «восстановления» сигнала. Больше никаких промежуточных данных не отображается, только «до» и «после». Мол, нечего забивать голову тем, как это работает, это не ваша, а наша забота.

В нижнем поле – уровни и задержки, которые тоже получились близки к заданным в самом начале при эмуляции штатной системы. Их процессор определяет сам и потом корректировать не даёт. Какие входы задействуются, а какие нет – процессор определяет сам по наличию на них сигнала. Если на каких-то входах программа не увидит сигнала, она их деактивирует.

Один из каналов FiX настроил практически также, как и Audison в режиме IIR (это синий и зеленый графики). А вот переворот полярности во втором канале он не увидел, но подобрал задержки, «склеил» полосы и сделал деэквализацию так, что на реальных АЧХ обошлось без сильных выбросов. На самом деле, если не смотреть на фазовую характеристику, всё получилось даже хорошо. Но этот тест как раз и затеян, чтобы увидеть то, чего не видно в обычных условиях.



Попробовал поэкспериментировать – вручную указать в программе переворот полярности с последующей перекалибровкой, но сильного улучшения это не дало, АЧХ всегда была близка к линейной, но фазовая характеристика лучше не становилась. Когда же «перевернул» сигнал на источнике, то всё получилось корректно – второй (оранжевый) график полностью повторил первый (зелёный). Фактически, FiX отработал сигнал точно так же, как и Audison.

Делаю вывод. Если в штатной системе есть динамики с «перевёрнутой» полярностью, то FiX, конечно вытянет АЧХ в ровную линию. Но не факт, что фазовая характеристика при этом будет оптимальной. Поэтому перед подключением лучше посмотреть реальную полярность сигнала на каждом динамике вручную. Это можно сделать, например, запустив на ГУ трек с однополярными импульсами и посмотрев, как двигаются диффузоры. Ориентироваться только на маркировку динамиков не нужно, сигнал может «переворачиваться» и где-то на этапе обработки сигнала.

Вернёмся к процессору. После восстановления сигнала, если вдруг результат ещё не устраивает, даётся возможность вручную подкорректировать АЧХ. По сути, это аналог Input EQ в Audison bit One HD. Программа показывает графики хоть и без подробностей, но вполне корректно, так что инструмент рабочий, доверять можно.



А что по звуку?



Скажу сразу, результаты прослушивания касаются конкретно данной конфигурации, в других системах всё может быть по-другому. Но без прослушивания, считаю, этот тест был бы неполным. Основное внимание обращал на диапазон ВЧ – в моём случае «склейка» именно исходных СЧ и ВЧ каналов была самым сложным местом для процессоров.

Audison bit One HD, сигнал восстановлен в обычном режиме IIR

Тонально всё сбалансировано, разделение передних и задних планов уверенное, но глубина сцены в целом получилась средней. Порой создаётся впечатление, что её уменьшение происходит за счёт ВЧ – они как-то стараются переместиться с задних планов на передние. По ширине к построению сцены вопросов не возникает – размеры образов в целом правильные, хотя фокусировка чуть расплывчатая.

Audison bit One HD, сигнал восстановлен в режиме FIR

Тут звучание понравилось больше. Звуковая сцена объёмнее и глубже, образы рисуются реальнее. ВЧ приобрели более естественный характер, перестали вылезать вперёд и, что важно, не ценой затирания деталей. Напротив, разрешение субъективно даже улучшилось. Особенно это заметно в медных духовых – они стали менее жёсткими, в них появилось движение воздуха. Если в первом случае система подаёт отдельные звуки, складывая из них мозаичную картинку, то тут подача получается более естественной для слуха. Предположу, что дело тут не только в разных фазовых характеристиках сигнала, но и в принципиально ином алгоритме его обработки в режиме FIR.

JL Audio FiX

«Американец» звучит по-другому, но тоже интересно. В первом варианте (с «перевёрнутым» СЧ звеном в одном из входных каналов) он показал «просторное» звучание, правда, не слишком чётко рисуя звуковые образы. Во втором варианте, когда я в «штатной системе» вручную вернул перевёрнутую полярность к норме, сцена заметно собралась и всё встало на свои места. Это лишний раз подтверждает, что перед подключением процессора лучше проверить полярность штатных динамиков, не полагаясь на то, что процессор потом всё разрулит сам. В обоих случаях тонально всё тоже хорошо сбалансировано, по этой части JL Audio «склеил» обрезки полос безукоризненно – никаких слышимых уху выбросов АЧХ и прочих корявостей.

Выводы



Отдать предпочтение какому-то одному из процессоров, наверное, было бы неправильно. Приборные измерения объективно показали, что они оба умеют корректно восстанавливать широкополосный сигнал из «порезанных» сигналов штатной поканалки. Важно, что оба при этом сумели определить наличие задержек и нивелировать их. А то, насколько их компенсация важна, я уже показал на примере Audison. Без неё на АЧХ не просто вылезают горбы (их можно и эквалайзером прибрать), важнее, что фаза при этом крутится как дурная. А её уже никто не восстановит, т. е. о нормальном звуке можно сразу забыть. Так что компенсация задержек – реально мощный инструмент, который меняет всё.

Так что выбор между Audison и JL Audio – вопрос, скорее, концепции системы. JL Audio FiX, согласно замыслу производителя, является частью модульной системы. Он позволяет подключить к своим выходам практически что угодно – от процессоров и процессорных усилителей по оптике до обычных усилителей по аналогу. Он быстрее делает калибровку, но с ним лучше перестраховаться и предварительно изучить штатную систему на предмет переполюсовки динамиков.

Audison bit One HD построен иначе. Это мощнейший «комбайн» с огромными возможностями, а потому во многих случаях может оказаться даже избыточным. У него калибровка включена в общую процедуру конфигурирования системы, но зато он проводит её обстоятельно, сам выискивает косяки штатной системы и настраивает всё так, чтобы получился сигнал с минимальными фазовыми искажениями. Особенно это касается режима FIR – как оказалось, калибровка в нём работает по иному алгоритму.

Словом, если концепция системы требует бескомпромиссного подхода, чтобы было всё и сразу, – это Audison. Если нужно восстановить нормальный сигнал из штатных безобразий, а «дальше мы как-нибудь сами» – это JL Audio. И альтернатив им у других производителей, к сожалению, пока нет. Как говорится, «никто кроме них».




Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus