Почти олдскул
Тест 6-канального усилителя Vibe CVENCH6-V4

Давненько ничего не было слышно про Vibe. Родом этот бренд из Великобритании, в Европе продаётся активно, но у нас какое-то время о нём было слышно очень мало. Впрочем, есть кое-какие предпосылки, что в ближайшее время нас ждёт его более активное возвращение. И на днях в лаборатории CARMUS оказались сразу две акустических системы (подороже и подоступнее) и большой 6-канальный усилитель топовой серии CVEN. Начну, пожалуй, с усилителя.

Для начала немного о статусе этой модели. Усилитель принадлежит к серии CVEN, которая в иерархии Vibe позиционируется как Сompetition SQ Amplifiers. Окей, с этих позиций его и буду рассматривать.

Первое изучение



«Плита», конечно, внушительная – шириной 29 см и длиной почти 65 см. Вес соответствующий. А что вы хотели, 6 каналов и класс АВ. Для двух пар каналов заявлена мощность по 70 Вт, для третьей пары – 130 Вт (это если на 4 Ом). Сразу вырисовывается применение – все шесть каналов на трёхполосный фронт или первые две пары на двухполоску, а пару помощнее – на сабвуфер мостом.



Все терминалы подключения сведены на одну сторону, доступ к ним и к регулировкам открывается, если снять узкую и длинную металлическую панель.



Терминалы подключения акустических и силовых кабелей отнесены максимально далеко от линейной части. Рядом – батарея предохранителей общим номиналом 100 Ампер.



Рядом с обычными линейными входами – высокоуровневые, да ещё и с системой автовключения. Не уверен, что такой усилитель будет использоваться для простого апгрейда штатки, но раз уж есть, пусть будут. Предусмотрен селектор входов – сигнал не обязательно подавать на все три пары входов, можно только на одну или две.



В комплекте идёт проводной регулятор. Он управляет уровнем сигнала в каналах 5/6.



Регулировки в каналах 1/2 и 3/4 одинаковы – можно включить ФВЧ, ФНЧ или оба фильтра разом. Оба можно настроить на частоту от 40 Гц до 6 кГц. Столь широкий диапазон охватывается в два прохода – от 40 до 600 Гц и от 400 Гц и до 6 кГц.

В каналах 5/6 также есть ФВЧ и ФНЧ, только диапазон настройки – от 40 Гц до 1 кГц. Плюс отдельно сабсоник, бас-буст и регулятор фазы. Словом, кроссоверное оснащение при желании позволяет разрулить 3-полосную поканалку (или двухполоску плюс саб) безо всяких процессоров.



Лёгкий штрих «британского патриотизма» – флаг на плате. Как полагается, львиную долю внутреннего пространства занимает блок питания.



Точнее, блоков питания тут два, первый – для пар каналов 1/2 и 3/4, а второй – для пары 5/6. На выхлопе вторички стоят буферные ёмкости по 4700 мкФ в плече. Ближе к выходным транзисторам есть ещё несколько небольших ёмкостей. Обошлось без фанатизма, но необходимый минимум обеспечивается.



Если присмотреться, плат на самом деле две – плата блока питания и плата звуковой части. Они соединены между собой мостиками-перемычками.



Выходные транзисторы выстроились в два ряда. Один ряд – вдоль задней стенки, второй – под платой ближе к линейной части.



Узкая и длинная плата фильтров вытянулась вдоль корпуса. Соединения выполнены шлейфами. Не совсем по аудиофильски, но в домашней технике такое сплошь и рядом, так уж и быть, придираться не буду.



Правда, один момент всё же отмечу – на входах используются операционники NE5532. Это «рабочие лошадки», которые можно встретить во многих усилителях, но для модели, заявленной как SQ Competition Amplifier такие, пожалуй, всё же не по статусу. Любителям твика можно первым делом обратить внимание именно на них.

Звучание



На этот раз снова решил первым делом оценить звучание, и только потом приступить к измерениям. Первым делом – каналы 1/2 и 3/4 (они построены одинаково). Если в двух словах, то я бы назвал характер звука ровным и, пожалуй, спокойным. Подача без нарочитой «ламповой теплоты», но и без холода и колючести – нейтральная. Тонально всё сбалансировано, никакой легковесности, которая часто бывает в СЧ/ВЧ каналах некоторых усилителей.

На малой громкости есть небольшая потеря деталей и в целом микродинамики, но на нормальной и повышенной Vibe начинает раскрываться. На жёстком роке подача кажется излишне спокойной, хотя усилитель почти не теряется и звуки в кашу не перемешивает. Вокал, качественная спокойная инструментальная музыка – это, пожалуй, даётся усилителю лучше всего. Сцена рисуется, я бы сказал, аналитично – без какой-то особой грандиозности, но всё на своих местах и в целом правильных размеров.

В каналах 5/6 характер звучания сохраняется, но чувствуется, что каналы чётко ориентированы на использование в НЧ звене – СЧ и ВЧ диапазоны тут воспринимаются заметно проще. Поэтому их оценивать нет необходимости, всё внимание – на бас. Он здесь более массивный, чем в каналах 1/2 и 3/4, в целом по характеру мягкий и обволакивающий. Структура нижних частот несколько сглажена, но энергетика в целом хорошая, звучание при увеличении громкости не зажимается – слава запасу мощности.

Напоследок попробовал совместить в одной системе характеры всех каналов, благо, под рукой была одна интересная трёхполосная акустика, отчёт о которой будет чуть позже. Вот тут, конечно, картинка получается более интересной. Избавленные от нижних частот каналы 1/2 и 3/4 показали более точное звучание, и к тому же при достаточно низком разделе НЧ и СЧ появляется возможность в определённой мере влиять на характер баса – это я уже о каналах 5/6.

Измерения



Начну с самого лёгкого – с фильтров. При широченных диапазонах настройки самая частая проблема – это плавающие крутизна и добротность. Здесь фильтры получились как надо – все параметры стабильны и не зависят от частоты настройки. Не придерёшься.



В каналах 5/6 с этим тоже никаких проблем. Напомню, ФВЧ и ФНЧ можно включать не только раздельно, но и вместе, образуя полосовой фильтр.



Отдельно в каналах 5/6 имеется фильтр-сабсоник, он задействуется при включении ФНЧ. Формально он неотключаемый, но с нижней частотой настройки всего 15 Гц. Если включить ещё и ФВЧ, их характеристики суммируются. Обратите внимание на зелёную кривую на графике ниже – это АЧХ при одновременном включении ФВЧ и сабсоника с настройкой обоих на 40 Гц.



АЧХ при включении бас-буста снял просто для порядка, тут подвоха и не ожидалось. Работает на стандартной частоте 45 Гц и может поддать жару, как и обещано, до 12 дБ. В отличие от фильтра-сабсоника активен постоянно.



Теперь к анализу самой усилительной части. Вот тут уже интереснее. Начну снова с каналов 1/2 и 3/4. Обратите внимание, на малых уровнях сигнала спектр выходного сигнала далеко не стерилен, в нём присутствует «заборчик» из гармоник. Причём с повышением уровня полезного сигнала он практически не меняется.



Это говорит о том, что усилитель работает с уменьшенными токами покоя выходных транзисторов (фактически, близко к классу В). А «забор» гармоник – не что иное, как нелинейность при переходе через ноль, когда одно плечо выходного каскада закрывается, а второе – открывается. Правда, ещё при разборе усилителя я обратил внимание, что режимы работы выходного каскада задаются переменными потенциометрами, так что любителям твика – ещё один инструмент в руки.

Реакция усилителя на подачу двухтональных сигналов получилась с ожидаемо задиристым спектром, за исключением того, что количество паразитных гармоник увеличивается не с ростом, а со снижением частоты.



В каналах 5/6 схемотехника та же, разве что сама силовая выходная часть «масштабирована» до нужной мощности. Соответственно, спектры выходного сигнала имеют практически тот же характер.



Интересно, что практически во всей информативной части спектра преобладает третья гармоника. Признаюсь, этот момент оказался для меня немного неожиданным. Да, в звучании нет характерной «ламповой теплоты», которая обычно появляется при доминировании второй гармоники. Но и какой-то откровенной колючести или грубости я тоже не услышал. Впрочем, в звучание свой вклад вносят много составляющих, никогда нельзя судить только по одной из них. Динамическое взаимодействие с нагрузкой, к примеру, тоже никто не отменял.





А вот и фазовые характеристики, которые я с некоторого времени оцениваю и для усилителей тоже. Тут, в общем-то классическая картина – небольшие «уводы» фазы по краям диапазона, но в разумных пределах





Характер зависимости КГИ от выходной мощности подтвердил предположение о работе усилителя с небольшими токами покоя, график представляет собой традиционную «галочку» – на малых уровнях сигнала искажения чуть выше, чем при повышении выходной мощности. Отчасти это объясняет, что усилитель не любит малую громкость, а раскрывается и звучит интереснее именно на средней и повышенной громкости.





Заявку силового потенциала Vibe CVEN выполняет честно – ограничение выходного сигнала наступает даже при чуть более высоких мощностях, чем обещано.

Каналы 1/2 и 3/4:
  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 77 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 121 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 94 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 142 Вт


Каналы 5/6:
  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,07%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 134 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 197 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 162 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 247 Вт


К слову, при таком раскладе пару каналов 5/6 можно спокойно использовать не только на НЧ звено акустических систем, но и на сабвуфер – в мост на 4-омную нагрузку номинальная мощность лишь немного не дотягивает до 400-ваттной отметки.

Выводы



Интересные впечатления оставил этот усилитель. На мой взгляд, позиционирование в качестве SQ Competition Amplifier для него довольно условное – оно подбивает сравнивать Vibe CVEN с усилителями, имеющими гораздо более высокую цену, а это было бы неверно. Более правильным было бы рассматривать его просто как хороший усилитель повышенного класса «для жизни» – с понятным и в целом приятным звучанием и развитым дополнительным оснащением. В тех же соревнованиях поканалка без процессора нынче не сильно в фаворе, а с процессором столь развитые фильтры вроде как уже лишними оказываются. Не говоря уж о высокоуровневых входах.

Так что если кто-нибудь спросит, в каких случаях выбор Vibe CVEN окажется предпочтительным, я бы ответил, что он для тех, то не доверяет D-классу, предпочитает проверенную и отработанную схемотехнику и, возможно, чуточку ностальгирует по старым добрым олдскульно-монументальным усилителям.

  • Удобная формула каналов – 4 х 70 + 2 х 130 Вт
  • Два раздельных блока питания
  • Реальная выходная мощность выше заявленной
  • Стабильная работа на 2-омную нагрузку (или 4-омную в мост)
  • Удобная односторонняя компоновка корпуса
  • Олдскульно-брутальный внешний вид

  • Повышенные искажения на малых уровнях сигнала



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus