Антикризисный Audison
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Audison APK 165P

Нет, вы только посмотрите, что творится в этом мире! Нефть торгуется в минус, валютные курсы скачут как блохи на собаке, а акустику Audison можно купить меньше, чем за 15 тысяч рублей! Спокойно, повода для сарказма тут нет, как выяснилось, акустика честная, с породистым и зрелым звучанием. Причём заметно переигрывает свою цену – реально антикризисная. В общем, есть на что обратить внимание.

По правде говоря, Audison APK 165P была анонсирована ещё в конце прошлого года, первые образцы удалось оценить уже зимой, но продажи задержались из-за всем известных событий. Акустика принадлежит к семейству Prima, но в отличие от остальной серии позиционируется чуть иначе.

Пару слов о концепции Audison APK 165P



Если коротко, задача существующих моделей Prima – добиться максимального качества звука при работе с усилителями небольшой мощности, это одно из ключевых условий при качественном апгрейде штатных систем. А вот APK 165P, в отличие от них, рассчитаны на работу с более мощными усилителями. К примеру, если апгрейд штатки не ограничивается заменой динамиков, то в компаньоны к этой акустике рекомендуется более мощный усилитель. К примеру, в пресс-релизах рекомендуется в первую очередь Audison Forza (он же Audison AP F8.9 bit).



Когда я первый раз взял в руки эту акустику, то самым логичным казалось сравнить её с двухполосным комплектом APK 165 (который без «хвостика» P в индексе модели) из той же серии Audison Prima. Однако даже при беглом изучении стало ясно, что она построена принципиально иначе. И уж если сравнивать, то первый претендент на сравнение – это Hertz CPK 165 из серии Cento Pro.

Поначалу это выглядело странным, зачем Elettromedia устраивать конкуренцию между своими же брендами и пересекать модельные ряды Audison и Hertz? Audison APK 165P рассчитана на инсталляции примерно того же уровня, что и Hertz Cento PRO, и даже цены у них различаются несильно (на момент публикации этой статьи цена Hertz CPK 165 составляет 17500 рублей, Audison APK 165P будет стоить 14500 рублей).

При ближайшем же рассмотрении всё начало вставать на свои места. Да, в звуковых почерках Cento PRO и новой модели Audison прослеживается общая школа, но они действительно получились разными. Hertz всегда позиционировался как акустика для активной молодой аудитории, а Audison – для более утончённого и «зрелого» музыкального вкуса, и здесь это хорошо чувствуется. Впрочем, я, кажется, забегаю вперёд.

Конструкция, первые впечатления



НЧ/СЧ динамики (их модельный индекс – Audison AP 6.5P) имеют вполне нормальные пропорции и привычные подвесы, в то время как «родственные» Audison AP 6.5 (которые без буквы P) имеют уменьшенную посадочную глубину и верхние подвесы с треугольными «волнами». Но и от прямых аналогий с Hertz CP 165 я бы тоже воздержался.



Диффузоры вместе с центральными колпачками образуют V-образный профиль, который по пропорциям действительно похож на профиль диффузоров Cento PRO. Однако при ближайшем рассмотрении сами колпачки и пресс-формы конусов у Audison явно другие. Следовательно, и при работе динамиков диффузоры будут вести себя по-разному. Вот вам и «похожесть»...



Кстати, обратите внимание – логотип Audison выполнен единым элементом с внешней частью резинового подвеса, которая крепится на фланце. Обычному пользователю это мало о чём говорит, но кто знаком с технологическим процессом, сразу смекнёт – это не универсальные OEM подвесы, они изготовлены специально под эту модель акустики. Значит, можно ожидать стабильности механических параметров, поскольку пропадает зависимость от сторонних поставщиков комплектующих.

Изготовление самих комплектующих для этих динамиков и их сборка производятся на собственной фабрике полного цикла LaVoce, которая была построена в Китае концерном Elettromedia несколько лет назад, является его частью и полностью закрыта для сторонних брендов. Примерно как фабрика Apple, только в мире автомобильного аудио.

Однако я отвлёкся, вернусь к динамикам. С материалом диффузора, в принципе, без неожиданностей – это прессованная целлюлоза с упрочняющими добавками.



Конструкция мотора внешне относительно традиционна. Охлаждение катушки организовано через систему вентиляции с осевым отверстием, окнами под центрирующей шайбой и отверстиями в каркасе звуковой катушки (последние снаружи не видны).





Как всегда, на официальном сайте приведена 3D-модель динамика со всеми подробностями внутреннего строения.



Ну и чтобы окончательно развеять все аналогии с Hertz Cento PRO, достаточно обратить внимание на центрирующие шайбы. Если у НЧ/СЧ динамика Hertz CP 165 они «высокие», то у AP 6.5P они «плоские». Ну хоть что-то общее с остальной серией Prima.



Теперь твитеры Audison AP 1P. По конструкции они отличаются и от уже существующих в серии Audison AP 1, и от самых близких к ним Hertz C 26 и Hertz CP 25.



Впрочем, если уж снова сравнивать с Hertz, то они ближе именно к серии Cento – имеют закрытую конструкцию с демпфирующей подкупольной вставкой и без тыловой акустической камеры (в серии Cento PRO применена конструкция с осевым каналом Center Tuning Duct и небольшой тыльной акустической камерой).



Изначально твитеры «одеты» в сетчатые защитные грили, но их можно «раздеть», оставив лишь сами излучатели.



В комплекте идёт приличный набор аксессуаров для монтажа. Можно собрать твитеры так, чтобы их было удобно врезать в плоскость, закрепить на поверхности или втиснуть практически в любые штатные места. Излучающие купола можно закрыть сеткой, грилями в виде дуг или вовсе оставить открытыми. Эта фишка получила даже собственное название – AIF technology (Any Install Faceplate).



Лёгкость монтажа – это вообще одна из характерных особенностей всей серии Prima. Поэтому было бы странно увидеть в APK 165P громоздкие кроссоверы. Вместо этого – на каждый динамик по собственному фильтру, каждый в корпусе размером со спичечный коробок. Ушки по бокам позволяют закрепить их, например, на проводке или к каким-либо элементам (к слову, крепёжные хомутики тоже идут в комплекте).



Фильтры НЧ имеют фиксированные характеристики, а фильтры ВЧ дополнены аттенюаторами – можно выбрать одно из двух значений уровня твитеров. Судя по всему, «0 дБ» – для обычной установки, а «+3 дБ» – для установки под плотные штатные сетки.



Измерения



В параметрах НЧ/СЧ динамиков обошлось без неожиданностей. Не самые тяжёлые подвижные системы и одновременно сильные моторы обусловили повышенную чувствительность. При этом резонансная частота не задралась вверх, а осталась в приемлемых границах. Она едва превышает 60 Гц, что для 6,5-дюймового калибра – нормально. Твитеры имеют резонансную частоту порядка 1,5 кГц. Импеданс всей системы в сборе ниже 3-омной отметки ни на каких частотах не проседает.



Измеренные параметры Audison AP 6.5P:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,34
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 54
  • Qts (полная добротность) – 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,7 дБ


Сильный мотор стал причиной низкой электрической, а вслед за этим и полной добротности (сильно ниже «классической» баттервортовской 0,707). С одной стороны, это обусловило лёгкий спад отдачи в самом низу диапазона. С другой стороны, это должно хорошо отразиться на структуре баса. Потом покажет прослушивание.



Диффузор ведёт в целом себя хорошо и практически не подвержен изгибным колебаниям. Если не считать небольшого артефакта около 1 кГц, акустическая фаза ведёт себя прилично вплоть до 4 кГц. Переход из поршневого режима работы в модальный плавный, без резких выбросов АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона.



Искажения невысокие, хотя и не рекордно низкие. Их уровень можно назвать средним для хорошей акустики в этом ценовом сегменте.



Твитер имеет достаточно ровную АЧХ. Это хорошо, если использовать динамики в поканальной системе, настройка раздела полос будет предсказуемой. Наиболее ровной АЧХ получается по оси, твитер отыгрывает высоко. С разворотом отдача на самом верху плавно снижается – классика открытого шёлкового купола.



Собственные изгибные колебания шёлкового купола хорошо задемпфированы, перепад фазовой характеристики на ВЧ практически не заметен. Собственно, отсюда и достаточно ровная осевая АЧХ в этом диапазоне.



С понижением частоты искажения приближаются к 1-процентной отметке уже при достижении 4 кГц, но растут плавно, так что в поканалке будет некоторая свобода в настройке.



Интересный факт, НЧ/СЧ динамики и твитеры дали повод дважды отметить частоту 4 кГц. Заглянув в описание акустики, обнаружил, что эта же цифра фигурирует и для фильтров кроссовера. Только в НЧ/СЧ звене используется фильтр первого порядка, а в ВЧ звене – второго порядка. В результате система стыкуется достаточно рационально, по максимуму используя способности каждого из излучателей.





К аттенюатору твитера никаких вопросов не возникло, работает корректно.



Характер акустики, впечатления от прослушивания



Первый раз довелось оценить Audison APK 165P ещё на стенде в компании «Чернов Аудио». Подробного прослушивания на тот момент не получилось, но первое впечатление вышло показательным – в стенде кроме Audison были ещё два комплекта – старый Hertz Energy и новый Hertz Cento («обычный», не PRO).

Последние я уже сравнивал между собой, причём не только ушами, так что тут обошлось без откровений – характерные настырно «цыкающие» ВЧ у Energy и более спокойный и ровный характер у Cento (немного «приглушенный» при прослушивании на стенде, особенно после Energy, но более сбалансированный и правильный при прослушивании в ближнем поле).

При переключении на Audison первое, что обращает на себя внимание – более открытый и ясный характер звучания, как будто покрывало с динамиков сбрасывают. При этом не за счёт какого-то тонального перекоса и выделения отдельных частотных диапазонов, а, скорее, за счёт более естественной динамики звучания.

При длительном прослушивании отметил для себя интересную вещь – в звуке отсутствует какая-либо «синтетика» или неестественный окрас, отдельные звуки не отделяются от инструментов, музыкальная картинка рисуется цельно. Как результат, очень комфортно «ложится на слух» инструментальная музыка, да и в целом акустика не утомляет при длительном прослушивании.

Бас по своей структуре правильный, при нормальной установке нужно сильно постараться, чтобы получить гулкость (разве что сами дверные панели загудят). На удивление, откровенного эффекта «lack of bass», характерного для динамиков с невысокой добротностью, нет, низ отрабатывается хоть и без массивности и тяжеловесности, но аккуратно и уверенно. Стыковка с сабвуфером проблем не вызовет, с хорошей «десяточкой» получится вообще красота.

Твитеры, как и ожидал при измерениях, лучше всего показывают себя, если их не прятать под плотные штатные сетки. В этом смысле становится понятным такое пристальное внимание разработчиков к аксессуарам, вон сколько чашечек-сеточек в комплект положили. Так что по возможности их лучше ставить открыто и не очень сильно отворачивать от слушателей. В этом случае получится редкое сочетание – твитеры хорошо забираются вверх по частоте, достаточно детальны, но звуковая подача при этом остаётся мягкой и какой-то живой что ли.

Коротко по сути



Можно сказать, акустика получилась «антикризисной» – это Audison с фирменным породистым звуковым почерком, который можно купить меньше, чем за 15 тысяч рублей. И не нужно сравнивать её с Hertz Cento PRO или существующей серией Audison Prima, модель APK 165P получилась другой. Я бы сказал, она соединила в себе универсальность Cento PRO и утончённость, присущую более дорогой акустике Audison. Так что присмотреться к ней, определённо, смысл есть.

  • Выдающаяся универсальность монтажа твитеров (AIF, Any Install Faceplate)
  • Компактные кроссоверы, выполненные в виде отдельных фильтров
  • Параметры кроссоверов точно соответствуют возможностям динамиков
  • Ясный и комфортный характер звучания, располагающий к «живой» музыке

  • Каких-то особо серьёзных минусов не обнаружено



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus