Hi-Res без проводов
Тест 7-канального усилителя Eton Stealth 7.1 DSP со встроенным 8-канальным процессором и поддержкой аудиостриминга по Wi-Fi

«Ну вот, очередной усилитель с процессором», – подумал я, когда Eton Stealth первый раз попал в руки. Не тут-то было. Во-первых, сильное процессорное «железо», которое легко соперничает с более дорогими «процеусями» (сами увидите). Во-вторых, настройка не с компьютера, а со смартфона или планшета по Wi-Fi (ура, наконец-то производители расчувствовали этот тренд). В-третьих, по Wi-Fi можно стримить со смартфона музыку, причём даже в Hi-Res. В-четвёртых... А хотя, не буду выкладывать всё разом, давайте лучше обо всём по порядку расскажу.

Начну с цены. На момент теста Eton Stealth 7.1 DSP стоит 58990 рублей. Для «процеусей» это твёрдый средний уровень – уже больше, чем, например, AMP или Best Balance, но до JL Audio VXi ещё далеко. К слову, с VXi его ещё придётся сравнить, но не буду забегать вперёд.





Конструкция, первое изучение



Усилитель решён в непривычной схеме – восьмиканальный процессор и семь каналов усиления. Причём неравноценных. Для каналов 1/2, 5/6 и 7 заявлена мощность 86 Вт, для них рекомендуется только 4-омная нагрузка. Каналы 3/4 мощнее, они могут выдать 95 и 170 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно.



Седьмой канал по умолчанию задан в качестве центрального, но в приложении его можно сформировать из сигналов практически любых входов. Алгоритм формирования не описан, но всё выглядит как простое суммирование. Сабвуферный канал жёстко зафиксирован за линейным выходом, что выглядит вполне логичным – на сабвуфер лучше использовать более мощный моноблок.



По входам ситуация следующая – 6-канальный аналоговый, цифровой оптический и уже упомянутая возможность аудиостриминга по Wi-Fi.

Сначала про аудиостриминг. Главная фишка Wi-Fi – возможность передавать аудио в формате High Resolution, причём с сохранением битперфекта (т. е. без каких-либо промежуточных преобразований, коих не избежать при передаче по Bluetooth). Работает эта фича как с Android-смартфонами, так и с iPhone.

К сожалению, для Android не так много приложений, которые умеют корректно и в режиме bitperfect выдавать звук на подключенное по Wi-Fi устройство. В своё время я экспериментировал с Wi-Fi у себя в машине и пока остановился на Bubble UPnP. Но это уже дело вкуса, можно выбрать и что-нибудь другое. Для iPhone, насколько знаю, с передачей аудиопотока по Wi-Fi дела обстоят получше, но этот момент лучше уточнить у «яблочных» пользователей.

Замечу, что Wi-Fi имеет существенные преимущества перед оптикой. Модуль встроен непосредственно в процессор, и тем самым исключается передача сигнала через оптическую линию со всеми её «прелестями» вроде джиттера, проблем клокинга и прочих недостатков формата SPDIF.

Идём дальше. Аналоговые входы реализованы довольно гибко – усилитель можно подключать по линейному уровню через RCA-разъёмы или же по высокому уровню. Сняв крышку, можно попарно отрегулировать чувствительность входов обычными «крутилками», джамперами выбрать входное сопротивление (пригодится для штатных систем с самодиагностикой, которые определяют, подключены ли к штатному усилителю динамики), а ещё – выбрать режим автоматического включения усилителя.



Всего в Stealth реализовано два режима автовключения – по наличию постоянной составляющей (работает с большинством штатных усилителей, построенных «по-магнитольному») и по наличию полезного сигнала (это уже для более серьёзных штаток). И да, обычное включение по Remote, разумеется, тоже есть.

В комплекте идёт проводной регулятор уровня. В моём случае он оказался изначально неактивным, но это решается в процессе настройки процессора в приложении.



Пульт – простой повротно-нажимной энкодер. В обычном режиме он рулит громкостью, при коротком нажатии – уровнем сабвуфера, при длительном – переходит в режим выбора пресетов (всего в памяти можно сохранить два пресета). А вот выбрать источник можно только из приложения. Каждому режиму соответствует свой цвет свечения, цвета настраиваются из приложения.



Открываю крышку. Почти все основные элементы расположены с лицевой стороны, включая теплонагруженные – чипы усилителей, ключи блока питания и т. д.





Тепло отводится на корпус через «тепловые мостики», к которым элементы прижимаются через мягкие прокладки.



Блок питания построен не совсем привычно, без больших тороидальных трансформаторов, а потому неожиданно компактен для своих силовых способностей.



Звуковая часть расположилась в центре усилителя, так что все сильноточные элементы оказались максимально близко к блоку питания, а малосигнальная процессорная часть – максимально от него отдалена (насколько это вообще возможно в компактном корпусе).



В усилителях замечены TPA3251 – многообещающие чипы D-класса, которые встречаются в том числе и в дорогом домашнем High End. Давно их заприметил, судя по форумам снобов-аудиофилов, они способны на весьма приличный звук при правильной обвязке. Окей, послушаем, как они реализованы в Eton.



Процессорная часть реализована на связке чипов Asahi Kasei. Основная «математика» возложена на AKM7738 (к слову, тот же самый чип, что и в JL Audio VXi). За преобразование аналога в цифру отвечают AK5558. В цифро-аналоговом преобразовании участвует AK4458, и тут же замечен двухканальный AK4117. Нехилый такой «замес».



С обратной стороны процессорной платы приютился модуль Wi-Fi.



В общем, по «железу» Stealth выглядит внушительно и по уровню комплектующих, пожалуй, не уступает уже упомянутому VXi. Впрочем, не буду торопиться с выводами.

Управление процессором



Всё управление – со смартфона или планшета по Wi-Fi. Если заметили, разъёмов для USB на корпусе даже не предусмотрено. Заявлена поддержка как девайсов на Android, так и «яблочек». У меня Samsung, буду проверять на нём.

В Google Play нахожу приложение Eton DSPControl, ставлю. Включаю процессор, он появляется в списке доступных Wi-Fi точек. Пароль для соединения можно взять, отсканировав QR-код на задней крышке усилителя. Запускаю приложение, логотип зеленеет – процессор «на связи», можно настраивать.

В главном окне приложения доступны лишь громкость, уровень саба и общее приглушение звука. Всё остальное – под кнопками Mode (выбор источника), Tuning и Setup. В добавок к физическим регуляторам чувствительности на аналоговых входах есть дополнительная программная регулировка. Уровень на цифровом входе, к слову, тоже можно корректировать.



Вместо привычной маршрутизации выходов – замысловатая картинка, в которой система поделена на несколько зон, в каждую из которых можно перетаскивать динамики из верхней части экрана. Здесь же определяется, на какой выход с какого входа пойдёт сигнал и в каких пропорциях.



Сабвуферный канал жёстко закреплен за линейным выходом. Остальные каналы по умолчанию предлагается использовать так:

Выход 1/2 – фронтальные твитеры или широкополосники
Выход 3/4 – фронтальные мидбасовые динамики
Выход 5/6 – фронтальные среднечастотники или тыловые динамики
Выход 7 – центральный канал

Слёту начать ориентироваться в настройках не получилось. Нет, всё довольно просто, но словосочетание «интуитивно понятное управление» не очень подходит. Ворчать, правда, не буду, приложение всё же освоил довольно быстро.



Задержки – с шагом 0,02 мс, максимально до 20 мс (эквивалентно «отодвиганию» динамика на 6,86 м). Настраиваются как по каждому каналу отдельно, так и скопом – группы каналов можно задать цифровыми кнопками в нижней части экрана. Последнее реализовано не слишком очевидно, но метод тыка позволяет освоиться быстро.

Фильтры – без особых ограничений по частоте настройки. Тип фильтров не выбирается, они имеют баттервортовские характеристики. Крутизну можно выставить вплоть до 48 дБ/октава.

Эквалайзеров два – Channels EQ и Input EQ. Оба можно настраивать поканально или линковать каналы в пары.

Channels EQ привязан к выходам. Тут всё как обычно – для каждого выхода можно ввести свою корректировку сигнала. Это 10-полосный параметрик, добротность в каждой полосе меняется от 0,1 (самая широкая полоса) до 10 (самая узкая полоса). Есть фильтры Low Shelf и High Shelf («ступеньки» на АЧХ) с возможностью задать добротность от 0,3 (плавный подъём/завал АЧХ) до 2,0 (резкая ступенька).

Input EQ привязан ко входам, корректировку можно делать для каждого входного канала отдельно (в том числе и для цифрового входа). Это параметрик с теми же возможностями, что и у Channels EQ, только уже 21-полосный. Его можно использовать, например, для коррекции корявой АЧХ штатной аудиосистемы.

Вот тут чуть подробнее. Для коррекции сигнала нужно знать АЧХ штатки, и Eton Stealth как раз позволяет её измерить. Переходим во вкладку RTA и указываем, на каком входе нужно измерить сигнал, потом запускаем на головном устройстве трек с розовым шумом. Полученные результаты как раз и используются для настройки Input EQ.



Второй вариант использования вкладки RTA – измерения АЧХ собранной системы уже в автомобиле. Под крышкой усилителя (там же, где и остальные регулировки) имеется разъём mini-jack для микрофона. Правда, самого микрофона в комплекте нет, а описание уклончиво отсылает к дилеру за консультацией по его выбору. Как бы то ни было, возможность во многих случаях очень полезная – позволяет настроить систему, не имея под рукой специального измерительного софта. Впрочем, приобретением микрофона всё же придётся озадачиться.

Ещё один важный момент – это возможность выбрать тип выходного фильтра ЦАП (чип AK4458 имеет несколько режимов работы выходных фильтров).



На официальном сайте Asahi Kasei по всем возможным режимам есть небольшая памятка. В каждом из них фильтр имеет разный импульсный отклик – в одних случаях переходные процессы практически отсутствуют, в других – заметны сильнее. Это придаёт звучанию тот или иной характер, из-за чего технология получила название Sound Color Digital Filter (SCDF).



Не стану вдаваться в то, как звучит тот или иной режим. Как показала практика, в каждой системе изменения могут проявлять себя по-разному, нивелируя те или иные особенности компонентов. Так что оставлю эту забаву счастливым владельцам этого усилителя. Тем более, что баловаться типом фильтров есть смысл только после окончательной настройки системы.

Измерения



Тут много расписывать не стану, скажу лишь, что усилитель выглядит достойно. Спектры искажений не колючие, заявка мощности выполняется с некоторым запасом. Формально уровень искажений средний, но тут нужно учесть, что измерения я проводил при подключении по аналоговым входам, так что свою лепту внесли входные цепи и АЦП. По каналам с «обычной» мощностью результаты выглядят так:







  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,08%
  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 94 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 108 Вт


По более мощным каналам 3/4 в целом ситуация похожая. Спектры чуть погрубее, но не критично. Мощность возросла прилично, причём на 2 Ом усилитель чувствует себя уверенно, искажения даже ниже.







  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,1%
  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 103 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 126 Вт

  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,07%
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 182 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 232 Вт


Звучание



Прослушивание проводил со всех трёх входов – аналоговый, оптический и стриминг по Wi-Fi. Последний понравился больше всего, поскольку эта технология позволяет цифровому сигналу добраться до процессора в режиме bitperfect, а значит, процессор и усилитель могут раскрыться по-настоящему (по оптике, не говоря уж про аналоговое подключение, это просто очень хороший усилитель с детальным и слегка прохладным звучанием). Так что всё дальнейшее прослушивание проводил, используя смартфон в качестве источника. Благо, всегда держу на нём оценочную подборку треков, и есть установленное и настроенное приложение Bubble UPnP.

Скажу честно, в таком варианте подключения усилитель преподнёс сюрприз – очень чистое и даже, я бы сказал, кристально прозрачное звучание на ВЧ и СЧ. Звуковая сцена рисуется просторно, масштабно и глубоко. Как сказал на днях один уважаемый человек, «много воздуха и озона». Правда, это было сказано про Eton Core A2, но Stealth, похоже, перенял эту «фамильную» особенность. Усилитель показывает множество деталей, которые большинство конкурентов в этой ценовой категории просто затирают.

Правда, каналы 1/2 и 5/6 грешат облегчённостью на нижней середине, на мидбасе не хватает насыщенности и напора, из-за чего бас-бочка превращается в бас-бочонок, а барабаны – в барабанчики. Но для мидбасового диапазона производитель отвёл каналы 3/4 – они имеют повышенную мощность. Окей, переключаюсь. Запас энергетики тут явно выше, да и контроль на НЧ заметно подтянулся. Удары бас-бочки приобрели плотность, при повышении громкости жёстче толкают в грудь, не расплываются. Словом, у каналов не просто так своя «специализация», в реальной системе есть все шансы получить полновесное и энергичное звучание.

Выводы



Концепция у Eton Stealth довольно интересная. С одной стороны, количество каналов и обширные настройки аналоговых входов говорят о его основном предназначении – апгрейд штатных систем, в том числе с центральным каналом. Или же если его не было, но очень хочется добавить.

Если рассматривать Stealth с этой точки зрения, то его достаточно было бы сделать чуть лучше, чем какая-нибудь «премиальная» штатка. Но усилитель явно имеет более высокий уровень схемотехники и реально очень серьёзный звуковой потенциал. И вот тут, как мне кажется, ключевой элемент – это возможность битперфект-стриминга по Wi-Fi.

На самом деле вопрос качественного источника довольно серьёзен. Что толку от выдающегося звукового потенциала усилителя, если реализовать его в конечном итоге не с чем. Тут можно вспомнить, к примеру, Zapco с его процессором HDSP-Z16V, имеющим встроенный Hi-Res плеер (к слову, скоро будет отчёт и по нему тоже). Eton применил, по сути, ту же концепцию, только не стал добавлять плеер, а сделал Hi-Res источником сам смартфон пользователя.

  • Настройка со смартфона или планшета
  • Стриминг по Wi-Fi, в том числе и в формате High Resolution Audio
  • Сильное процессорное «железо», выдающийся потенциал усилительной части
  • Возможность деэквализации входного аналогового сигнала
  • Возможность измерения АЧХ системы с помощью микрофона
  • Выбор режима выходного фильтра ЦАП

  • К эргономике приложения есть вопросы
  • Переключать источники можно только из приложения
  • При настройке раздела полос нельзя выбрать тип фильтров



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus