Всё по-взрослому
Тест ультракомпактных усилителей Audio System M-50.4 MD, M-100.2 MD и M-300.1 MD

Компактность усилителей – тренд последнего времени, и вроде бы пора уже привыкнуть, но иногда размеры всё равно удивляют. Причём «игрушечность» может быть обманчивой, многие из таких ультракомпактников работают вполне себе «по-взрослому». Посмотрим, что в этом сегменте получилось у Audio System. Впрочем, с чего бы им не получиться, ведь недорогой D-класс привычных размеров у них очень даже удачный.

Ко мне в лабораторию попали сразу три модели – четырёхканальная, двухканальная и моноблок. Причём моноблок здесь интересный – он работает в полную полосу и может использоваться в том числе и как усилитель на акустику.



Цены на них вполне умеренные, на момент теста на официальном сайте указаны такие:

Audio System M-50.4 MD – 12800 рублей,
Audio System M-100.2 MD – 10240 рублей,
Audio System M-300.1 MD – 10240 рублей.

Изучение конструкции, первые впечатления



Все усилители выполнены в одинаковых корпусах. Для понимания размеров – фото со «стандартным средством измерения». Длина корпусов составляет 12,2 см (это уже вместе с ушками крепления), ширина – 11,2 см и высота – 3,7 см. Проблем с размещением точно не возникнет.



Кстати, вот вам идея для инсталла – корпуса позволяют установить сколько угодно усилителей в один ряд. Учитывая, что одноканальник здесь широкополосный, таких можно использовать сразу несколько, получив в итоге систему с нехилым запасом мощности.



Все подключения выполнены в компактных разъёмах – иначе при таких размерах никак. Даже места под традиционные RCA не осталось – входы выполнены в виде 4-контактных фишек. Они выполняют роль линейных и высокоуровневых одновременно – для смены чувствительности у каждого усилителя имеется переключатель.



Правда, RCA-переходников в комплекте не нашлось, так что для линейного подключения придётся отрезать RCA-разъём межблочного кабеля и оконечивать его фишкой из комплекта.

С противоположного торца все соединения тоже реализованы на фишках – и выходы на акустику, и питание. Каждый усилитель имеет выход Remote Out, который будет полезен при составлении системы из нескольких усилителей.



У одноканальника с этой же стороны расположился разъём для проводного пульта регулировки уровня. Сам пульт идёт в комплете.



Внутри усилителей обошлось без «многоэтажности», только в четырёхканальнике часть фильтров вынесена на субплату, без этого уместиться в тесный корпус не получилось бы.



Примечательно, что общая площадь линейной части у него чуть ли не такая же, как у блока питания и усилительной части вместе взятых.



А это – одноканальник и двухканальник. Можно сыграть в игру «найдите десять отличий». На самом деле небольшие отличия тут только в выходной части, по факту это один и тот же усилитель. И ещё в моноблоке есть разъём для пульта управления уровнем.



На всех платах присутствует маркировка «Designed and engineered by Oliver Stark». Информации удалось наскрести немного, это немецкий аудиоинженер, который плотно работает с Audio System уже не первый год, маркировка с его именем имеется практически во всех усилителях D-класса этого бренда.

Измерения, анализ работы усилителей



С внешним изучением закончил, теперь самое интересное – измерения. Для всех усилителей оценил работу фильтров, снял спектры выходного сигнала при подаче на вход однотональных и двухтональных сигналов, оценил характеры гармонических и фазовых искажений и снял зависимости КГИ от выходной мощности. Итак, смотрим.

1-канальный усилитель Audio System M-300.1 MD

Начну с самого интересного – с широкополосной одноканальной модели. Фильтрами можно подрезать сигнал снизу от 25 до 3500 Гц, а сверху – от 50 до 3500 Гц. Фильтры независимые – ФНЧ и ФВЧ можно включать раздельно или вместе, ну или выключить их совсем. К характеристикам замечаний не нашлось – крутизна и добротность одинаковы при любых выставленных значениях, это редкость для столь широких диапазонов регулировки.



Спектры выходного сигнала на удивление чистые, шумов мало. Забегая вперёд, одноканальник в этом смысле показал самые лучшие результаты из всей протестированной линейки. На малых уровнях полезного сигнала паразитных гармоник нет и в помине, с ростом сигнала они проявляются, но их уровень повода к беспокойству не даёт.



С интермодуляционными искажениями всё выглядит, может, и не совсем идеально, но в переделах нормы.



Характер гармонических искажений более-менее постоянен по всему частотному диапазону – вторая и третья гармоника примерно одного порядка. Фазовая характеристика практически линейна (бывает, некоторые усилители на ВЧ чуть ли не на 180 градусов разворачивают фазу).



А вот с выходной мощностью получилось немного непонятно. Признаться, заявка 200 и 300 Вт (на 4 и 2 Ом, соответственно) мне как-то сразу показалась слишком оптимистичной. Измеренные значения оказались ближе к жизненным реалиям, хотя для столь миниатюрной широкополосной модели более чем приличными.



  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,05%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом, 1 кГц (THD=1%) – 131 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом, 1 кГц (THD=1%) – 232 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом, 1 кГц (THD=10%) – 168 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом, 1 кГц (THD=10%) – 267 Вт


2-канальный усилитель Audio System M-100.2 MD

Двухканальник во многом оказался похож на одноканальную модель. Если вернуться к фотографиям начинки обоих усилителей, думаю, будет понятно, почему именно. Фильтровая часть – так и вовсе одинаковая.



Характер спектров в целом тоже повторяется. Разве что шумов формально чуть выше (на деле эту разницу уловить всё равно невозможно).





По гармоническим искажениям картинка повторилась, а вот с фазой сигнала усилитель обращается чуть иначе, изменение выходной части «завернуло» график в другую сторону. Потом оценю, как эта разница скажется при прослушивании.



В рабочем диапазоне мощностей уровень искажений крайне низкий. Ограничение сигнала наступает чуть раньше обещанных 100 и 150 Вт (на 4 и 2 Ом), но силовой потенциал у двухканальника в любом случае очень неплох. Особенно, учитывая его крошечные размеры.



  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,005%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,006%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом, 1 кГц (THD=1%) – 84 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом, 1 кГц (THD=1%) – 142 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом, 1 кГц (THD=10%) – 97 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом, 1 кГц (THD=10%) – 166 Вт


4-канальный усилитель Audio System M-50.4 MD

У четырёхканальника фильтры в разных парах каналов разные. В каналах 1/2 сигнал можно подрезать снизу от 50 до 4000 Гц, а сверху – от 50 до 500 Гц. Как и у других усилителей, фильтры тут тоже независимые.



В каналах 3/4 сигнал можно подрезать снизу от 20 до 500 Гц, а сверху – от 50 до 3500 Гц.



Спектры погрубее, чем у одноканальника и двухканальника, верхние гармоники проявляют себя более активно. В принципе, то, что этот усилитель будет немного отличаться, было очевидно с самого начала – в его выходных цепях используются другие элементы (в частности, дроссели), а от этого в D-классе зависит очень многое.





В отличие от первых двух усилителей в характере гармонических искажений явно доминирует третья гармоника. А вот фаза ведёт себя так же, как у двухканальника – элементы выходного фильтра поменялись, но схемно-то всё осталось тем же самым.



Уместить четыре канала в миниатюрный корпус – задача не самая простая, поэтому при измерении сделал поблажку – нагружал не все четыре канала одновременно, а только два. Интересно, что при таких условиях усилитель выдал на 4 Ом больше обещанного, хотя на 2-омной нагрузке упёрся в возможности блока питания слишком рано.



  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,2%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,2%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом, 1 кГц (THD=1%) – 56 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом, 1 кГц (THD=1%) – 73 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом, 1 кГц (THD=10%) – 62 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом, 1 кГц (THD=10%) – 103 Вт


Немного о звучании



«Включать аудиофила», придираться к сибилянтам, пятой скрипке и бубенчикам на заднем плане, полагаю, в данном случае было бы по-снобски. Однако замечу, что усилители легко отрабатывают свою цену и играют даже пободрее многих «полноразмерных» представителей в аналогичной цене.

Наиболее сбалансированным мне показался двухканальник – драйвовый и с неожиданным для такого малыша запасом динамики. Получается эдакий диссонанс, когда слышишь полноценный звук, но понимаешь, что играет вот это вот микроскопическое чудо. Характер звучания немного «прохладный», впрочем, как и у остальных моделей в серии.

Одноканальник немного поскучнее на ВЧ, но зато он намного увереннее чувствует себя на НЧ. Парочка таких малышей в мидбасовом звене распинает почти любые динамики. С небольшим чувствительным сабвуфером усилитель тоже вполне справится. Оптимальным выбором, пожалуй, будет 2-омная модель (выше импеданс – ниже отдаваемая мощность, ниже импеданс – тяжелее усилителю).

Четырёхканальник, понятное дело, на НЧ чувствует себя не так энергично, и справится лишь с относительно лёгкими динамиками. Но он звучит заметно острее на СЧ и ВЧ. С изначально резкими и звонкими твитерами звучание может оказаться чрезмерно колким, а вот когда нужно «оживить» какие-нибудь «скучные» твитеры, он придётся как раз в тему.

Коротко по делу



Относительно универсальным усилителем в этой ультракомпактной серии можно назвать двухканальник – он выдаёт вполне себе «взрослую» мощность и неплохо звучит. Задача моноблока – работать на лёгкий чувствительный сабвуфер, а парочка таких одноканальников отлично покажет себя в мидбасовом звене. Причём с любыми НЧ/СЧ динамиками – мощности для такого применения будет даже с запасом. Четрырёхканальник, напротив, лучше всего будет чувствовать себя на СЧ/ВЧ. Весь этот расклад позволяет собрать усилительное звено аудиосистемы как из кубиков лего. Главное, что усилители не займут много места, но в единой системе смогут показать себя неожиданно «по-взрослому».

  • Необычайная компактность
  • Фильтры позволяют построить поканалку
  • Высокий КПД
  • Одноканальная модель может работать в широкой полосе

  • Отсутствие традиционных RCA-разъёмов



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus