Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Поскольку детальных тестов новой акустики BLAM пока еще нет, в очередной раз чувствую себя первопроходцем. Сегодня на тестировании модель, которую можно назвать "витриной" бренда – топовый комплект BLAM Multix 165 L MG. Это "активный" вариант, без кроссовера, только НЧ/СЧ динамики и твитеры. Задача – понять возможности акустики и как ее правильно "приготовить".

Выглядит, конечно, солидно – динамики упакованы в кейс, который сразу настраивает на серьезный лад. Внутри, впрочем, рациональность перевесила – ложе для динамиков сделано из простого и практичного мягкого вспененного материала. Вынимаем динамики, распаковываем, изучаем.





НЧ/СЧ динамики



Диффузоры выполнены из углеволокна. В центре – колпачок конической формы. Роль фазовыравнивающей пули такие обычно не выполняют, но предположу, что в формировании диаграммы направленности колпачок все же участвует. Подвесы достаточно мягкие.



С обратной стороны диффузора по периметру нанесен едва заметный липковатый слой. И что-то мне подсказывает, что это не от того, что при сборке оставался лишний тюбик клея. При работе динамика диффузор неизбежно испытывает изгибные нагрузки. Раньше я знал это только в теории, но однажды мне довелось наблюдать как работает система Klippel в режиме анализа изгибных колебаний диффузора. Колебания распространяются от центра к краям, отражаются от краев, и, судя по картинке механических напряжений, диффузор иногда больше напоминает желейную массу, чем толкающий воздух поршень. Чем ниже жесткость диффузора, тем заметнее искажения в звуке, порожденные именно такими колебаниями. Возвращаясь к диффузорам BLAM Multix 165 L, предположу, что то самое нанесение по периметру как раз и работает на гашение изгибных мод, "отражающихся" от края диффузора.



Смотрим дальше. Корзины литые, но это и понятно, увидеть тут штамповку было бы странно. Спицы корзины относительно тонкие, и динамик свободно "дышит" тыльной стороной. Это хорошо, в закрытых корзинах с маленькими окнами неизбежно возникает воздушная "подушка", подпирающая тыльную сторону диффузора. На это мало кто обращает внимание, да и в обычной акустике ее влияние не всегда заметно. Но когда речь идет об акустике уровня High End, такие мелочи тоже важны.



Моторы построены на цилиндрических неодимовых магнитах N38H. Помимо чисто технологических плюсов такая "наборная" конструкция обеспечивает хорошее охлаждение звуковой катушки. С этой же целью сделаны и окна под фланцем центрирующей шайбы, чтобы охлаждались равномерно и нижняя, и верхняя части катушки. Эти окна прикрыты сеткой, хотя она, на мой взгляд, тут уже лишняя.



Вообще, нагрев катушки – это момент, который важен не только для SPL-ной техники. В динамиках для SQ хорошее охлаждение минимизирует так называемую температурную компрессию – кратковременные нагревы катушки на пиках звукового сигнала и, как следствие, скачки активного сопротивления. Многие усилители "чувствуют" это очень хорошо. Да и то, что катушка будет "сбрасывать" избыточное тепло сразу в воздух, а не через керн и магниты, тоже большой плюс. Неодим – он, знаете ли, критичен к нагревам.

Судя по всему, в моторе Multix 165 L применен "короткозамкнутый виток", индуктивность с ростом частоты растет не слишком сильно, это будет хорошо видно на кривой импеданса чуть ниже.

Звуковая катушка намотана омедненным алюминиевым проводом и имеет диаметр 38 мм. Каркас катушки – стеклопластик. Намотка катушки достаточно длинная. Здесь это скорее всего сделано не для длинноходности, а чтобы обеспечить линейность в пределах рабочего хода.

К слову, у BLAM есть еще мидбасовый динамик Multix 165 (без буквы L) с более короткой звуковой катушкой. Он ориентирован для тех, кто любит погромче. У него чуть выше резонансная частота и выше отдача.

Твитеры



Твитеры имеют собственное имя Super Tweeter 25 MG. В них тоже много необычного. Во-первых, они выполнены в собственных корпусах и не требуют врезки в стойки. Скорее всего, дело не в том, чтобы упростить монтаж, а в том, что корпуса играют роль акустических камер.



Во-вторых, излучающие мембраны выполнены из магния. Когда общался с Ги Бонневилем осенью прошлого года в Краснодаре, то он рассказал, что этот материал нравится ему больше, чем бериллий. Кто не в курсе, Ги больше двадцати лет разрабатывал автомобильную акустику для Focal, а там бериллий в особом почете. По его словам, магниевые мембраны достаточно легкие, чтобы сделать твитер с АЧХ, простирающейся до 50 кГц, при этом в них возникает гораздо меньше резонансов, и по нейтральности звучания они приближаются к шелковым твитерам.

Кстати, забавно, когда в Россию приезжал Пьер Перар (Pierre Perard), нынешний руководитель car audio подразделения Focal, тот тоже сравнивал бериллий с магнием, делая акцент в основном на весе. Что ж, каждый разработчик имеет свое видение идеала. Морель, к примеру, вообще кроме шелка ничего не признает, и тоже вроде неплохо получается.

Кстати, есть еще один вариант твитеров, с мембраной из полиэстера - Super Tweeter 25 S. Они идут в комплекте с "короткоходными" мидбасами, который обозначается BLAM Multix 165 S.



Ну и третья конструктивная особенность, на которую хотелось бы обратить внимание, – форма фронтальной части. Она выполнена в виде короткого рупора и, по идее, должна сказаться на АЧХ и диаграмме направленности. Вот так плавно и подошли к измерениям.

Измерения



Разброс измеренных значений получился минимальным, параметры выдерживаются с достаточной точностью. Разница проявилась в основном в механической составляющей, как будто один динамик размят чуть больше второго. У меня не было возможности греть их достаточно долго, так что со временем, полагаю, и эта разница исчезнет.

График зависимости импеданса от частоты для НЧ/СЧ и ВЧ динамиков


Средние значения получились следующими:

ВЧ:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 1,3 кГц


НЧ/СЧ:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 63 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,08
  • Qes (электрическая добротность) – 0,58
  • Qts (результирующая добротность) – 0,52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,8 дБ


А вот какая получилась АЧХ у НЧ/СЧ динамиков. Красная кривая – на оси, зеленая – под углом 45 градусов.

АЧХ НЧ/СЧ динамика BLAM Multix 165 L


И для твитера:

АЧХ высокочастотника BLAM Super Tweeter 25 MG


Красная кривая – на оси динамика,
синяя кривая – под углом 30 градусов,
зеленая кривая – под углом 45 градусов,
фиолетовая кривая – под углом 60 градусов.

Как видите, твитер не обязательно ориентировать строго "в лоб", можно немного играть с углами, при этом не опасаясь, что АЧХ станет корявой, и это придется как-то компенсировать. Предположу, что подъем на самом верху звукового диапазона – скорее всего, результат работы рупора.

Кстати, интересная особенность комплекта – в кейс был вложен листок с измерениями АЧХ именно этих экземпляров динамиков. Проверил – серийные номера действительно совпадают. Получилось очень похоже. Разве что такое сильное сглаживание при измерениях обычно не ставлю, так что мелкие "шероховатости" проявляются сильнее. Если сгладить, получится вообще один в один.



Инсталляционный потенциал



Итак, что имеем. Результирующая добротность у мидбасов невысокая, так что первая мысль – динамики "ящичные". Но нет, запихивать их в корпуса вряд ли нужно, в дверях они должны показать себя тоже очень неплохо. По крайней мере, в моих тестовых корпусах низкие частоты не были гудящими, а напротив – с очень хорошей артикуляцией.

Усилитель очень уверенно контролирует динамики, что наглядно показывает Qes – мотор действительно хорошо "держит" диффузор, не давая ему жить своей жизнью. Да и легкая подвижная система тут тоже в тему. Особенно интересно наблюдать за поведением диффузора на басовых ударах при повышенной громкости. Удар – и диффузор встает как вкопанный. Разница с обычными динамиками весьма заметна.

Бас очень сухой и до безобразия точный, но при всем этом не очень глубокий. Это заставляет тщательнее подойти к выбору сабвуфера. Здесь лучше всего подойдут модели с легкими подвижными системами, их будет легче состыковать с акустикой. Кстати, в этом смысле интересно посмотреть, какая концепция у сабвуферов BLAM, но это, возможно, чуть позже.

По верху НЧ/СЧ динамики играют достаточно легко, но использовать естественный спад АЧХ я бы не стал. К такому выводу пришел при прослушивании, ради такого случая снова пришлось вытащить из машины свой процессор. Из-за того, что динамик забирается в ВЧ, начинают проявляться фазовые искажения когда длина волны становится короче, чем размеры самого диффузора. А учитывая, что динамик будет развернут под углом, такая широкополосность может сыграть злую шутку. Так что при настройке динамик лучше принудительно ограничивать сверху фильтром.

С другой стороны, это дает практически неограниченную свободу в выборе стыка с твитером, динамик сможет отлично работать в любой двухполоске, не говоря уж о трехполоске.

Сам твитер тоже играет достаточно широко, можно "отпускать" его снизу по частоте, таких уж откровенных "резаков", как у уже упомянутого бериллия не возникает. Тем не менее, мне все же показалось, что самый сок, если они будут отрезаны от 4-5 кГц и выше, хотя бы даже первым порядком. Играют действительно легко и очень высоко.

Кстати, как вариант можно рассмотреть добавление в систему третьей полосы в виде BLAM FR80. Все же с трехполоской гораздо легче выстроить звуковую сцену так, чтобы она не сваливалась по краям вниз. Динамик уже изучен, он тоже достаточно широкополосный (что, кстати, вписывается в общую концепцию), так что свобода при выборе частот раздела – вообще неограниченная.

Более того, этот как раз тот случай, когда можно подумать о "полупоканалке" – если использовать Super Tweeter 25 MG в прямом смысле их названия как супертвиттеры, то для точного построения звуковой сцены уже не будет необходимости "двигать" их задержками относительно FR80. Пассивного деления одним хорошим конденсатором будет вполне достаточно даже если твитеры и FR80 будут установлены не в одной плоскости.

Выводы



В общем, что в итоге. BLAM Multix 165 L MG – типичный представитель "широкополосной" концепции. Чем это интересно? Во многих комплектах стыки между полосами задаются в той или иной степени особенностями самих динамиков. Не может играть ниже, чем… или не может играть выше, чем… Большое достоинство BLAM Multix 165 L MG – отсутствие каких-то серьезных ограничений подобного рода.

Максимум, какие вопросы могут возникнуть, так это только к басовому потенциалу НЧ/СЧ динамиков. Но это вынужденная жертва для получения высокой точности звучания на среднем и верхнем басе, которая легко компенсируется грамотным подбором сабвуфера. А что касается всего остального – полная свобода действий. На практике это означает, что вы получаете возможность настраивать систему, исходя только из взаимного расположения излучателей, а не думать, как бы при этом не нарваться на особенности самих динамиков.

Из минусов вижу только один. Цену. Но для уровня High End, думаю, она вполне адекватна. А учитывая, что звуковой и настроечный потенциал на уровне более дорогих компонентов и даже выше (мое мнение, что BLAM Multix 165 L MG при грамотной настройке переигрывает все тот же Focal Utopia Be), то она начинает выглядеть более чем оправданной.


Поделиться
ВКонтакте
Отправить
в Google plus
Еще немного свежих материалов
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus