Про параметры, характеристики и эмоции
Тест 3-полосных акустических систем RS Audio Stream 3

Не так давно я имел дело с одной из начальных серий в линейке RS Audio, теперь же в лаборатории оказалась серия с противоположной, верхней стороны модельного ряда – Stream. Скажу сразу, в ходе теста она вызывала смешанные чувства, но после прослушивания вывод был сделан однозначный – акустика классная, в её звучании как-то получилось объединить итальянское изящество и немецкую педантичность, результат такого смешения получился ну очень эмоциональным.

Для тех, кто первый раз увидел бренд RS Audio, коротко поясню – это детище Роберто Скалабрино (Roberto Scalabrino) и Ральфа Cейдера (Ralf Seider). По стечению обстоятельств, оба имеют инициалы RS, отсюда и название. Бренд немецкий (несмотря на итальянское имя одного из основателей), образован ещё в 1999 году. Акустика производится в Германии, хотя отдельные компоненты, как вы увидите чуть дальше, имеют итальянские корни.

В топовой серии Stream предлагается двухполосная и трёхполосная акустика. Причём обе только в «пассивном» варианте – в их комплект входят кроссоверы. Цена трёхполоски Stream 3 на момент теста составляет 135900 рублей, а цена двухполоски Stream 2 – 106900 рублей. Последняя составлена из тех же динамиков, только кроссоверы другие.



Конструкция



У мидбасовых динамиков Stream MB165 диффузоры сделаны из плетёного материала, залитого в полимерном связующем. По первым ощущениям должны быть лёгкими, это потом подтвердилось и измерениями. Верхние резиновые подвесы очень мягкие, да и в целом подвесная система ни разу не жёсткая.



Корзины – внушительное брутальное литьё, полностью скрывающее в себе магнитную систему.



Центрирующие шайбы «высокого» типа. Размер звуковой катушки – 3,5 см.



Среднечастотники имеют не совсем стандартные размеры. Номинально их можно отнести, пожалуй, к 4-дюймовым, да и модельный индекс М100 на это намекает. Но за счёт компактных фланцев они не такие крупные, как обычные динамики этого калибра, внешний диаметр – 10,6 см.



Материал диффузора по лицевой поверхности определить сложно, но это прессованный целлюлозный композит с покрытием, которое я бы условно назвал «лаковым». В пульпе явно присутствуют какие-то хитрые добавки, потому как конус хоть и тонкий, но жёсткий. О материале центрального колпачка сказать сложно, по фактуре он отличается от конуса, но тоже жёсткий.



Кстати, интересный факт. Из неофициальной беседы с представителем RS Audio в России выяснил, что мидбасовые динамики MB165 и твитеры T28 делаются в Германии, а среднечастотники Stream M100 – в Италии. Поэтому не нужно удивляться, что на верхнем резиновом подвесе имеется рельефная надпись "Made in Italy", хотя со стороны магнитов все наклейки несут надпись "Made In Germany".



Моторы построены на неодимовых магнитах, за счёт чего монтажная глубина получилась совсем маленькой – всего 37 мм. Так что для 4-дюймового калибра динамик не так уж и сложен в установке.



У твитеров Stream T28 профиль шёлкового купола достаточно высокий. Его размер (как нетрудно догадаться из модельного индекса) 28 мм. Сетки несъёмные, но ячейки большие, так что заметного влияния на излучение оказывать не должны.



Сами по себе твитеры крупные и увесистые, выполнены в металлических корпусах. Внешний диаметр – 5,9 см, глубина – 2 см.



Вид кроссоверов наверняка сейчас вызовет слюноотделение у аудиофилов – всё сплошь на «Мундорфах», начиная от плёночных и электролитических конденсаторов и заканчивая катушками.



Разного рода переключателей или джамперов не предусмотрено, кроссоверы имеют фиксированную схему подключения.

Измерения и анализ работы динамиков



В коробке я не нашёл никаких сопроводительных данных по динамикам (картинка со схемой подключения не в счёт), но на официальном сайте приведён внушительный список параметров, так что сравнить есть с чем.

На этом этапе акустика порадовала. Обычно говорят, что при ручном производстве параметры имеют большой разброс, но тут они уложились в очень узкий коридор допусков. Сравните сами:



Заявленные / фактические параметры RS Audio Stream MB165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц / 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 18,2 л / 16,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,98 / 6,02
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,61
  • Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,55
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г / 12,6
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,6 дБ / 88,4 дБ


Заявленные / фактические параметры RS Audio Stream M100:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 124 Гц / 115 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,45 л / 1,52 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,06 / 2,94
  • Qes (электрическая добротность) – 1,38 / 1,18
  • Qts (полная добротность) – 0,95 / 0,84
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,2 г / 4,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,97 Тл м / 3,12 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ / 84,9 дБ


Роберто заявляет, что все его динамики лучше использовать free-air, и это вполне согласуется с их параметрами. Особенно это касается СЧ – полная добротность выше баттервортовского значения 0,7, так что их в тесные объёмы точно не нужно зажимать.

Особо интересными показались мидбасовые динамики. У них лёгкая подвижка (Mms всего-то около 12 грамм), действительно мягкие подвесы (Vas заметно выше, чем обычно бывает у автомобильных динамиков) и достаточно сильные для этого сочетания моторы. Предвкушения не обманули, на слух действительно получилось круто, но об этом чуть позже. А пока – немного объективных характеристик.

Анализ работы мидбасовых динамиков RS Stream MB165



Достаточно ровная АЧХ, без особых выбросов и провалов. Как и полагается 6,5-дюймовому калибру, до 2 кГц направленность почти не проявляется. Выше по частоте – плавный вход в модальный режим.



Собственно, по форме АЧХ уже можно сделать вывод, что с фазовой характеристикой тоже всё в порядке, диффузор не ломает. На практике, кстати, доводилось встречать не так много «плетёных» диффузоров, тем более таких лёгких, которые вели бы себя прилично. В общем, однозначно зачёт.



С искажениями картинка не вызывает опасений. Сильный мотор хорошо держит диффузор и не отпускает его с понижением частоты, так что тут чисто.



Анализ работы СЧ динамиков RS Stream M100



У СЧ динамиков в целом всё тоже ровненько, за исключением, разве что, участка в районе 1,5 кГц. Откровенно говоря, не ожидал увидеть этот артефакт, ощущение хлипкости этот диффузор уж точно не создаёт. Впрочем, иногда это бывает присуще и жёстким, но лёгким диффузорам – наглухо задемпфировать распространяющиеся в них механические напряжения тоже непросто. Конструирование динамиков – это всегда компромиссы, и тут, как мне кажется, это был осознанный выбор в пользу лёгкости (параметр Mms, напомню, едва превышает 4 грамма, что для 4-дюймового калибра меньше среднестатистического).



На фазовой характеристике в этом месте тоже есть небольшой перепад. Не слишком критичный, так что выводы лучше делать при прослушивании.



А вот искажения приятно удивили. Ну очень низкие.



Анализ работы твитеров RS Stream T28



В высокочастотниках тоже прослеживается одна интересная инженерная идея. Я об этом как-то упоминал в предыдущих тестах, но поясню ещё раз. Любой шёлковый купол за счёт своей мягкости имеет особенность – на определённых частотах в нём возникают резонансные колебания. Иными словами, он начинает «идти волной». Соответственно, излучение в этом частотном участке происходит со смещением по фазе, а на АЧХ появляется провал, и в большинстве случаев с последующим подъёмом.

Это факт, от него никуда не деться. Вот почему ответственные производители так «колдуют» над материалом, пропиткой и формой куполов, а не берут первые попавшиеся. Можно сделать купол толще и тяжелее, но тогда потеряется микродинамика, снизится детальность. Или сохранить его лёгкость, но попытаться взять под контроль изгибные колебания. Если обратиться к грандам индустрии, которые у всех на слуху, то именно такой подход был, например, при конструировании твитеров Audison Thesis.

Аналогичный подход наблюдается и у RS Audio – твитер имеет неравномерную АЧХ на частотах выше 10 кГц и, соответственно, перелом фазы в этом частотном участке. Но на слух это не воспринимается как минус – подъём АЧХ на самом верху слышимого диапазона даёт воздушность, свойственную далеко не всем шёлковым высокочастотникам.





С понижением частоты рост искажений плавный, причём твитер может работать в довольно широком диапазоне. Это даёт больше свободы при настройке двухполосных систем (в комплекте Stream 2 тоже используется T28), да и в трёхполоске тоже неплохо.



А вот про кроссоверы, если позволите, скажу очень коротко. Выглядят они, конечно, круто, Mundorf и всё такое, но их характеристик я не понял. Более того, в пассивном включении акустика довольно требовательна к усилителю – на частотах 700-800 Гц импеданс просаживается чуть ли не до 2 Ом. Поэтому вот вам графики, а я меж тем перейду к прослушиванию.



Звучание



Хоть в комплект и входят кроссоверы, очевидно, что акустика в большинстве случаев будет использоваться в процессорных системах. Поэтому при прослушивании важно было определить именно потенциал динамиков, для чего основное прослушивание проводил при поканальном подключении. С пассивным кроссовером тоже поигрался, в том числе и «полупоканальном» варианте, но это было, скорее, как дополнение. И вот какая сложилась общая картина.

Очень понравились твитеры. Верха лёгкие, детальность высокая, послезвучия длительные. Воздух есть, и при этом «шёлковый» – без жёсткости или колкости. В пассивном включении свистяще-шипящие звуки в вокале немного «отлетали» от всего остального, но в поканальном включении настройка стыка с СЧ звеном эту проблему легко решала.

Среднечастотники однозначно любят, чтобы позади динамика было просторно. Опасения насчёт артефактов в области 1,5-2 кГц не оправдались, в готовой системе эквализация если и потребуется, то только для компенсации особенностей установки, но не динамиков. В целом звучание на СЧ, я бы сказал, честное – на слух воспринимается довольно естественно и как-то увлекательно что ли.

Насчёт НЧ, как и обещал, разговор особый. Впечатление они произвели очень сильное, ответственно заявляю, что RS Audio Stream MB165 – одни из лучших мидбасовых динамиков, которые бывали в лаборатории. Жаль, что они не продаются отдельно (по крайней мере, сейчас, на момент теста). Лёгкая подвижка и сильный мотор дают просто сумасшедший контроль и артикуляцию на нижних частотах.

В двухполоске, когда динамику отведён широкий частотный диапазон, эти преимущества не столь очевидны, звучание на НЧ получается хоть правильным и точным, но каким-то осторожным, не цепляющим. А вот в трёхполоске, когда есть возможность покрутить уровень НЧ относительно СЧ, можно дать «жару» и получить сногсшибательный панч. Скоростная бас-бочка на роке? Без намёка на гудение. Бас-гитара? Упруго, аж в грудной клетке вибрирует. Джазик-контрабасик? Глубоко и очень разборчиво. При этом охватывается основная часть информативного баса, сабвуферу остаётся подыграть лишь в самом низу. А ещё они хорошо «держат мощность», перегрузить динамики – нужно крепко постараться.

Коротко по делу



Для тех, кто выбирает акустику исключительно по графикам, кое-какие моменты в Stream 3, возможно, могут вызвать вопросы. Но тут тот случай, когда лучше не смотреть, а слушать, если от системы нужны музыкальные эмоции – вам сюда. Очень кайфовая акустика получилась – с лёгкими и воздушными ВЧ, ровными и спокойными, но при этом ясными СЧ и просто чумовым в своей точности и артикуляции басовым диапазоном. Причём последнее лучше всего проявляется именно в трёхполосном варианте. Особенно, если учесть, что среднечастотники здесь крупные, легко могут взять на себя всю тонально-значимую часть звукового диапазона и оставить свободу для игр с настройкой НЧ диапазона.

  • Акустика способна звучать эмоционально, она цепляет
  • Одни из самых интересных НЧ динамиков, побывавших в лаборатории
  • Крупные СЧ динамики уверенно работают от 250-300 Гц
  • Несмотря на 4-дюймовый калибр, СЧ динамики не выглядят большими

  • А давайте забудем, что в комплекте есть пассивные кроссоверы?



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus