Громкий Kenwood
Тест «эстрадных» динамиков Kenwood KFC-SPL65, KFC-SPL80 и KFC-SPL1NEO

В начале этого года ко мне в лабораторию уже попадала предсерийная «эстрада» от Kenwood. То были рабочие образцы, в которые могли быть внесены изменения, поэтому торопиться с отчётами не стал, на тот момент требовалось просто снять их характеристики. И вот, серия SPL вот-вот поступит в продажу официально, и теперь можно смело оценивать результат.

Кто не в курсе, Kenwood в сегменте «громкой» акустики уже не новичок. Несколько лет назад была выпущена очень интересная серия PSM с множеством оригинальных технических фич. Но по меркам «эстрады» она получилась недешёвой, и тогда же родилась идея сделать более доступную серию, сконструированную с тем же японским занудством (в хорошем смысле этого слова), но на распространённых комплектующих. Она получила название Kenwood SPL, в неё вошли три модели:
  • Kenwood KFC-SPL65 (СЧ динамики 6,5 дюймов, 4490 рублей за пару)
  • Kenwood KFC-SPL80 (СЧ динамики 8 дюймов, 6490 рублей за пару)
  • Kenwood KFC-SPL1NEO (компрессионные твитеры, 5490 рублей за пару)




Изначально была поставлена задача – динамики должны уметь работать в двухполосных системах. То есть, СЧ динамики должны играть достаточно высоко по частоте, но при этом обеспечивать, насколько это возможно, ровный тональный баланс и не теряться в нижней части среднечастотного диапазона (иными словами, звук должен быть ярким, но не «звенючим»). Если учесть, что при этом динамики должны обладать ещё и высокой чувствительностью, добиться такого сочетания сложно. Но, как оказалось, возможно, причём чувствительность получилась высокой даже по меркам «эстрады». Но об этом чуть позже.

Конструкция, первое изучение



Чтобы уместиться в жёсткие ценовые рамки, никаких внешних изысков динамики не имеют. Основные усилия при их разработке были направлены на внутреннее строение моторов, а это всё оценивается не на вид, а в деле.





Максимум, что позволили себе Kenwood – сделать аккуратные накладки на крепёжные фланцы. Разумеется, съёмные. Оно и правильно, «голые» фланцы всегда создают ощущение какой-то «недоделанности», тем более, что во многих инсталляциях они так и остаются неприкрытыми.



Корзины – стальные штампованные. Моторы у KFC-SPL65 и KFC-SPL80 разные. Специально обращаю на это внимание, потому как многие не парятся и на разные калибры просто ставят одинаковые магнитные системы, а это не совсем правильно.





В презентации Kenwood приведён рисунок динамика в разрезе. Как видно, на керне магнитной системы имеется медный колпачок – он же короткозамкнутый виток или кольцо Фарадея. Чуть дальше при измерениях наглядно поясню как он работает.



Сами катушки намотаны алюминиевым (точнее, CCAW) проводом. При прочих равных он имеет меньший вес, а здесь, как видно, борьба идёт за каждую десятую долю грамма подвижной системы. Действительно, параметр Mms получился довольно низким.

Диффузоры – целлюлоза средней плотности с волокнистой структурой пульпы. Добавление волокон – способ армировать диффузор и тем самым придать ему жёсткость, опять же, не увеличивая вес.



Терминалы – простые «лопаточки», и из-за больших магнитов их пришлось развернуть клеммами вверх. В обычных динамиках выглядело бы странно, но если учесть, что под «эстраду» глубокие подиумы обычно не делаются, ничего критичного.



Корпуса твитеров многим покажутся знакомыми, но называть их «клонами» или «аналогами» чего-то другого – это глупо. С таким же успехом можно назвать китайский Landwind X7 и Range Rover Evoque одинаковыми автомобилями.



Главное отличие – в качестве материала мембран и катушек, которые не видны снаружи, зато сильно влияют на работу динамика. Катушки, кстати, здесь намотаны плоским алюминиевым (CCAR) проводом. Доводилось видеть много дешёвых компрессионных твитеров, в которых мембраны отштампованы чуть ли не из банок от Caca-Cola. Играли они соответствующе.



У Kenwood материал мембран не указан, сказано просто – металлические. Вряд ли тут используется титан как в «адских коаксиалах» 7х10 дюймов Kenwood KFC-HQR710EX, но с качеством явно всё в порядке, твитеры не превратились в свистящие свёрла для ушей. Это и слышно, и на измерениях хорошо видно – АЧХ и фаза не скачут как бешеные, а уровень искажений достаточно низок для «эстрады».



Посадочная глубина твитеров – 4,3 см, проблем с установкой не возникнет. В этом смысле твитеры в серии SPL даже удобнее, чем в более серьёзной серии Kenwood PST. В той же презентации от Kenwood приведено их наглядное сравнение:



Измерение электромеханических параметров



Теперь к самому интересному – к измерениям. Форма импедансной кривой намекает на присутствие в магнитных системах короткозамкнутого витка (кольца Фарадея). Не вникая в детали, оно «компенсирует» индуктивность звуковой катушки (из-за чего импеданс не так сильно растёт с ростом частоты), тем самым «облегчает» взаимодействие усилителя с динамиком, позволяет снизить интермодуляционные искажения и заметно поднять АЧХ в области верхних частот.

Есть и обратная сторона использования кольца Фарадея – оно «съедает» силу мотора динамика. В этом, собственно, и заключается инженерный компромисс – подобрать внутреннюю геометрию мотора (в том числе и кольца) так, чтобы сохранить силу магнитной системы, и при этом улучшить работу динамика на СЧ и ВЧ.



Измеренные параметры Kenwood KFC-SPL65:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,17
  • Qes (электрическая добротность) – 0,41
  • Qts (полная добротность) – 0,37
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 8,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 94,4 дБ


Измеренные параметры Kenwood KFC-SPL80:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 69 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 30,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,16
  • Qes (электрическая добротность) – 0,36
  • Qts (полная добротность) – 0,33
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ


Моторы здесь ни разу не хлюпики. Подвижные системы очень лёгкие, что в результате дало очень высокую (даже по меркам «эстрады») чувствительность. Да, динамики реально очень громкие. Напомню, это опорные значения, не учитывающие кривизну АЧХ. Иные производители при таких показателях наверняка бы написали на коробках больше 100 дБ.

Резонансные частоты достаточно низкие, это уже за счёт мягких подвесов. Но, разумеется, в качестве мидбасовых их рассматривать не нужно – ходы у динамиков ведь совсем небольшие.

Анализ работы СЧ динамиков KFC-SPL65 и KFC-SPL80



Как известно, ничто не даётся без потерь, и обратная сторона малого веса диффузоров – неизбежное снижение их жёсткости. Для 6,5-дюймового динамика эту проблему удалось решить успешно, более-менее заметные колебания АЧХ и акустической фазы есть лишь в районе 1 кГц, но критичными их не назовёшь.





У 8-дюймового динамика с этим чуть сложнее, в районе 500 Гц возникает более заметный изгибный резонанс диффузора. Как следствие, на этой частоте излучение начинает слегка запаздывать (обратите внимание на ступеньку на графике акустической фазы), а на АЧХ появляется провал.





Пугаться этого не нужно. Подавляющее большинство «громких» динамиков показывают откровенно отвратительные корявые АЧХ, а диффузоры треплет вообще как тряпки. Здесь же речь идёт, скорее, об окрасе звучания, чем о каких-то реальных проблемах. Но при выборе между 6,5 и 8 дюймов эту особенность можно взять на заметку, в конце статьи я это дело подытожу.

Из приятных моментов – достаточно низкий уровень искажений. Уже упомянутые кольца Фарадея тут тоже сыграли не последнюю роль. Разумеется, заставить динамики захрипеть – дело нехитрое, но это вопрос интеллекта того, кто настраивает систему.





Анализ работы твитеров KFC-SPL1NEO



Тут всё на удивление хорошо и ровненько. Импедансная кривая показывает на наличие мелких локальных резонансов, но это, фактически, неотъемлемая особенность компрессионных рупорников.



АЧХ без резких переломов, провалов и вообще каких-либо корявостей. Вот она – работа качественных мембран. Выше 10-11 кГц идёт спад отдачи, для высокочастотников дальнего поля это норма. А тех, кому в «эстраде» нужно видеть ровный график до 20 кГц, пожалуй, отправлю учить принципы распространения звуковых волн в воздушной среде.



Фазовая характеристика тоже выглядит очень прилично. Хорошие получились твитеры.



Искажения начинают расти, только если заставлять SPL-1NEO работать ниже 5-6 кГц. Но сдуру можно сломать и сами знаете что. Если же настраивать ФВЧ не ниже 7-8 кГц (для определённости с крутизной 12 дБ/октава), всё будет хорошо.



В комплект к твитерам входят конденсаторы. Номиналы подобраны удачно – они предохраняют от перегрузки, но при этом не снижают отдачу.



К слову, конденсатор я бы советовал включать в том числе и в поканальных системах. Во-первых, он защитит твитер, если что-то пойдёт не так с настройками. А во-вторых, станет фиксированным элементом фильтра верхних частот. При его использовании настройку ФВЧ в ГУ или процессоре можно смело опускать и до 4-5 кГц и использовать в том числе крутизну 6 дБ/октава.

Коротко по делу



Итог получился такой – серия SPL понравится тем, кто хочет сделать очень громко, но при этом получить не орущую кричалку, а нормальное сбалансированное звучание. Наилучших результатов можно добиться в «поканалке».

Поскольку конструктивно Kenwood KFC-SPL65 и Kenwood KFC-SPL80 – это чистые среднечастотники, при желании «дать жару на поляну» их нужно резать снизу хотя бы в районе 150-200 Гц. Хотя на небольшой громкости настройку ФВЧ можно опустить и ниже.

Выбор между калибрами 6,5 и 8 дюймов – дело вкуса. Kenwood KFC-SPL65 имеют более стабильные характеристики и в большинстве случаев легче в установке. У Kenwood KFC-SPL80 сильнее «окрас» звучания, они более критичны к подрезке снизу по частоте, но зато они громче – опорная чувствительность выше примерно на 2 дБ.

Теперь твитеры Kenwood KFC-SPL1NEO. Если коротко, то они хороши – качественные мембраны своё дело делают. Это не орущие «свистки» и «свёрла для ушей», Kenwood KFC-SPL1NEO однозначно умеют и музыку играть. Только не нужно ставить их в салоне вместо обычных высокочастотников, как это любят делать некоторые. Как и СЧ динамики этой серии, это излучатели «дальнего поля» – слушать такую систему нужно с некоторого расстояния.

  • Умеренная цена
  • Очень высокая чувствительность даже по меркам «эстрады»
  • Настройкой можно добиться тонально ровного звучания на СЧ/ВЧ

  • 6,5-дюймовая модель получилась удачнее 8-дюймовой



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus