Ну очень энергичные 4 дюйма
Тест 4-дюймовых компонентных акустических систем RS Audio Energy 100

Протестировать эту акустику было крайне любопытно. Во-первых, судя по одному из предыдущих тестов, у RS Audio даже начальная серия со своим характером, так что модель постарше тоже обещает оказаться интересной. Во-вторых, 4-дюймовый калибр часто остаётся без внимания, хотя во многих случаях это отличный вариант для СЧ/ВЧ звена для трёхполоски. В-третьих, даже беглый взгляд даёт понять – с такими серьёзными магнитами динамики могут преподнести сюрпризы.

Начну, как всегда, с позиционирования акустики на рынке. Цена двухполосного комплекта RS Audio Energy 100 на момент теста составляет 35900 рублей. Для «четвёрок» это можно считать выше среднего, так что простите, но буду придираться.



Правда, в модельном ряду RS Audio эта серия находится ещё не на самой вершине. Для понимания, вот так выглядит линейка акустики этого бренда:

RS Smart – правильный апгрейд штатного аудио
RS Pulse – выше уровнем, чем Smart
RS Energy – золотая середина, ещё меньше компромиссов для SQ
RS Spirit – интересная серия, SQ для тех, кто любит погромче
RS Revelation – High End, но ещё без экстремизма
RS Stream – топовая серия с классным, очень эмоциональным звучанием

Ещё выше есть RS Audio Master, но это отдельная история, там цена резко уходит в отрыв и скрывается за горизонтом.

Конструкция, первые впечатления



Для начала пару слов о самом калибре. 4-дюймовые динамики сегодня мало кто рассматривает как мидбасовые, их рационально использовать как среднечастотные в составе трёхполосных систем. Они увереннее работают в нижней части СЧ диапазона, а многие и до верхнего баса добираются. Как следствие, есть шанс получить звучание с более правильной и естественной подачей СЧ диапазона.

Другая причина предпочесть «четвёрки» в СЧ звене – во многих современных автомобилях «серединки» как раз имеют такой размер. Ну и зачем их менять на «мелочь»?



Кстати, на то, что Energy 100 не прочь встать в штатные места, намекают и высокие уплотнительные кольца с лицевой стороны.



Материал диффузоров – тот же лёгкий и жёсткий композит, что и в серии Pulse, которую я тестировал чуть ранее.



Магнитные системы по меркам 4-дюймового калибра огромные – 87 мм, это лишь немногим меньше посадочного диаметра динамиков.



Клеммные терминалы – обычные лопаточки, но довольно качественные, толстые и с покрытием. В основном встречаются попроще. Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм.



Твитеры Energy я уже видел и слышал раньше, точно такие же были в серии Pulse. Шёлковые куполы имеют диаметр 26 мм, но для такого размера конструкция очень компактная.



Какого-то отдельного крепежа в комплекте не идёт. Впрочем, акустика этого уровня вряд ли будет использоваться в простых инсталляциях, так что не думаю, что это проблема.



Кроссоверы – это «борьба и единство противоположностей». С одной стороны, простая плата и простой пластиковый корпус. С другой стороны, непростой уровень компонентов – конденсаторы и катушки Mundorf и правильные резисторы в цепях аттенюации ВЧ. Оба фильтра – первого порядка.



В целом, конструкция оставила те же впечатления, что и при первом знакомстве с RS Audio – никаких показушных понтов и рюшечек, но над элементами, от которых зависит звучание, явно потрудились. Теперь смотрим, как всё это покажет себя в деле.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



А что, первые измерения показали очень даже интересную концепцию динамиков. Подвижные системы лёгкие, моторы для них достаточно сильные. Подвесы не самые мягкие, но это в нашем случае неплохо, потому как снижается зависимость от оформления. При этом резонансная частота не задралась вверх, как это часто бывает, она всего 84 Гц. В общем, баланс параметров, на первый взгляд, найден весьма удачно.



Измеренные параметры RS Audio Energy 100:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 84 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,72
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53
  • Qts (полная добротность) – 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 6,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,3 дБ


При измерении АЧХ в свободном пространстве, как и ожидалось, получился плавный и пологий спад внизу. Вообще, поведение динамиков на НЧ отмечу отдельно, когда доберусь до прослушивания.



В областях 600-1000 Гц и 2-3 кГц, есть небольшие колебания АЧХ, закономерно сопровождающиеся зигзагами фазовой характеристики. Вряд ли это диффузор, скорей всего причина кроется в особенностях подвесов. Опять же, посмотрим, как это проявит себя в звучании.



В этих же областях (600-1000 Гц и 2-3 кГц) третья гармоника чуть подтягивается ко второй, что коррелируется с предыдущими графиками, но общий уровень искажений при этом низкий. Даже очень низкий.



Эти твитеры я уже измерял – в серии Pulse используются точно такие же. Различия с предыдущими графиками небольшие, в пределах естественного разброса между партиями. Если коротко, классическая «шёлковая» школа в хорошем смысле этого слова.



Акустическая фаза ровная, излучающий купол работает как надо, не ломается и в отведённом ему диапазоне звук не пачкает.



С искажениями – тоже красота. С понижением частоты растут плавно, без скачков. До однопроцентного порога добираются только к 2 кГц, а в рабочем диапазоне так и вовсе где-то ниже плинтуса.



К кроссоверу в этот раз вопросов не возникло, работает ровно так, как и положено работать фильтрам первого порядка. В плане фазовых искажений (вернее, их минимизации) такой подход имеет свои преимущества, так что результат лучше оценивать на музыке.





Звучание



Начну с нижних частот, в этом диапазоне акустика ведёт себя очень интересно. Понятно, что при небольшом размере, лёгком диффузоре и низкой добротности акустика в басовой области не слишком активничает. Но для 4-дюймового калибра звучание получилось неожиданно основательным – вокал насыщенный, у бас-бочки даже «шлепок» обозначается. Словом, внизу динамик работает хоть и с меньшей отдачей, но уверенно.

Удивляться этому не нужно, спад на НЧ хоть и начинается высоко, но он пологий, и с понижением частоты контроль над движением диффузора не теряется. Этому способствуют сильный мотор вкупе с лёгкой подвижкой. Даже на Infected Mushroom мотор крепко держит диффузор, хотя обычно такая музыка заставляет их неконтролируемо болтаться (кстати, в плане басовой энергетики последний альбом у них – просто бомба).

Правда, увлекаться с работой в полную полосу не нужно, такой контроль провоцирует «наваливать», что может привести к внезапной кончине динамиков. Хотя естественный спад АЧХ позволяет использовать при настройке стыка с НЧ звеном фильтры невысоких порядков.

На средних и верхних частотах характер звука ясный. Верх лёгкий, но без жёсткости, «цыкающие-псыкающие» звуки в голосах не рассыпаются стеклом, «песка» нет. Середина передаётся с капелькой жёсткости, но умеренной, не переходящей в яркость или неестественный окрас. Скорострельность высокая, акустика легко переваривает быстрый рок – жёсткие фуззы сохраняют остроту и не перемешиваются в грязную мешанину, даже если всё это дополнительно усложняется быстрой бас-бочкой и «тяжёлой» бас-гитарой.

Коротко по делу



RS Audio Energy 100 – очень заманчивый вариант для автомобилей со штатными 4-дюймовыми местами. Легко сработаются в том числе и с крупными НЧ динамиками, не умеющими играть высоко (привет, «подседельники» в BMW и «подножники» в Mercedes).

Сложилось стойкое впечатление, что СЧ динамики можно спокойно ставить взамен штатных (даже притом, что направление в большинстве случаев получается совсем не в сторону слушателей), а вот твитеры лучше ставить открыто и направлять в салон. Но не прямо «в лоб», а с небольшим разворотом относительно слушателей, так ВЧ не теряют своей лёгкости, но как-то лучше «срастаются» с СЧ диапазоном.

  • Низкий уровень искажений
  • Ясное и динамичное звучание на СЧ
  • Лёгкое и детальное звучание на ВЧ
  • Допускают низкую частоту раздела с НЧ звеном

  • Размер кроссоверов крупноват для OEM-инсталляций



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus