Мягкое и жёсткое
Тест компонентных акустических систем DLS MK6.2

Признаюсь, этот тест для меня немного личный. Свой первый кубок в автозвуковых соревнованиях в 2002 году я завоевал с самодельной трёхполоской, в которой использовал мидбасовые динамики и твитеры DLS Matador – на тот момент это была самая доступная серия этого шведского бренда. Она давно не выпускается, но вот я держу в руках DLS MK6.2 – сегодня модельный ряд DLS начинается именно с неё. Будет ли это приятная ностальгия или же она окажется совсем другой? Попробую выяснить.

На момент теста цена DLS MK6.2 составляет 6290 рублей. Доступно, но в разумных пределах, на моей памяти «ниже плинтуса» этот бренд никогда не опускался.



Мидбасовые динамики имеют не совсем привычные диффузоры – подобная фактура целлюлозы больше характерна для «эстрадных» динамиков и в компонентных моделях встречается реже.



Но в отличие от той же «эстрады» здесь целлюлоза плотная, конусы жёсткие. В пульпу добавлены хлопковые волокна (в описании они указаны как «текстильные»), они выполняют армирующую функцию и немного улучшают внутреннее демпфирование материала.



Центральный колпачок – отдельная тема, он выполнен из мягкого «резинистого» полимера. Такое решение имеет вполне определённую цель – скорректировать излучение на верхнем краю рабочего диапазона динамика.



Дело в том, что чем выше частота, тем более значимую роль начинает играть именно центральный колпачок. Жёсткий пластиковый или металлический могут немного продлить рабочий диапазон вверх. Той же цели служат маленькие торчащие из центра «конусы» у некоторых широкополосных динамиков. А мягкий колпачок работает с точностью до наоборот – снижает эффективность излучения с повышением частоты. Фактически, он играет роль фильтра нижних частот.

В остальном всё более-менее привычно. Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм – оптимально для акустики, рассчитанной на усилители с невысокой мощностью или подключение напрямую к ГУ.



В младших моделях большинства производителей моторы в основном маленькие, но в DLS по этой части обошлись без экономии.



Сетки в комплекте за два с лишним десятка лет остались без изменений. Однако, классика.



Твитеры майларовые, но не путайте их с дешёвыми «пискунами» в каких-нибудь коаксиалах. Это не пьезотвитеры, а нормальные полноценные динамические излучатели. Выполнены в формате «сбалансированный купол» (классический купол плюс широкий конический подвес) с крупной апертурной шайбой перед ним. Диаметр купольной центральной части – 16 миллиметров, но в целом излучающая поверхность получается чуть больше. Пока делать выводов не стану, посмотрю, как они в деле.



В комплект входят несколько чашек для врезного и поверхностного монтажа.



Кроссоверы удобные – компактные и лёгкие. Такие можно закрепить даже на штатном жгуте проводки. Входы-выходы сделаны проводами разных цветов – не запутаешься.



Внутри каждого кроссовера – катушка и конденсатор. Оба элемента образуют фильтр второго порядка в цепи твитера, а мидбасовый динамик подключен напрямую.



Измерения и анализ работы динамиков



А мидбасовые-то динамики оказались непростыми, моторы у них неожиданно сильные. Вот вам и младшая модель. Они хорошо контролируют лёгкую подвижку, и в итоге получилась весьма солидная опорная чувствительность – почти 90 дБ.



Измеренные параметры DLS MK6.2:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 73 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,57
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 65
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ


Как и предполагалось, с повышением частоты динамик ведёт себя прилично, не горбит. Так что ограничивать его фильтром в кроссовере действительно не было необходимости.



Придраться можно лишь к неравномерности в области примерно от 800 Гц до 2 кГц. Предположу, это следствие какого-то лёгкого локального резонанса в подвесе. На это указывает и едва заметный «торчок» на графике импеданса в районе 800 Гц, и небольшая неравномерность на графике акустической фазы.



У твитеров нам интересен диапазон от 6-7 кГц и выше (кроссовер всё равно режет их высоко, дальше сами увидите). В этом диапазоне есть небольшая неравномерность по оси (что ожидаемо от сбалансированного купола), но с разворотом АЧХ приходит в норму – следствие работы апертурной шайбы перед куполом. В целом есть ощущение, что твитеры намеренно сделаны так, чтобы оптимальные характеристики получались именно с их разворотом.



Кстати, несмотря на маленькие размеры излучателей, внизу своего диапазона они чувствуют себя уверенно – с понижением частоты искажения растут плавно, без скачков.



А вот так стыкуются полосы между собой. НЧ/СЧ динамик работает в полную полосу, а твитеру оставлен диапазон лишь на самом верху. Поскольку последний явно рассчитан на установку с разворотом, для него снял АЧХ не по оси, а под углом 45 градусов.



Звучание, характерные особенности



Прослушивание подтвердило – основную роль берут на себя мидбасовые динамики, но при этом «разрыва» с твитерами на удивление не возникает. При выборе угла их разворота главное не впадать в крайности – при ориентации «в лоб» звучание прилипает к ним, а при сильном развороте звук на ВЧ «темнеет» и становится тусклым. Так что оптимум – небольшой разворот, например, на соседнего слушателя, в центр противоположного бокового стекла или, максимум, друг на друга. В последнем варианте в работу вступят отражения от стекла – для несложных систем без процессора они могут стать плюсом, поскольку снизят привязку звука к ближнему твитеру.

Верхняя середина воспринимается чуть приглушённо. Правда, это касается не столько тонального баланса (АЧХ хоть и имеет небольшой артефакт в районе 1-2 кГц, но выше не проваливается), сколько микродинамики звучания. И тут, похоже, мы имеем дело с инженерным компромиссом. Был бы центральный колпачок у мидбасового динамика жёстким, мы бы, скорей всего, получили более яркое звучание, а заодно и более кривую АЧХ в этой области. Мягкий колпачок «успокоил» отдачу на верхнем краю рабочего диапазона, но «съел» динамику на верхней середине. Это можно было бы исправить подбором другого твитера и корректировкой раздела с НЧ/СЧ, но тогда и цена всего комплекта возросла бы. Впрочем, такая акустика тоже есть – это DLS M6.2, она как раз чуть выше в модельном ряду.

В басовом диапазоне всё оказалось предсказуемо – моторы у динамиков неожиданно сильные для своей ценовой категории. И хоть формально резонансная частота не самая низкая, акустика довольно уверенно чувствует себя в этом диапазоне, при попытке «навернуть волюмэ» диффузоры не начинают выскакивать за пределы разумного хода, динамики не прочь поработать и ниже своего резонанса. Так что с басом тут всё нормально – без фанатизма по уровню, но чётко и контролируемо.

Коротко по делу



Акустика со своим характером. DLS MK6.2 не подойдёт тем, кто любит яркое и звонкое звучание, она больше тяготеет к спокойному инструменталу, ритмичной электронике и популярной музыке. В аудиофильскую детальность не лезет, но позволяет при желании прибавить громкости, не получив резкую яркость. На басе динамики неожиданно хорошо контролируются и не разбалтываются при попытке увеличить громкость (в разумных пределах, конечно же). Твитеры выглядят простовато, но в общую звуковую картинку вписываются – не свистят и не заставляют вокалистов шепелявить.

В плане инсталляции каких-то особых требований акустика не предъявляет: мидбасовые динамики – в двери (базовой вибродемпфирующей обработки и закрытия технологических окон будет достаточно), твитеры – в стойки или уголки зеркал с направлением в центр противоположного бокового стекла или друг на друга.

  • Высокая опорная чувствительность
  • Хорошая перегрузочная способность на НЧ
  • Простота установки, достаточно базовой подготовки дверей
  • Удобные в установке компактные кроссоверы

  • Относительно простые твитеры



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus