Просто лёгкий мотивчик или всё серьёзно?
Тест 2-полосных акустических систем E.O.S. MS-16.2 II и НЧ/СЧ динамиков E.O.S. MS-650 II

Серия Motive – одна из самых долгоживущих в современном автозвуке. Однажды она уже пережила «реинкарнацию», «переродившись» из бренда Challenger в бренд E.O.S. (кто не в курсе, оба принадлежат компании PIT), а буквально недавно претерпела очередную модернизацию. Плюс появилась возможность отдельно приобрести мидбасовые динамики. Серия мне всегда нравилась своим соотношением цена/качество, так что с удовольствием решил изучить обновлённые модели.

Внешне новая акустика почти не изменилась, да и цена осталась примерно на прежнем уровне – что-то около 8700 рублей. Модельный индекс MS-16.2 сменился на MS-16.2 II.



Конструкция



Внешне обновлённую модель можно отличить по глянцевой надписи на полуматовом покрытии целлюлозного диффузора.



Ну и нажимные клеммы расположены чуть иначе. Все остальные изменения произошли внутри.



Приятная новость – мидбасовые динамики теперь можно приобрести отдельно.



По сути, они точно такие же, как и в компонентном комплекте, разве что имеют собственный модельный индекс E.O.S. MS-650 II и отличаются наклейкой на магнитной системе.



Защитные грили входят в комплект как к компонентной модели, так и к отдельным динамикам.



Подводящие «косички» теперь не параллельны, а «смотрят» немного в стороны. В принципе, они и в прежней модели не звенели (по крайней мере, я не замечал за ними такого), а так и тем более не должны.



Внешне твитеры остались теми же. Есть ли изменения внутри – покажут измерения.



К слову, чем больше держал в руках эту акустику, тем больше радовало внимание к мелочам. Обратите внимание, даже места обжима клемм дополнительно зафиксированы термоусадкой. На это мало кто обращает внимание, а тут прямо будто заботливый дедушка внука в школу одевал – чтобы всё было как надо и на своих местах.



По части аксессуаров, впрочем, обошлось стандартными чашками для врезного и наружного монтажа.



Кроссоверы конструктивно выполнены просто, но выглядят солидно, такие не грех и напоказ выставить.



Схема и номиналы элементов перешли из предыдущего поколения без изменений. Есть возможность выбора уровня твитеров – для этого они подключаются к соответствующим клеммам «-2 дБ», «0 дБ» или «+2 дБ».



Косвенно это говорит о том, что сами динамики изменились не радикально, и вносить коррекцию в существующие кроссоверы не было необходимости. Но результат лучше оценивать инструментально и на слух.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Поскольку отдельные НЧ/СЧ динамики MS-650 II абсолютно те же, что и в двухполосной акустике MS-16.2 II, всё изложенное ниже касается обеих моделей. На всякий случай измерил и те, и другие, но разброс всё равно получился минимальным.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков E.O.S. MS-16.2 II (E.O.S. MS-650 II):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0,80
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,5 дБ


Подвижная система чуть потяжелела, хотя тяжёлой её ещё не назовёшь – средняя. Мотор чуть «подкачался», так что чувствительность осталась в пределах среднестатистического значения для этого калибра. Зато новая акустика явно обещает быть более басовитой – резонансная частота опустилась ниже 60 Гц.

АЧХ достаточно ровная, без выбросов на верхнем краю рабочего диапазона, как это иногда бывает, да и вообще укладывается в узкий «коридор» шириной не больше 5 дБ.



Более-менее заметный артефакт есть лишь в районе полутора килогерц (резонанс диффузора или, что вероятнее, центрирующей шайбы). Динамики я, разумеется, разминал перед измерениями, но с более длительной разминкой, скорей всего, этот «скачок» должен уменьшиться, и тогда АЧХ ещё немного подровняется.



Твитеры имеют классический «шёлковый» характер.



С повышением частоты отдача плавно спадает, но это можно легко нивелировать настройками кроссовера, чуть дальше это сами увидите. Главное, что купол не ломает, это видно по достаточно линейной акустической фазе.



Искажения с понижением частоты растут плавно, при использовании акустики в поканальном включении некоторая свобода в настройках имеется. Правда, опускать частоту ФВЧ ниже 3,5 кГц я бы в любом случае не стал. И не нужно забывать про спад АЧХ при повышении частоты, возможно, есть смысл поднять частоту повыше и использовать низкую крутизну фильтров. Но это всё уже по месту.



А вот так стыкует полосы пассивный кроссовер в компонентном комплекте MS-16.2 II.



Несмотря на то, что электрически стык получился выше отметки 3 кГц, акустически мидбасовое звено передаёт эстафету твитеру примерно в районе 2-3 кГц.

Особенности звучания



В очередной раз убедился в необходимости разминать динамики перед тем, как делать выводы. Производитель рекомендует использовать для этого собственный диск E.O.S. Burn-In, от себя добавлю шеффилдовский MDMS System Conditioning and Degaussing CD. Если обходиться без этих «спецсредств», то в обычной жизни динамики стабилизируются, как правило, в течение 30-40 часов работы на обычной средней громкости.

Корректировка параметров НЧ/СЧ динамиков (относительно предыдущего поколения) пошла акустике на пользу, на нижних частотах звучание с «мясцом», но не жирное, точное, но не сухое. Эдакая золотая середина для большинства музыкальных жанров. Разумеется, тут многое будет зависеть от подготовки дверей и посадочных мест, но потенциал у динамиков есть – это факт.

На ритмичной электронике бас неожиданно плотный и массивный. На чём-нибудь вроде Interactive Noise, Metronome, Static Movement удар даже без сабвуфера очень весомый и сочный. При этом бас-гитара в роке или контрабас в джазе не начинают сливаться в гул и остаются разборчивыми. К сожалению, нет возможности посмотреть геометрию намотки звуковой катушки, но на слух контроль сохраняется даже при увеличении громкости, когда ход диффузора становится заметным.

Характер СЧ во многом будет зависеть от взаимного расположения излучателей. Но главное, что мидбасовые динамики дотягивают до твитеров, не делая СЧ диапазон «глухим», а твитеры принимают от них эстафету, не напрягаясь в нижней части своего диапазона. Правда, в мидбасовом звене фильтр имеет довольно пологий спад, что, как показалось, сдерживает возможности динамика на СЧ. Так что в поканалке, на мой взгляд, потенциал этой акустики можно реализовать полнее (разумеется, если есть опыт настройки).

Формально твитеры имеют спад с повышением частоты, но в составе акустических систем ВЧ воспринимаются ясно, звучание в целом «светлое», естественное, твитеры не свистят и не цыкают, это особенно слышно на вокале. Попробуйте найти трек Sarah Brightman – Dust In The Wind, хороший пример. С неудачными твитерами или неподходящим кроссовером «цыкающие» и «шипящие» звуки сразу начинают отрываться от всего остального и жить своей жизнью.

Важный момент – полярность подключения высокочастотников. Маркировка на кроссовере явно проставлена с оглядкой на реальные инсталляции, когда большое значение могут приобретать отражения. А вот на стенде мне пришлось поменять их полярность. Когда твитеры оказываются в акустической противофазе с НЧ/СЧ динамиками, это слышно как «отслаивание» верхних частот. Обратите внимание на этот момент, когда будете оценивать акустику на стенде или ставить в машину.

Коротко по делу



Отличная для своей ценовой категории акустика. Выполнена без особой технологической экзотики, но аккуратно, с вниманием к мелочам.

Абсолютно универсальна по звучанию – на бодрой электронике даёт неожиданно увесистый басовый удар, на более требовательной музыке даёт хорошую разборчивость и артикуляцию на нижних частотах. Так что возможность приобрести мидбасовые динамики отдельно – как раз в тему.

Компонентная акустика звучит достаточно «светло», но не ярко, а мягко и комфортно, слух не утомляет. Штатный кроссовер хорошо согласуется с характеристиками динамиков, хотя, как показалось, в поканальных системах можно добиться ещё более интересного звучания, потенциал самих динамиков это позволяет.

  • Качественное исполнение с вниманием к мелочам
  • Комфортное звучание. Ясное, но мягкое, не яркое
  • Приличный для 6,5-дюймового калибра басовый потенциал
  • Жанровая универсальность

  • Как всегда, возможности раскрываются только после разминки



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus