Топ для реальной жизни
Тест 3-полосных акустических систем RS Audio Revelation 165-3

Недавний тест акустики Stream 3 оставил сильные впечатления – звучание детальное, с хорошим запасом энергетики, но при этом душевное и комфортное. Можно сказать, живое. Серия Revelation формально чуть младше, но родство со Stream определяется сходу – в них много одинаковых конструктивных решений. Тем не менее, построена акустика по-другому. Как всегда, постарался выяснить, что она умеет и как реализовывать её возможности.

Для ориентира, цена трёхполосного комплекта RS Audio Revelation 165-3 – 104990 рублей, а двухполоска Revelation 165-2 стоит 73990 рублей.



В комплект входят пассивные кроссоверы, полностью построенные на комплектующих Mundorf. Судя по всему, других поставщиков в RS Audio не признают – даже в менее дорогой серии Energy кроссы вызывают слюноотделение у ортодоксальных аудиофилов, чего уж говорить о более высоких сериях.



Мидбасовые динамики имеют такие же диффузоры, что и у серии Stream – это плетёный композит, залитый полимерным связующим. Выглядит тонким и даже слегка просвечивает между волокнами, но на деле конусы на удивление жёсткие. Как показали измерения, вес у подвижки очень небольшой, и это хорошо сказалось на микродинамике звучания. Но об этом чуть позже.



Корзины и моторы имеют не столь изысканную конструкцию как у Stream, но исполнение добротное, не придраться.



Обратите внимание на толщину верхней пластины магнитопровода – здесь она определяет высоту магнитного зазора. Она составляет 6 мм, это немного больше, чем обычно делают в мидбасовых динамиках. Фактически, это означает большее число рабочих витков у звуковой катушки (при прочих равных), а значит, от динамика можно ожидать хорошего контроля.



Среднечастотники, в отличие от той же серии Stream, имеют более привычные размеры, формально их можно отнести к калибру 3,5 дюйма.



Диффузоры выполнены из жёсткой прессованной целлюлозы и имеют с лицевой стороны пропитку. По крайней мере, он здесь относительно мягкий. Верхний подвес – тканевый.



Мотор у среднечастотника крупный – диаметр магнита 73 мм. И это, заметьте, при диаметре посадочного отверстия динамика 76 мм.



Корзина, впрочем, открытая, так что проблем с образованием воздушной подушки под диффузором быть не должно. Тем более, Роберто Скалабрино (разработчик RS Audio) рекомендует ставить среднечастотники free-air, т. е. позади динамика в любом случае предполагается открытое пространство.



Твитеры шёлковые, заключены в алюминиевые корпуса. Перед куполами – звукопрозрачная жёсткая «проволочная» сетка.



Каких-то специальных креплений не предусмотрено, но акустика такого уровня вряд ли будет ставиться по штатным местам «по-быстрому», так что здесь это непринципиально. Монтажная глубина, кстати, небольшая.



Измерения электромеханических параметров



На официальном сайте RS Audio приведён подробный список параметров, так что сравнить есть с чем. Измерения, как всегда, делал после хорошего «массажа» центрирующей шайбы с последующим прогревом динамиков в течение нескольких часов.



Заявленные / фактические параметры НЧ/СЧ динамика RS Audio Revelation MB165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 87 Гц / 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15,9 л / 12,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,37 / 7,22
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,68
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г / 12,2
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м / 4,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом / 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,7 дБ / 88,1 дБ


Заявленные / фактические параметры СЧ динамика RS Audio Revelation M87:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 145 Гц / 150 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л / 0,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,56 / 4,74
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,91
  • Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,76
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,7 г / 2,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,4 Тл м / 3,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,6 дБ / 84,2 дБ


Идеально совпало не всё, но повода к огорчению я не вижу – по факту динамики оказались даже интереснее, чем обещано. К тому же в описании явно закралась опечатка – вряд ли Fs для мидбасового динамика может быть такой высокой, да и по другим параметрам она должна была оказаться ниже. Собственно, что и подтвердилось.

Анализ работы динамиков



Начну с мидбасовых динамиков. Если коротко, то придраться особо не к чему – АЧХ достаточно ровная, причём динамик уверенно работает не только на нижних частотах, но и ровно, аккуратно и без выбросов АЧХ входит в модальный режим с повышением частоты. Проще говоря, динамик отлично покажет себя не только в трёхполоске, но и в двухполоске (речь о модели Revelation 165-2).



Единственное, что обращает на себя внимание – небольшой резонанс в подвесах где-то в районе 1 кГц, который привёл к колебанию фазы и, как следствие, «волне» на АЧХ. Он не особо критичен, но надо же было хоть до чего-то докопаться.



У среднечастотника в этом смысле АЧХ посложнее, но тут нужно понимать, что у динамика очень лёгкая подвижка, с которой все резонансные явления в подвесах становятся видны «как на ладони».



Если учесть, что полноценная разминка СЧ динамика обычно бывает слишком долгой, со временем перепад фазовой характеристики (и, соответственно, АЧХ) в районе 1,5 кГц должен сгладиться.



А вот перепад в районе 6 кГц лучше учитывать при настройке и делать стык с твитерами не выше 4-5 кГц, чтобы этот артефакт ушёл за пределы рабочего диапазона. На деле можно и ниже, твитер это позволяет. Кстати, для той же двухполосной системы стык с СЧ/НЧ звеном можно настраивать вообще в районе 2,5-3 кГц.



Твитер тут вообще выдающийся, у него ещё и редкая фазовая линейность – никаких резонансов в подвесе купола, никаких «волн» в самом куполе.



Измерение искажений это тоже подтверждает. Обратите внимание, с понижением частоты твитер начинает колбасить только на неприличных для него частотах ниже 1 кГц. Так что свободу настройки он даёт просто огромную.



Если в случае с RS Audio Stream 3 я придрался к пассивному кроссоверу в комплекте, то для Relevation 165-3 поводов для ворчания нашлось меньше.



Полосы срастаются без излишней резкости и высоких порядков фильтров, с бережным отношением к фазе. Единственное, что обратило на себя внимание – дополнительное сопротивление в СЧ цепи привело к раздемпфированию, и у среднечастотника близко к частоте резонанса вылез небольшой горб. На самом деле это обычное дело для пассивных трёхполосок и лишний аргумент для сторонников поканалки.



Звучание



Основное прослушивание проводил в варианте с пассивным включением. Во-первых, он не вызвал особых вопросов. А во-вторых, зная сведение полос, уже можно анализировать звучание и выделять особенности.

В целом характер звучания ни разу не тяжёлый. Тут особо показательной оказалась «живая» музыка – инструменты подаются легко, не приходится вслушиваться и ловить нюансы, звук открытый. И в то же время на первый план ничего лишнего не лезет, детали есть, но они подаются как-то естественно, как само собой разумеющееся. Послезвучия не обрываются. Как следствие хорошей микродинамики – достойная передача пространства звуковой сцены.

Единственное, что поначалу смутило (но оказалось поправимым) – какой-то «отлетающий» характер ВЧ. При столь интересных характеристиках твитеров это показалось странным. Проверил полярности подключения – всё согласно маркировке. В качестве эксперимента перевернул полярность твитеров, и... тоналка «ожила». Оставил так. В автомобиле с его отражениями может получиться иначе, но в любом случае если деление СЧ/ВЧ оставлять через пассивный кроссовер, на этот момент нужно обратить внимание.

Понравился бас – плотный и достаточно уверенный. Без рыхлости, собранный такой. Особенно интересно звучит на электронной музыке, трек Interactive Noise – Voodoo вот прямо в грудь бьёт. Знаете, это ощущение, когда проходишь мимо стройки, а там сваи пневмомолотом забивают. Для 6,5-дюймового калибра очень круто. На роке бас-бочка тоже отлично вколачивает, аж ногой притопывать начинаешь. Контроль усилителем уверенный, бас даже на бешеном спид-метале особо не мажется. В общем, «с мясом», но «без жира».

В целом звучание Revelation я бы назвал эмоциональным. Оно не совсем нейтральное, не сухое и не «мониторное», но какое-то увлекательное что ли. Если именно это ставилось задачей при её проектировании, то это однозначно получилось.

Коротко по делу



Может, я сейчас выскажу крамолу, но в каком-то смысле Revelation мне понравился даже больше, чем более дорогой Stream. Да, там реализована очень крутая идея целиком возложить тонально значимый диапазон на 4-дюймовые динамики, но в машине реализовать эту фичу – нужно постараться.

Здесь же в СЧ звене используются среднечастотники более традиционного калибра, и это упрощает инсталляцию (даже при том, что они не любят тесных объёмов). А НЧ звено явно рассчитано на классическую дверную установку. Иными словами, Revelation может простить некритичные промахи инсталляции (именно некритичные, вызванные осознанным поиском компромиссов, а не просто потому что «так вышло»), и реализовать его возможности может оказаться проще.

Так что Stream – это реальный топ, но требует большого опыта и вдумчивого подхода к инсталляции, а Revelation – это акустика «для реальной жизни», т. е. когда обойти особенности салона не всегда представляется возможным и приходится иногда прибегать к компромиссам. Причём тут тот самый случай, когда не всегда нужно гнаться за трёхполосной системой, двухполоска тоже получается шикарной.

  • Драйвовое, детальное и эмоциональное звучание
  • Мидбасовые динамики хорошо работают как в двух-, так и в трёхполоске
  • Твитеры с широким частотным диапазоном и линейной фазой
  • Предсказуемость в настройке, не нужно обходить особенности динамиков

  • Пара кроссоверов занимает место как иной усилитель средних размеров



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus