Как поменять процессор, не меняя его
Детальное изучение новых прошивок процессоров Resolut и сравнительное прослушивание A-DSP, J-DSP и T-DSP

Когда я в прошлый раз разбирал возможности процессора Resolut J-DSP, попутно удалось оценить бета-версию нового программного обеспечения. Признаться, тогда я был поражён, насколько оно изменило звучание, да и новые функции показались интересными. Буквально на днях обновлённый софт официально вышел в открытый доступ, и появилась возможность оценить его в полной мере.

Почему звучание зависит от прошивки



Для начала напомню ключевой момент, который сделал возможным такую эволюцию, – модульный принцип построения. С железом всё понятно – к базовому оснащению можно добавлять модули с различными входами, подробно об этом я рассказывал в прошлый раз. К слову, чтобы наглядно показать новые фичи, пришлось использовать пока ещё готовящийся к выпуску модуль аналоговых входов.



Собственно, фишка в том, что софт тоже строится по модульному принципу – прошивка состоит из отдельных плагинов, которые подгружаются по необходимости. Причём речь не только о подпрограммах для работы с модулями, но и о подпрограммах обработки звука. А поскольку всё это пишется нашими разработчиками самостоятельно, прошивкой можно заметно влиять на звучание.

Почему я обращаю на это такое внимание. В большинстве процессоров обработка строится на аудиокодеках, которые заранее заданы производителем чипов. Нужный функционал «собирается» из отдельных составляющих, и поменять «математику» обработки сигнала почти невозможно. Поэтому характер звучания, в отличие от Resolut, в таких процессорах можно изменить только твиком «железа». Про твик, кстати, сегодня ещё будет повод вспомнить.

Что добавилось в новой прошивке



По случаю выхода новой прошивки был припасён «рояль в кустах» – в лаборатории одновременно оказались все три процессора. С прошлого теста остался Resolut J-DSP (ЦАП реализован на ES9028PRO), к нему добавился более доступный Resolut A-DSP (AK4490) и топовый Resolut T-DSP (ES9038PRO).



Без подключения к процессору софт выглядит как обычно, в главном окне всё те же три вкладки – настройки выходов, входов и маршрутизация. Но при подключении процессора к ним добавляется ещё одна вкладка, и её содержимое зависит от модели процессора. Вот так она выглядит для Resolut A-DSP:



А вот так – для Resolut J-DSP и T-DSP:



Теперь во всех трёх процессорах можно выбрать режим работы выходного фильтра ЦАП, а в J-DSP и T-DSP появилась весьма занятная фича – Resolut Harmonizer. Разберу их по порядку.

Режим работы цифрового фильтра на выходе ЦАП



Если совсем по-простому, то «цифра» получается следующим образом – непрерывный сигнал засекается с определённой периодичностью, и уровень каждого полученного отсчёта кодируется двоичным числом. Так и получается эта последовательность ноликов и единичек, которую можно хранить на диске, на флешке и, если нужно, обрабатывать (чем, собственно, и занимается процессор).



Например, в формате CD Audio сигнал «засекается» 44100 раз в секунду, и каждый отсчёт кодируется 16-битным двоичным числом. Так получается формат формат 44,1 кГц / 16 бит. А, к примеру, в форматах High Resolution сигнал «засекается» с более высокой частотой и кодируется более длинным двоичным числом, то есть описывается подробнее.

Задача ЦАП – восстановить исходный непрерывный (или, если хотите, аналоговый) сигнал, чтобы дальше благополучно отправить его на усилители. Первым делом он декодирует из последовательности нулей и единиц величину каждого отсчёта. Так получается череда импульсов с разными амплитудами – уже что-то похожее на исходный сигнал. Но спектр такого импульсного сигнала довольно широкий, и из него нам нужно выделить то, что попадает в звуковой диапазон. Вот этим как раз и занимается цифровой фильтр.



Разработчики ЦАПов, как правило, реализуют в своих чипах несколько типов выходных фильтров, хотя производители аудиотехники обычно отдают предпочтение какому-то одному. В процессорах Resolut их можно выбирать прямо из управляющей программы. Разумеется, для разных чипов набор таких фильтров получается свой.

В Resolut A-DSP (AK4490) можно выбрать режим цифровых фильтров для каждой пары каналов. Весьма крутая возможность, потому как для мидбасовых, СЧ и ВЧ каналов предпочтения могут оказаться разными – не нужно искать компромиссов.



В Resolut J-DSP и T-DSP (ES9028PRO и ES9038PRO, соответственно) тип фильтров задаётся общий для всех восьми каналов, но зато вариантов тут чуть больше:



Каждый из фильтров имеет свою импульсную характеристику, а потому их смена хорошо слышна (музыкальный сигнал, как известно, имеет импульсную природу). К примеру, вот что по этому поводу есть в описаниях Asahi Kasei. У «сабров» тоже что-то похожее:



Описания – это хорошо, но хотелось оценить разницу ещё и наглядно. Попробовал подключить Audiomatica Clio и посмотреть, что происходит на выходе процессора при смене фильтров. Кстати, как раз для этого и понадобился модуль аналоговых входов, о котором говорил в самом начале.

Наглядней всего разница прослеживается в фазе выходного сигнала. Обратите внимание, насколько разные характеристики получаются на верхнем краю диапазона.





Каких-то конкретных сравнений давать не стану, но вот какую закономерность заметил – некоторые фильтры делают звук более «рафинированным» и будто «подчищают» послезвучия, а некоторые делают его более «просторным» – создают впечатление, что слушаешь акустику на открытом пространстве. В общем, ещё один инструмент тонкой настройки (а точнее, «шлифовки») звука.

Resolut Harmonizer Technology: что это такое и как работает



Эта фича реализована только в процессорах на чипах Sabre – Resolut J-DSP и T-DSP. На сегодняшний день ни в одном автомобильном процессоре я ничего подобного не встречал. Её суть – возможность регулировать уровень второй и третьей гармоник. Коротко поясню, для чего это нужно.



Любое аудиоустройство (источник, усилитель и даже акустическая система) не могут быть идеальными, форма сигнала на выходе всегда отличается от того, что было подано на вход. Это наглядно видно, например, на спектрограммах сигнала – если подать на вход сигнал с одной частотой, то на выходе к ней добавятся гармоники с кратными частотами – вторая, третья и т. д.

В зависимости от того, какие добавились гармоники и каков их уровень, звучание приобретает свой характер – мягкий и теплый или напротив – жёсткий и холодный. К примеру, ламповые усилители любят за вторую гармонику, а «жёсткость» D-класса часто связывают с преобладанием нечётных (хотя в последнее время это не столь актуально).

Собственно, добавляя или устраняя гармоники, можно менять характер звука. К примеру, вот эти спектрограммы сняты на выходе одного и того же усилителя, подключенного к процессору.



При этом нужно понимать, что «устранить» гармонику можно только одним способом – добавить её в сигнал в противофазе. Так что конкретики, что и куда крутить, тут нет и быть не может – всё будет зависеть от других элементов тракта, и в большей мере – от усилителя.

В общем, в каком-то смысле сбылась мечта любителей твика. Resolut Harmonizer Technology можно назвать программной альтернативой замене операционников на выходах ЦАП.

Сравнение звучания со старой и новой прошивками



Слушал долго, несколько раз «перезаливал» в процессоры новые и старые прошивки, сравнивал, и выделил несколько основных моментов, которые касаются всех трёх моделей.

Во-первых, поднялось разрешение. Была первая мысль – что-то произошло с динамическим диапазоном, потому как тихие звуки система начала пусть и не вытаскивать на передний план, но делать их более явными что ли, более очерченными. Звук стал «контрастнее», даже пришлось какое-то время привыкать.

На закономерный вопрос разработчики ответили однозначно – никакой обработки с целью что-то «вытянуть» тут нет. Но изменился алгоритм регулировки громкости, в частности, битность обработки сигнала. Действительно, система перестала «зажиматься» на малых уровнях, звучание стало легче для восприятия именно на средних уровнях громкости.

Второй момент, который я тоже не понял сразу – начал меньше слышать разницу между выходными фильтрами. Порой вовсе на грани самовнушения. Снова вопрос к разработчикам, и снова ответ – всё так и есть. Чаще всего при смене типа фильтра разница в звуке получается в том числе и за счёт ошибок обработки сигнала. Повышение же точности обработки ослабило влияние фильтров на звучание.

В общем, я был реально удивлён. Ожидал отлавливать тонкую разницу, а по факту получил ощущение полной смены процессоров.

Прослушивание всех трёх процессоров с новыми прошивками



Раз уж подвернулась возможность собрать все три процессора, решил сравнить их в одном тракте. Да, относительно того, что я слышал в предсерийниках и первых серийных версиях, процессоры сильно эволюционировали. Тем не менее, позиционирование внутри линейки осталось тем же.

Resolut A-DSP (AK4490). Высокое разрешение не мешает цельному восприятию музыкальной картинки. Относительно моего домашнего ЦАП на том же AK4490 звучит немного суше и не так тепло, балансирует на тонкой грани между педантичностью и комфортностью звучания. Но при длительном прослушивании абсолютно не утомляет. Звуковую сцену строит объёмно, трёхмерно, хотя и без той кристальной чёткости в отрисовке образов, которая есть у J-DSP и T-DSP. Кстати, это создало впечатление, что процессор может простить вынужденные компромиссы в реальной инсталляции и, возможно, даже скрыть небольшие ошибки. В жизни это может оказаться существенным плюсом.



Resolut J-DSP (ES9028PRO). Тут мнение не поменялось с прошлого раза – абсолютно нейтральный, мониторный, сверхдетальный звук. Оставляет право «лепить» характер звучания остальным компонентам системы, и от себя практически ничего не вносит. Короче, весь из себя правильный «сын маминой подруги».



Resolut T-DSP (ES9038PRO). Какой же у него кайфовый бас… Всегда думал, что у моей акустики PSB Synchrony One бас немного попсовый, и всегда учитывал это при прослушивании. Оказалось, дело было совсем не в акустике. И как после этого слушать всё остальное? По итогу имеем ту же высокую детальность, что и у J-DSP, но к ней добавлены эмоции. Впервые не знаю, как это описать словами. Но нужно понимать, что в реальной инсталляции T-DSP уже не прощает ошибок, и будьте уверены – ткнёт носом в каждую. Поэтому его – только в системы с соответствующими компонентами и бескомпромиссным подходом к инсталлу.



Коротко по делу



Тот самый случай, когда процессор можно купить один раз, и потом переносить его из системы в систему. Вернее, переносить процессорное «железо», потому как программно Resolut умеет эволюционировать, и каждая новая прошивка, фактически, полностью его обновляет. По крайней мере, первый большой апгрейд с момента выпуска в открытую продажу это показал наглядно. Надеюсь, он не последний.




Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus