Классическое материаловедение
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Best Balance C6.5C

Совсем недавно я разбирал возможности новой акустики серии D, и вот настал черёд серии C, она тоже появилась совсем недавно. Сам буквенный индекс означает одновременно две вещи. Во-первых, эта акустика третья по старшинству в модельном ряду Best Balance после серий А и В. И во-вторых, C расшифровывается как Classic. Действительно, в отличие от спокойной по своему характеру серии Dive, «классика» показывает более изысканное и утончённое звучание. Не последнюю роль в этом сыграл «крылатый» материал диффузора, здесь его преимущества, как мне кажется, реализованы в полной мере, а недостатки довольно удачно нивелированы. Но обо всём по порядку.

На момент теста цена компонентного комплекта Best Balance C6.5C составляет 9300 рублей. Хотя, забегая вперёд, звучание позволяет легко сравнивать эту акустику с представителями более высокой ценовой категории.



Конструкция



Одна из отличительных особенностей акустики – алюминиевые диффузоры. Далеко не всем удаётся совладать с этим материалом, но здесь с этим всё в порядке, потом сами увидите.



Конусы имеют криволинейный профиль, так что малый вес этого авиационного материала сочетается с конструктивной жёсткостью подвижной системы.



При производстве диффузоров обошлось без экзотических технологий, многослойности и вообще каких-либо дополнительных покрытий. На самом деле ничего такого тут и не понадобилось.



Динамики собраны на стальных штампованных корзинах, что во многом позволило удержать цену в разумных пределах.



Впрочем, клеммы-лопаточки тут всё же заменены на более серьёзные винтовые терминалы.



В этом нет большого секрета, но диффузоры и моторы перешли в Best Balance C6.5C практически полностью от динамиков Rainbow серии SL. В этом смысле серия С получилась даже ближе к топовой серии Ambience, нежели стоящая между ними серия В.



Небольшое наблюдение – верхние шайбы магнитопроводов чуть толще, чем обычно можно встретить в динамиках аналогичной цены, в данном случае как раз она определяет высоту магнитного зазора. При этом через окна под центрирующей шайбой можно разглядеть общую длину намотки и примерно оценить её соотношение к рабочей части катушки (т. е. той, что находится в зазоре).



Чем выше это соотношение, тем при прочих равных лучше контроль. Учитывая увеличенную высоту зазора, можно предположить, что с этим у C6.5C будет всё в порядке. Чуть позже оценю при прослушивании.

Твитеры – шёлковые, диаметр куполов – 25 мм. Перед куполами – небольшие дуги, которые по совместительству выполняют роль апертурных тел. Сетки несъёмные.



Пропорции твитеров обещают беспроблемную «врезную» установку – посадочная глубина у них очень небольшая. Пожалуй, их можно назвать и вовсе плоскими.



В комплекте традиционно идёт мелочёвка для монтажа на поверхность.



Кроссоверы выполнены в тех же корпусах, что и в серии Dive – миниатюрными их не назовёшь, но и не особо громоздкие.



Правда, внешним сходством всё и ограничивается, схема тут своя, соответствующая параметрам динамиков. Всё как полагается.



Уровень твитеров выбирается из трёх вариантов – Soft, Mid и Loud.



Измерения



Первое, что обратило на себя внимание при измерениях – мидбасовый динамик имеет в своей магнитной системе кольцо Фарадея, которое практически полностью компенсирует индуктивность звуковой катушки, график импеданса идёт почти горизонтально и к 20 кГц даже до 10 Ом не дотягивает. То есть, если будет собираться система с поканальным усилением, усилитель с такой нагрузкой будет работать более предсказуемо, и это хорошо. Правда, в «пассивном» варианте кроссовер допускает просадку импеданса почти до 3 Ом в области 4-5 кГц, но это не настолько критично, чтобы создать усилителю проблемы.



Измеренные параметры Best Balance C6.5C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 21 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,08
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,51
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,8 дБ


Параметры у мидбасового динамика крайне интересные. У него непривычно мягкие подвесы, что обещает хорошую микродинамику и в целом отзывчивость на подаваемый сигнал. Впрочем, минус у мягких динамиков тоже есть – это чувствительность к объёму двери. Результат будет сильнее зависеть от того, что находится за динамиком, какую конфигурацию имеет дверь и т. п., это тоже нужно иметь ввиду.

Подвижные системы не слишком тяжёлые (по нынешним меркам даже легче среднестатистических), при этом моторы даже чуть сильнее, чем обычно встречаются у 6,5-дюймовых динамиков. Всё это обусловило слегка пониженную (хоть и в разумных пределах, спасибо кольцу Фарадея) добротность. При дверной установке она подтянется к более привычному значению около 0,7, так что в целом параметры можно назвать оптимальными.

Измерение АЧХ тоже показало нетривиальность динамика и снова дало повод вспомнить про кольцо Фарадея. Компенсируя индуктивность и снижая интермодуляционные искажения на СЧ и ВЧ, оно одновременно с этим задирает АЧХ на верхнем краю рабочего диапазона динамика. А если учесть, что диффузор здесь алюминиевый (что тоже даёт свою особенность), АЧХ в этой области получилась весьма горбатой. Чуть позже посмотрим, как с этим справится кроссовер.



В самой важной для этого динамика области всё обстоит хорошо – излучение обладает редкой фазовой линейностью вплоть до 5 кГц, каких-то выраженных резонансов в подвесах нет, так что в целом динамик выглядит многообещающим.



К твитеру вопросов тоже не нашлось – классический «шёлковый» характер.



Купол не ломает, фаза излучения не скачет. Ровная АЧХ – это уже следствие фазовой линейности.



Искажения с понижением частоты растут плавно, хотя низкой частоты раздела твитеры не любят, ниже 5 кГц я бы настройку ФВЧ опускал с большой осторожностью.



Штатный кроссовер вполне учитывает особенности твитеров и эффективно гасит горб на АЧХ мидбасового динамика. Хотя обратите внимание, в довольно широкой полосе они работают совместно.



Разумеется, такой стык твитера и НЧ/СЧ динамика отразился и на характере звучания. Постараюсь описать результаты прослушивания.

Звучание



Первое, что сразу обращает на себя внимание – это ясность и открытость звучания на средних частотах. Звучание очень светлое и какое-то свободное. Допускаю, что такой эффект даёт небольшой перехлёст полос твитера и НЧ/СЧ динамика. При этом достигнут тонкий баланс, при такой лёгкости звуковой подачи ни единого намёка на яркость или излишний нажим в этом диапазоне.

Однако замечу, что есть сильная зависимость от взаимного расположения НЧ/СЧ динамиков и твитеров и от направления последних. Ориентация высокочастотников в сторону слушателей показался не самым оптимальным вариантом, звук привязывается к ним. И хотя звучание при этом не становится раздражающе ярким, но появляется навязчивость на ВЧ. Так что оптимум – это установка твитеров с небольшим разворотом, например, на соседнего слушателя или в центр противоположного бокового стекла. При этом совсем уж сильно разворачивать их я бы тоже не стал, теряется воздушность.

Верха ровные и спокойные, подача естественная. Звучание ни разу не тусклое, фактура инструментов передаётся верно, тарелочки-колокольчики не становится свинцовыми и не шуршат пластиковыми стаканчиками. В общем, по этой части хоть и обошлось без вау-эфекта, но и придраться тоже сложно.

Басовый диапазон я бы назвал аккуратным. Если в той же серии Dive на него был сделан лёгкий акцент, бас сразу обращал на себя внимание, то в серии Classic звучание избавлено от массивности. Хотя при этом структура басовых инструментов прорабатывается немного интереснее, да и к глубине в целом вопросов нет. В таких случаях часто говорят, что звучание на нижних частотах «академичное».

Впрочем, не нужно забывать об особенностях динамиков – имея мягкие подвесы, они довольно чувствительны к оформлению, и в реальной инсталляции, скорее всего, баса всё же окажется достаточно. Тем не менее, выбирая сабвуфер, я бы остановился на хорошей «десятке». Как ни крути, этот калибр лучше соответствует возможностям акустики.

Коротко по делу



Для наглядности я бы вернулся к сравнению с недавно изученной серией Dive. Если нужно плотное и басовитое звучание – это именно Dive. Если нужно лёгкое и «светлое» звучание, это однозначно Classic. При этом у каждой серии найдутся свои поклонники и противники. К примеру, кто-то посчитает звучание Dive скучным, а кто-то – комфортным. Кого-то ясность и открытость серии Classic будет утомлять, а кто-то, напротив, стремится именно к такому звуку. И это хорошо, когда есть выбор.

  • По звучанию конкурирует с более дорогой акустикой
  • Лёгкий и «светлый» характер звучания
  • Ровные фазовые характеристики динамиков

  • В «поканалке» нужно учитывать неравномерность АЧХ НЧ/СЧ динамика



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus