Built in USA
Тест влагозащищённых акустических систем JL Audio серий M3 и M6

JL Audio обновляет свой ассортимент нечасто, но оно и понятно – техника делается обстоятельно, не наспех. Это одна из причин, почему её всегда интересно изучать в деталях. Серии акустики M3 и M6 появились относительно недавно, формально они относятся к «морским», но мы-то с вами знаем, что применять её можно где угодно. К примеру, «сухопутная» категория Power Sport – не более, чем тот же marine в тёмных цветах.

Для тех, кто немного знаком с предыдущими продуктами JL Audio: серия M3 пришла на смену MX (с небольшими «рестайлинговыми» изменениями и опциональной RGB-подсветкой вместо простой синей), а M6 заменила серию M (тут уже изменения более серьёзные – новые твитеры, ещё более крутая подсветка и т. п.). Кое-что из прежних серий, кстати, уже бывало у меня в лаборатории, можете взглянуть для интереса. Плюс добавились процессорные усилители MVi, но про них как-нибудь в другой раз.



Как и прежде, акустика собирается исключительно в Штатах, что даже отражено на коробках в виде отдельного значка «Built in USA».



Пару слов про размеры и цены



В серии М3 выпускаются модели в двух размерах – привычном 6,5 дюймов (М3-650Х) и непривычном 7,7 дюймов (M3-770X). В серии М6 есть акустика в трех размерах – те же 6,5 и 7,7 дюймов (М6-650Х, М6-770Х) и более крупная 8,8-дюймовая (М6-880Х). Каждая модель имеет несколько вариантов грилей, цветовых исполнений, с подсветкой или без оной. Традиционно для JL Audio, на каждый продукт имеется своё короткое официальное видео.





Разброс цен на серию М3 без подсветки – примерно от 30 000 до 40 000 рублей, на М6 – от 50 000 до 70 000 рублей за пару, наличие подсветки увеличивает стоимость комплекта где-то на 10-15%.

Сегодня у меня на тестировании одинаковые по калибру, но разные по оснащению 7,7-дюймовые модели M3-770X и M6-770X. Их цены, соответственно, 39200 и 63800 рублей.

Цветовые варианты: всё очень просто. Или нет



Каждая модель предлагается с несколькими вариантами грилей. Видимо, стремясь облегчить выбор пользователю, в JL Audio решили запихнуть всю информацию об этом в модельные индексы. В результате они оказались настолько длинными, что поговаривают, если дочитать их до конца, можно вызывать кракена.



Врут, кракен не приплыл, всего-то глаз дёргаться начал. А вообще, разобраться при желании можно. Итак, вот какие модели оказались у меня в лаборатории: JL Audio M3-770X-S-Gw и JL Audio M6-770X-S-GwGw-i. Кто-нибудь что-нибудь понял? Если пока нет, вот что означают эти шифровки:

M3 и M6 – названия серий, пока всё просто.

770X – это размер акустики (7,7 дюйма) и её тип. Буквой X обозначаются коаксиальные модели.

S – тип гриля. В данном случае S означает Sport (с шестью двойными «лучами») но есть ещё Classic – это для тех, кто в восторге от дизайна решёток вытяжек в ванной.

Gw, Gm, Ti и их сочетания – это не язык древних бульбуляторов, это цвета грилей. У серии M3 грили единые, поэтому и обозначение одно, а в серии М6 обод и центральная часть раздельные. (Gm – Gun Metal, Gw – Gloss White, Ti – Titanium).

Ну и, наконец, «хвостик» в виде буквы «i» (illumination) – он есть у моделей, в которых имеется светодиодная подсветка. Будем считать, разобрались.

Изучение конструкции



Итак, наконец к самим динамикам. Для начала чуть-чуть unpacking. Полиэтиленовые пакетики – это хорошо, но мягкие тканевые чехольчики – ещё лучше.



Крепёж в комплекте нехитрый, зато из нержавеющей стали. Оно и правильно, кому нужны рыжие потёки через полгода после установки?



Сами динамики, конечно, классные – качество изготовления высочайшее, в руках держать вот прямо приятно. Пластик – крепкий ASA, который к тому же устойчив к ультрафиолету и не начнёт крошиться через пару лет при эксплуатации на солнце.





Интересно, что какой бы вы ни выбрали вариант гриля, корзины самих динамиков всегда будут белые. Оказывается, оптимизация производства может быть рациональной.





Отличительная черта всей влагозащищённой акустики JL Audio – полностью герметичные магнитные системы и спрятанные где-то в их недрах кроссоверы. Поскольку твитеры выполнены в грилях, к ним идут только короткие проводки с клеммами.





В серии M3 твитеры небольшие, но дальнейшие измерения и проба в деле показали, что отдача у них приличная. Уровень их механической защиты – почти антивандальный.



Утверждается, что в этой серии грили несъёмные. Вот же наивные, для чуда всего-то и нужно, что иметь фигурную отвёртку. Не стал злоупотреблять этой возможностью, просто отмечу как факт.

А вот в серии М6 грили снимаются и даже разбираются. Если по какой-то причине вам не подошёл ни один из предложенных цветов (те самые GwGw и GmTi) или же нужного сочетания не оказалось в наличии, грили и ободки можно снять и покрасить вообще в какие угодно цвета.



В этой серии твитер заметно крупнее и защищён тоже не хуже правительственного бункера. К слову, немного неожиданно для такой акустики, но здесь он шёлковый, и на звучании это отразилось самым положительным образом.



Теперь про подсветку, она у JL Audio заслуживает особого внимания. Серия M3 мне досталась без оной, но там всё более-менее привычно – несколько RGB-светодиодов с нижней стороны гриля, которые светят на диффузор.

А вот в серии М6 всё гораздо круче. Для такой подсветки даже название своё имеется – Transflective, то есть «полупрозрачный». Таковым тут является полипропиленовый диффузор, который в обычном состоянии не выглядит каким-то особенным.



Но прямо под ним по внешнему диаметру центрирующей шайбы расположены RGB-светодиоды, которые подсвечивают динамик изнутри.



Причём расположены они равномерно по всему периметру, а не только в окнах корзины.



И в результате, по-разному коммутируя провода (питание они получают от обычной 12-вольтовой бортовой сети), можно получить диффузор, светящийся одним из шести цветов. Или седьмой вариант – белый.



Вообще-то цветов может быть и больше, и даже с возможностью устраивать световые эффекты, специально для этого JL Audio предлагают отдельный контроллер. Причём не простой, а с управлением со смартфона через Wi-Fi. Но такового у меня не оказалось, поэтому без подробностей.

Измерение и анализ работы



Обе модели явно разрабатывались по общей концепции, причём идеологически они оказались настолько близки, что после измерений называть М3 младшей, а М6 – старшей серией уже не слишком корректно. Различия, скорее, в их предназначениях.



Измеренные параметры JL Audio M3-770:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,51
  • Qes (электрическая добротность) – 0,49
  • Qts (полная добротность) – 0,47
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,6 дБ




Измеренные параметры JL Audio M6-770:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,85
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,73
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,7 дБ


В параметрах всё как я люблю – высокая механическая добротность в сочетании с невысокой электрической. Обычно это даёт более драйвовое, хлёсткое звучание, чем у динамиков с вязким подвесом и, соответственно, низкой механической (именно механической, а не электрической) добротностью.

Интересно, что у М3 магнитные системы вроде бы меньше размером, но формально получились даже чуть сильнее, в то время как у М6 моторы крупнее, но параметры выглядят немного проще. Ключевое слово – формально, потому что дело как раз во внутреннем строении мотора.

В M3 сделано всё, чтобы динамики хорошо работали от усилителей умеренной мощности, а вот М6 явно ориентированы на подключение к более мощным усилителям. Поэтому кто тут сильнее – это ещё вопрос. Если быть точным, то для M3-770 рекомендуются усилители с мощностью 20-140 Вт на канал, а для M6-770 – от 40 до 200 Вт на канал. Так что чуть меньшую чувствительность им можно и простить.



Заставить динамики орать как последняя эстрада – дело нехитрое, гораздо сложнее заставить их звучать ровно во всём частотном диапазоне. И, судя по результатам измерений (и прослушиваний), это удалось.





Единственное, к чему хоть как-то можно придраться, – это простой кроссовер у JL Audio M3-770, допускающий небольшой интерференционный провал в зоне стыка твитера с НЧ/СЧ динамиком. Соответственно, фаза излучения этом месте делает небольшую ступеньку.



На самом деле это обычное дело для коаксиалов, и я бы не стал обращать на это внимание, но JL Audio сами дали повод придраться к этой мелочи у М3. Потому что в M6 с линейностью получилось почти идеально. С кроссовером тут явно заморочились сильнее, такого сведения фаз и в соревновательных-то системах не всегда увидишь. Вот вы можете со стопроцентной уверенностью сказать, где тут стык НЧ/СЧ и ВЧ звеньев? А он тут где-то есть.



Проба в деле и выводы



По характеру звучания оба комплекта близки – оно достаточно ровное, как и полагается подобной акустике чуть яркое, но абсолютно без крикливости, которую имеют большинство «эстрадных» систем. Хорошее такое, дорогое звучание. Причём ровный тональный баланс и отсутствие откровенных горбов на АЧХ позволяет слушать систему как в ближнем поле (т. е. находясь почти рядом с динамиками), так и на некотором расстоянии от них. Для подобной акустики такая универсальность очень важна.

И мне кажется, я понял, зачем JL Audio сделали «промежуточный» калибр между стандартным 6,5-дюймовым и увеличенным 8,8-дюймовым. Когда речь идёт о работе на открытом пространстве, 6,5-дюймовые динамики на нижних частотах – это ни о чём, сабвуфер для них нужен обязательно. У крупных 8,8-дюймовых с этим намного лучше, но они тяжелее, и им труднее работается на верхнем краю своего диапазона.

А вот 7,7 дюймов – уже и внизу могут, и вверху ещё не теряются. Так что, на мой взгляд, если нужно, чтобы басами совсем в грудь колотило, сабвуфер (или сабвуферы) можно и добавить. А если нужно получить звучание просто без потери основательности, то, в отличие от 6,5-дюймовых моделей, можно и без него обойтись.

Коротко по делу



По качеству изготовления обе серии, М3 и М6, абсолютно равнозначны. Выбор между ними логично делать, исходя из систем, в которых им предстоит работать.

Если будут использоваться усилители с небольшой мощностью, логично выбирать серию М3 – эти динамики заставят работать их на все сто. Для систем с усилителями помощнее – однозначно серия M6. Причём у этих динамиков более «щадящий» импеданс, и к каждому каналу усиления можно смело подключать по паре динамиков в параллель, не опасаясь, что усилитель в один прекрасный момент психанёт и откажется работать.

И да, ещё у серии M6 не простая подсветка, а Transflective, которая в деле выглядит намного круче обычных светодиодных пятен по диффузору. Но это уже так, «вишенка на торте».

  • Высокое качество материалов и сборки, made in USA
  • Комфортное звучание как в ближнем, так и в дальнем поле
  • На НЧ звучание более насыщенное, чем у 6,5-дюймовых динамиков

  • Цена, конечно, высоковата, но и уровень соответствующий



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2021 CarMus