Классовый выбор
Тест 2-канального усилителя Steg Master Stroke Classe A

Этот усилитель можно смело называть легендарным, Steg Master Stroke Classe A появился в середине 2000-х годов, навёл шороху в аудиофильском мире, а потом столь же неожиданно пропал из вида. Сейчас компания GT Trading возобновила его производство, и это, считаю, хорошо, усилитель действительно примечательный. Причём обошлось без характерной для нашего времени «оптимизации», он по-прежнему Made in Italy.

Обо всём по порядку. Усилитель поставляется с должным антуражем – в фирменном деревянном кейсе…



…и бережно упакованным в плотный, но мягкий тканевый чехол.



Габариты для двухканальника немалые – длина корпуса 46,5 см. Вес – соответствующий.



Компоновка не совсем привычная – на «силовой» стороне остались только терминалы подключения питания…



…а выходы на акустику расположены рядом с линейными входами. Все клеммы и разъёмы утоплены в «колодцы», но если что, RCA-разъёмы диаметром до 15 мм заходят без проблем.



В боковых стенках скрыты радиаторы с принудительным охлаждением. Вывод воздуха – через закрытые сетками окна. Вентиляторы работают не постоянно, их включением управляет схема слежения за температурой и, судя по всему, ещё и уровнем сигнала.



Никаких фильтров здесь нет, усилитель предполагает его использование исключительно в серьёзных процессорных или аутентичных pure-passive системах. Только регулировки чувствительности.



Главная регулировка в этом усилителе – неприметная вращающаяся «шайба» на верхней крышке, которую вначале легко принять за декор.



Собственно, это и есть основная фишка этого усилителя – регулировка класса усиления. Причём не просто смещением точки покоя выходных транзисторов, здесь реализована сложная схема выходного каскада, названная H.E.A.R.T., дословный перевод – «технология управления классом A с высокой эффективностью». Информации на этот счёт мало, в общих чертах – переменное напряжение питания каскадов в зависимости от амплитуды сигнала.



Описание обещает, что при минимальном положении регулятора усилитель работает в режиме А примерно до 1 Вт (на 4 Ом), а выше переходит в режим АВ. А вот при регулировке в максимум усилитель может работать в режиме А уже до мощности 50 Вт (!). Среднее положение соответствует переходу из режима А в АВ примерно на мощности 25 Вт. Чего-то подобного в серийных автомобильных усилителях я не встречал. Да и вообще, боюсь представить токопотребление при таких мощностях, если бы это была традиционная реализация класса А.



Здесь же получается, что регулятор практически не влияет на токопотребление в состоянии покоя. Хотя оно тут тоже немаленькое – почти 4 Ампера. Соответственно, корпус греется несколько сильнее, чем у обычного усилителя, и это в данном случае нормально.



Так что блок питания здесь не просто отдельная часть усилителя, заключённая в один корпус со всем остальным, а полноценная часть схемы усиления, участвующая непосредственно в формировании сигнала.



Заявленный частотный диапазон простирается аж до 250 кГц. Для скептиков сразу скажу – это не чтобы играть музыку для летучих мышей, запас даёт стабильность работы и более правильную передачу импульсного сигнала (коим, по сути, является музыкальный сигнал). И разницу в работе таких усилителей на ВЧ реально слышно.



Примечательно, что в усилителе используются лишь местные обратные связи, и нет общих обратных связей. Цель – минимизировать влияние отклика акустической системы, исключить попадание каких-либо продуктов взаимодействия с нагрузкой на вход усилителя.



Ещё одна фишка Steg Master Stroke Classe A – мягкое ограничение амплитуды сигнала. Но это наглядней всего будет видно уже при измерениях.

Измерения



Фильтров у Master Stroke Classe A нет, так что сразу к анализу усилительной части. Первым делом посмотрел, что усилитель делает с фазой сигнала. А ничего он не делает – линейна до безобразия (часто на ВЧ график начинает куда-нибудь уползать).



Ставлю регулятор класса усиления в минимальное положение. Согласно описанию, при такой регулировке усилитель переходит в режим АВ при мощности всего 1 Вт. На малых уровнях сигнала вторая и третья гармоники примерно одного порядка, потом начинает доминировать третья.



Теперь регулятор в максимальное положение. Заявлено, что в таком режиме усилитель работает до 50 Вт в режиме А. Уровень гармоник в целом ниже, хотя вторая не дотягивает до третьей уже ни при каких уровнях сигнала.



Распределение гармоник по спектру в обоих режимах такое – на НЧ с небольшим перевесом доминирует вторая, но в основном информативном диапазоне – с большим перевесом третья. Графики сняты при мощности выходного сигнала в несколько Ватт (точно не отмечал, но это и не принципиально) и приведены к отметке 0 дБ для наглядности.





Теперь от характера искажений – к их количеству. У обычного АВ-класса зависимость КГИ от выходной мощности получается в виде «галочки» – на сверхмалых мощностях искажения чуть выше, а при повышении мощности КГИ уменьшается, пока усилитель не упрётся в свои пределы. Здесь же на сверхмалых уровнях сигнала искажения чуть ниже, чем при средней выходной мощности, а при достижении предела сигнал не клиппируется, а ограничивается мягко – искажения растут плавно.





Собственно, это та самая причина, почему в случае с Steg Master Stroke Classe A нет смысла говорить о показателях мощности – они вообще никак не характеризуют силовые способности усилителя. Просто номинальная мощность стандартно определяется при достижении КГИ 1%, а при столь плавном ограничении сигнала цифры получаются невысокими.

Если всё же как-то оценивать силовые способности, то я бы сравнил Steg Master Stroke Classe A с усилителями, выдающими номинально 60-70 Вт на 4 Ом и 100-130 Вт на 2 Ом.

Звучание



Характер усилителя очень интересен и, я бы сказал, необычен – довольно редкое сочетание мягкости и высочайшей детальности. Вернее, не то чтобы он необычен, просто чаще бывает что-то одно – или высокая детальность с непременной острой колкостью, или мягкость с затиранием мелких деталей. Но чтобы вот так, мягко и подробно – нечасто.

Звуковая сцена рисуется без неестественной «кристальной» воздушности, но масштабно, глубоко и как-то просторно. Довольно скоро начинаешь понимать, что такой звук очень комфортен и увлекает. Слух очень быстро его принимает, и через какое-то время начинаешь не оценивать, а просто кайфовать от музыки.

Регулятор тока покоя влияет в основном на передачу средних и верхних частот. Характер звука в целом не меняется, но в максимальном положении появляется больше послезвучий, сцена рисуется просторней, ощущается больше пространства, а в минимальном – звуки обрываются чуть резче, реверберации не так очевидны и, скорее, угадываются, чем слышны явно. Середина чуть упрощается. Так что если усилителю предстоит работать в СЧ/ВЧ звене, то тут я бы однозначно крутанул регулятор ближе к максимуму.

А вот на нижних частотах влияние регулировки сходу оказалось не столь очевидным. В любом случае характер НЧ осторожный, без ударной жёсткости, иногда хочется больше напора. Погоняв знакомые треки, пришёл к мнению, что если уж и использовать усилитель на НЧ, то я бы выбрал минимальную регулировку (т. е. ближе к обычному АВ режиму). Сложно описать конкретно, бас становится каким-то более очерченным что ли, естественнее воспринимается на интуитивном уровне, слух не старается цепляться за его особенности.

Коротко по делу



Усилитель с очень деликатным, правильным и, я бы сказал, живым звучанием. Говорить о явных жанровых предпочтениях неуместно, но лично я залип с ним на инструментальной музыке, потому как его главная фишка – это естественность, когда слышна каждая деталь, но при этом музыку хочется не разбирать на отдельные звуки, а просто слушать, слушать и слушать.

  • Выдающиеся звуковые возможности
  • Оригинальные схемные решения, которые реально работают
  • Мягкое ограничение сигнала без клиппирования
  • Возможность выбирать режим усиления и влиять на звук

  • Повышенный нагрев корпуса (хотя в данном случае это нормально)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus