Усилитель здорового аудиофила
Тест 4-канального усилителя Korkunoff Audio Unlim 120.4

В этот раз у меня в лаборатории самый крупный 4-канальный усилитель от отечественного производителя Korkunoff Audio. Замечу, не просто бренда, а именно производителя, всё от разработки финальной схемы до вворачивания последнего винтика made in Russia. Он должен был выйти в продажу ещё в начале лета, но, как и у многих, 2020 год внёс свои коррективы, и усилитель стал доступен только в сентябре. У меня в руках оказался один из первых пилотных образцов.

Модель Unlim 120.4 выходит в продажу по цене 44000 рублей. Эту цифру я узнал уже после того, как протестировал усилитель и засел за этот отчёт и, честно говоря, был удивлён. Потому как по звуку он легко может конкурировать с моделями под сотню, а то и выше. В общем, налицо явный диссонанс, хотя и вполне себе приятный.

Усилитель продолжает серию Unlim, и могло бы показаться, что это просто два Unlim 120.2 в одном корпусе. Но нет, после появления двухканальника был выпущен четырёхканальник Unlim 50.4, в который уже были внесены некоторые схемные корректировки, а более мощный Unlim 120.4 претерпел ещё несколько изменений, которые, может, и не очевидны сходу, но оказались хорошо слышны. Впрочем, обо всём по порядку.

Конструкция



Усилитель довольно крупный – длина корпуса, на минуточку, ровно полметра. Впрочем, все подключения выведены на одну сторону на «итальянский» манер, так что если усилитель не требуется запихивать под сиденье, то в кастом-инсталляции больших сложностей не предвидится.



Вид максимально брутален, из всего декора – лишь лаконичная подсветка под логотипом.



Силовые терминалы и терминалы под акустику требуют использования клемм-вилочек или клемм-колечек. Многие на этот счёт высказывают своё «фи», но на мой взгляд, если нормально оконечить кабели, контакт получается даже более надёжным, чем с обычными клеммами под зачищенный провод.



Про цветовое обозначение RCA-разъёмов промолчу, будем считать, действует принцип «я художник, я так вижу». Эта забавная фишка пошла ещё с первого двухканальника серии Unlim.



Внутренняя компоновка симметричная – блок питания посередине, каналы усиления – по обе стороны от него.



Разумеется, на плате имеется фирменная маркировка…



…а ещё вот вам скрытое послание, чтобы не забывали, в какое нелёгкое время усилитель готовился к выпуску.



По начинке отмечу несколько моментов. Во-первых, усилитель построен по концепции Dual Stereo – два блока питания, каждый снабжает энергией свою пару каналов. Из особенностей – дроссели групповой стабилизации, которые повышают нагрузочную способность в пиковые моменты, и питание драйверной части от отдельных стабилизаторов со своей дополнительной фильтрацией.



Буферные конденсаторы питания расположены не сразу на выходах БП, как это чаще всего делают, а отнесены как можно ближе к самым критичным потребителям – около выходных транзисторов скучковалась целая батарея 1000-микрофарадных электролитов. Как показывает практика, эта «мелочь» порой влияет на звук самым радикальным образом.



Во-вторых, в звуковом тракте отсутствуют разделительные конденсаторы и операционные усилители. Вернее, здесь есть несколько TL074, но они работают в цепях серво и непосредственно в самом усилении сигнала не участвуют.



Третье – это сама схема усилителя. Фактически, это УПТ (усилитель постоянного тока) со слежением за реакцией нагрузки (автодемпфированием), который может стабильно работать уже от 5 Гц. Решение не массовое, но в серии Unlim, судя по всему, главной задачей ставился именно контроль акустики. К тому же такие усилители не крутят фазу внизу, потом на измерениях тоже обращу на это внимание. Как и в двухканальнике Unlin 120.2, в четырёхканальнике на выходах трудятся полевики IRFP9140N и IRFP240.



Защита реализована через реле. В случае чего, акустика просто физически отключается от усилителя. При включении она подключается к усилителю тоже не сразу, а через пару секунд, это позволяет избежать щелчков в динамиках.



Звучание



Характер звука действительно похож на то, что я слышал в других усилителях серии Unlim. Не стану говорить наверняка, в таких случаях лучше проводить «очное» сравнение, но сложилось впечатление, что Unlim 120.4 звучит даже интереснее предыдущих моделей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что на настоящий момент это один из самых удачных по звуку усилителей Korkunoff Audio. Да и вообще в своей ценовой категории он даст прикурить большинству конкурентов.

Одна из характерных черт, которые замечаешь сходу – это высочайшая скорострельность, атака передаётся с редкой динамикой. Причём усилитель нисколько не зажимается при повышении громкости и одновременно с этим не пропускает и честно отрабатывает самые мелкие нюансы. Столь щепетильная прорисовка деталей порой создаёт даже ощущение близости к музыкантам, получается эффект вовлечённости в сам процесс исполнения.

Вовлечённость, к слову, – очень важный фактор, часто высокая детальность системы заставляет ловить себя на мысли, что слушаешь не музыку, а отдельные звуки. Я называю это «неправильное аудиофильство». В этом смысле Unlim 120.4 балансирует на тонкой грани, но не переходит её. Эту особенность, кстати, я заметил ещё когда разбирался в возможностях Unlim 50.2 – тот же кристально-прохладный и детальный характер, но при сохранении музыкальной цельности.

Второй сильный момент – непривычная (хотя, на мой взгляд, правильная) подача баса – усилитель очень крепко «держит» динамики. Первое ощущение, что бас немного сухой, абсолютно без «жира» и какой-либо приукрашенной массивности. Но при этом проработка НЧ диапазона очень подробная. Взять, к примеру, трек Purcell – Argo с демо-диска Musique от Triangle Acoustics – редкий случай, когда усилитель позволил услышать действительно большие литавры, а не накатывающий басовый гул. Или другой пример, на этот раз с японскими барабанами – трек Fight Between The Bull And The Tiger с демо-диска Usher Audio The Diamond Revolution, на нём буквально чувствуешь вибрации большой натянутой мембраны, а не просто «бум-бум». А эту парочку треков, к слову, мало какие усилители вывозят по-настоящему. В общем, контроль, контроль и ещё раз контроль.

Измерение параметров и характеристик



Как видите, в этот раз я решил сначала рассказать о впечатлениях от прослушивания, и лишь потом перейти к характеристикам. Итак, поехали.

В плане гармонических искажений картинка в целом повторила остальные усилители серии Unlim. Шумов немного, на малом сигнале уровень паразитных гармоник с повышением порядка спадает почти линейно, при повышении уровня сигнала нечётные гармоники начинают расти с небольшим перевесом.



При подаче двухтональных сигналов паразитные гармоники не буйствуют, с интермодуляционными искажениями ситуация умеренная.



Крайне интересное получилось распределение гармоник по частотному спектру. Обычно на нижних частотах искажения подрастают, зачастую меняется спектральный состав искажений. Здесь же уровень второй и третьей гармоник вообще почти не зависит от частоты. Очень непривычно.



А это ещё одна характеристика, которую был просто обязан показать – фазовая. Чаще всего с повышением частоты фаза выходного сигнала начинает уплывать. Здесь же – безукоризненная линейность. И в самом низу, кстати, Unlim работает как ни в чём не бывало вплоть до частот, на которых обычные усилители впадают в предобморочное состояние с полной потерей контроля нагрузки.



И снова возвращаюсь к гармоническим искажениям, на этот раз, чтобы оценить их уровень. Формально КГИ не самый низкий, но вот вам наглядное доказательство, что оценивать усилитель исключительно по этому показателю – последнее дело. Хотя оценивать мощностной потенциал по этому графику, безусловно, удобно.



Вот так выглядит скромность. Производитель заявляет мощность всего по 120 Вт на канал, хотя ограничение сигнала наступает при гораздо более высоких значениях, и формально силовые показатели выглядят следующим образом:

  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,03%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,06%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 168 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 241 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 246 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 302 Вт


Кстати, усилитель имеет возможность мостового включения каналов, в этом случае на 4-омный сабвуфер он способен выдать немногим меньше полукиловатта. Однако, это серьёзно.

Коротко по делу



Часто мощные усилители оказываются грубоватыми по звуку, а усилители с высокой детальностью на СЧ/ВЧ не всегда как надо работают на НЧ. В этом смысле Unlim 120.4 – редкий универсал. Да, для кого-то его звуковая подача может показаться непривычной, уж слишком беспристрастно он вытаскивает из системы каждый звук, не пытаясь что-то смягчить или припрятать. Но стремление получить максимальный контроль и скорострельность – это, в общем-то, правильный подход. Важно, что в отличие от многих усилителей с похожей концепцией, он не бросается звуками в уши как попало, а всё же складывает их в музыкальную картинку и подаёт к прослушиванию достаточно цельно. Словом, «усилитель здорового аудиофила».

  • Скорострельность и динамичность звучания
  • Высокая детальность и микродинамика
  • Отличный контроль на нижних частотах
  • Односторонняя компоновка корпуса

  • Не все любят клеммы-вилочки
  • Цвета RCA-разъёмов могут ввести в заблуждение



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus