Уложиться в бюджет
Тест компонентных акустических систем Vibe SLICK6SQC-V9

В конце прошлого года было высказано пожелание – больше тестов доступной акустики. Почему бы и нет? Тем более, что в лаборатории оказался недорогой, но приличный комплект акустики Vibe, который вот-вот должен выйти в продажу (на момент теста даже Google о ней почти ничего не знает).

Цена комплекта ожидается в районе 6590 рублей. Для акустики с недвусмысленной аббревиатурой SQ в названии это более чем вменяемо.



Защитных грилей в этом комплекте нет, но в этом есть своя логика – зачем переплачивать, когда в этом бюджете акустика в большинстве случаев будет ставиться в штатные места?

Первое изучение конструкции



Сначала НЧ/СЧ динамики. Сделаны скромно, но со вкусом – пластиковые накладки на фланце заметно освежают внешний вид.



Корзины – стальные штампованные, с «молотковым» покрытием. Не скажу, что заглушены идеально, но в целом терпимо. Моторы средних размеров, монтажная глубина – 6,1 см.



С лицевой стороны диффузоры выглядят как полипропиленовые, но это целлюлоза с защитным полимерным покрытием. А вот колпачок – действительно из лёгкого пластика.



С обратной стороны целлюлозная фактура уже в полной красе. К слову, диффузоры довольно лёгкие, потом на измерениях это увидите.



Конструкция центрирующих шайб и подводящих – без неожиданных сюрпризов. Диаметр звуковых катушек – 1 дюйм.



На магнитные системы надеты защитные кожухи. Снял, чтобы оценить моторы. Верхние шайбы магнитопроводов (именно они здесь определяют высоту магнитного зазора и, соответственно, рабочую длину катушки) – 4 мм.



Твитеры – крупные, с мягкими тканевыми куполами диаметром 28 мм. Вместо привычных сеток – симпатичные защитные «паучки». По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но, если что, из них вынимаются.



Кроссоверы приятно удивили. Выглядят вроде бы просто, компактные (всего 10,4 х 6,5 см), но, как оказалось, по части настроек умеют многое.



Схема без лишнего нагромождения элементов, но сама по себе интересная.



Главная фишка – три пары джамперов: одна – в звене НЧ/СЧ динамика, и ещё две – в звене твитера.



Как они работают, разберу позже. Перехожу к основной части теста.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Начну, как всегда, с электромеханических параметров. Из характерных особенностей отмечу очень лёгкие подвижки и мягкие подвесы. Силовых способностей моторов для них хватило с избытком, так что добротность вышла ниже, чем обычно ожидаешь увидеть у недорогих динамиков. Чувствительность при этом оказалась не просто высокой, а очень высокой – почти как у «эстрады». И это при том, что я всегда измеряю «настоящую» чувствительность (опорное значение), а не то, что обычно указывают на коробках.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Vibe SLICK6SQC-V9:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,17
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53
  • Qts (полная добротность) – 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,1 дБ


При столь лёгких подвижных системах обычно все резонансы в подвесах проявляют себя в полной мере, так что без лёгкой неравномерности АЧХ не обошлось. Но сильных перепадов нет, и это хорошо. АЧХ слегка поднимается с повышением частоты, но, как увидите дальше, кроссовер с этим справится и сделает её почти горизонтальной.



Более-менее заметный резонанс в подвижке тут один – примерно в районе 1 кГц. Остальное – мелочи.



Уровень искажений средний. При понижении частоты динамик не впадает в истерику и не начинает биться, мотор неплохо контролирует движение диффузора, и искажения на басе начинают расти лишь ниже 40-50 Гц, да и то неспешно. Впрочем, особо высокой отдачи на НЧ ждать тоже не приходится – бас аккуратный, но сдержанный по уровню.



С твитерами получается не совсем привычно. На графике импеданса (я приводил его чуть выше) два резонансных горба. Один из них – обычный резонанс купола, а второй, вероятно, обусловлен внутренней конструкцией твитера. Как следствие, собственная АЧХ в диапазоне ниже 3 кГц тоже имеет «особенности».



К счастью, все эти безобразия находятся вне рабочей области твитеров. А вот от 3-4 кГц и выше – линейность очень даже хорошая.



Пускать их работать ниже 4 кГц я бы действительно не стал. Обратите внимание на следующий график – искажения ниже этой отметки начинают расти весьма ощутимо. Это так, информация для тех, кто захочет использовать Vibe SLICK6SQC-V9 в поканалке (благо, ГУ с процессорами сегодня недороги).



Впрочем, поканалка для этой акустики и не понадобится, я бы точно использовал её с собственным кроссовером. Во-первых, потому, что он хорошо учитывает особенности динамиков. Во-вторых, потому что с ним можно поиграть с настройками стыка полос в весьма широких пределах.



Джампер в НЧ/СЧ звене меняет наклон АЧХ в этой полосе. А джамперы в звене твитера вообще дают четыре разных варианта АЧХ.



В общем, свобода большая, самое время слушать, что получилось на деле.

Общий характер звучания, особенности акустики



Говорить что-то конкретное о звучании для автомобильной акустики – дело сомнительное, слишком многое зависит от мест и способов установки в конкретном автомобиле. А в случае с Vibe, как видите, к этому добавляется куча вариантов переключений в кроссовере. Так что выделю, как всегда, лишь общие особенности.

Сразу же отмечу, что все варианты переключений в кроссовере рабочие, а не просто «лишь бы были». Так что нужно пробовать все и слушать, что больше понравится. Причём, как понимаете, на стенде в магазине и в машине оптимальные настройки будут разными. Больше того, в каждой машине будет свой оптимум.

Общий характер звучания ясный, лёгкий. Есть лёгкий акцент на верхней середине, как будто акустика стремится как можно яснее и подробнее показать вокал и обертона в инструментах. Не выпячивает, а именно акцентирует, заставляет обратить внимание. На каком-нибудь инструментале это воспринимается, пожалуй, как плюс, появляется субъективное ощущение открытости, детальности звучания в этом диапазоне. Вокал в такой подаче тоже получается увлекательный. При этом, на удивление, обходится без чрезмерной яркости и резкости.

Вниз акустика забирается не слишком глубоко, даже на басовитой электронной музыке порой хочется побольше «мяса». Но структура баса, в общем-то, прорабатывается нормально, не гудит. Сабвуфер никто не отменял, так что придираться не стану. Добавить какую-нибудь не слишком тугую десяточку, и всё встанет на свои места, звучание приобретёт недостающую полновесность.

Коротко по делу



Отличный вариант в системы с небольшим бюджетом, но повышенными требованиями к звуку. Понравится тем, кто любит ясное и лёгкое звучание. Причём высокая (даже очень высокая) чувствительность позволяет получить хорошие результаты даже в простых системах без отдельных усилителей.

Сабвуфер этой акустике просто необходим, лучше всего Vibe споются с моделями, имеющими лёгкую подвижку и не слишком тугие подвесы – ясная серединка в сочетании с «быстрым» басом дадут красивое и эмоциональное звучание.

Твитеры допускают большую свободу установки, но оптимум я бы искал между ориентацией с совсем лёгким разворотом и направлением друг на друга. Направлять их совсем в лоб я бы не стал – ближний начинает тянуть звук на себя и «подцыкивать». Буквально 10-15 градусов – и эта особенность уходит. И другая крайность – если разворачивать полностью на отражение от стекла, теряется лёгкость на ВЧ. Впрочем, если в панели предусмотрены штатные места с направлением вверх, отбрасывать этот вариант я бы не стал – поиграв с кроссовером, можно тоже добиться приличного результата.

Кроссовер, к слову, вообще отмечу особо – он тут не первый попавшийся, а хорошо учитывает особенности динамиков и даёт большую свободу при настройке звучания. Причём все варианты переключений в нём рабочие, нужно обязательно пробовать, какой подойдёт лучше всего под конкретную инсталляцию.

  • Высокая чувствительность
  • Твитеры можно направлять в салон или с разворотом
  • Кроссовер компактный, но позволяет гибко настраивать звучание

  • Звучание ясное и лёгкое, но без сабвуфера будет скучновато



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus