Физика музыкальности
Тест 3-полосных акустических систем RS Audio Diamond 165-3 A

Серия Diamond – совсем новая в модельном ряду RS Audio, по своему статусу она метит на звание «предтоповой» в линейке производителя. На этот раз российская премьера акустики совпала с мировой, и один из первых комплектов практически сразу попал ко мне в лабораторию для детального изучения. С удовольствием делюсь отчётом, потому как акустика оказалась действительно интересной.

Сразу для определённости – цена 3-полосного комплекта для поканалки на момент теста составляет 114900 рублей, т. е. примерно на уровне серии Revelation (которую, скорей всего, Diamond вскоре заменит). Роберто Скалабрино сделал ещё комплект с пассивными кроссоверами, но это так, для сведения, у нас такие не очень востребованы. А ещё НЧ/СЧ динамики и твитеры легко стыкуются в 2-полосный комплект, поэтому на коробке указано просто Diamond 165.



Первое знакомство, изучение конструкции



Начну с мидбасовых динамиков. Они имеют собственный модельный индекс RS Audio Diamond MB165.



Диффузоры использованы те же самые, что и в сериях Stream и Revelation – из тонкого, жёсткого и лёгкого плетёного композитного материала в полимерном связующем.



Для дополнительной конструктивной жёсткости по периметру имеется небольшое ребро.



Динамики собраны на литых корзинах с довольно большими окнами. Как говорят, «акустически прозрачные». Воздушная подушка под диффузором? Не, не слышал.



Диаметр каркаса катушки – 32 мм. Форма подводящих выбрана удачно – при работе касаний диффузора не предвидится. Данных о геометрии намотки найти не удалось, но высота магнитного зазора составляет 6 мм.



Среднечастотники RS Audio Diamond M85 формально можно отнести к 3,5-дюймовым. Внешний диаметр – 9 см, монтажное отверстие – 7,3 см, посадочная глубина – 3,8 см.



Материал диффузоров – тот же плетёный композит, что и в НЧ/СЧ динамиках, но технология производства, судя по всему, чуть другая. По крайней мере, с тыльной стороны фактура не глянцевая, а матовая.



Корзины тоже литые, с крупными окнами. Моторы компактные – на неодимовых магнитах. Фланцы центрирующих шайб крупные, так что важно не переусердствовать с толщиной посадочных колец, чтобы не «задушить» динамики.



Звуковые катушки – 25 мм, ну, или 1 дюйм, если вам так привычней.



Твитеры тоже имеют свои модельные индексы – RS Audio Diamond T26. Купола – тканевые. Сетки несъёмные, на ум опять приходит это словечко – «звукопрозрачные».



Алюминиевые корпуса – те же самые, что и в упомянутой выше серии Revelation.



Измерение электромеханических параметров динамиков



Если коротко, то НЧ/СЧ динамики – воплощение того, к чему стремятся многие «эскьюшники»: не рекордно, но всё же относительно лёгкие подвижки, мягкие подвесы и более чем достаточные для всего этого моторы. Такое сочетание обещает хорошую отзывчивость на слабые изменения сигнала или, проще говоря – детальность и микродинамику. Но это прослушивание ещё покажет. Оптимальная установка – дверная, корпусов им не нужно. Для СЧ-динамиков навскидку могу предположить, что они тоже не любят тесных объёмов. Собственно, это тоже потом при прослушивании подтвердилось.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика RS Audio Diamond 165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 59 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,59
  • Qes (электрическая добротность) – 0,72
  • Qts (полная добротность) – 0,66
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


Измеренные параметры СЧ динамика RS Audio Diamond 165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 101 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,94
  • Qes (электрическая добротность) – 0,96
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,5 дБ


Анализ работы НЧ/СЧ динамиков



Такую осевую АЧХ нечасто приходится встречать – от 70 Гц до 8 кГц укладывается в коридор всего плюс-минус пару децибел.



Небольшие возмущения есть в районе 500 Гц и чуть вше 1 кГц – лёгкие резонансы где-то в подвижной системе. Но не такие существенные, чтобы всё испортить.



Гармонические искажения невысокие, на среднем уровне. Ниже 100 Гц начинается закономерный рост, но в целом динамики могут работать на среднем басе без особых проблем.



Анализ работы СЧ динамиков



СЧ динамики ведут себя тоже пристойно. Могут играть относительно высоко, но границу 4-5 кГц я бы признал оптимальной для раздела с твитерами – выше начинается ненужная болтанка АЧХ.



Фазовая характеристика подтверждает предположение – динамики хоть и забираются высоко, но линейный диапазон имеет верхнюю границу в районе 5 кГц.



При понижении частоты рост искажений начинается где-то от 200 Гц. Так что эту частоту условно можно считать нижней границей рабочего диапазона.



Анализ работы твитеров



Твитеры – ровные и послушные. Характерного горба в районе собственного резонанса не наблюдается, мотор хорошо контролирует движение излучающего купола.



Примечательная особенность фазовой характеристики – сохранение линейности с понижением частоты. Если большинство твитеров при приближении к резонансу теряют способность работать нормально, то здесь ничего криминального не происходит. Разумеется, это не значит, что их можно пускать в полную полосу, но свобода при настройке, определённо, есть.



Где-то в районе 10 кГц есть небольшой «размазанный» резонанс купола, но подозреваю, что в данном случае он организован намеренно. Критичного провала АЧХ в этой области нет, зато выше получился подъём с центром в районе 14-15 кГц, и это, как потом показало прослушивание, дало приятную свежесть звучания.

Искажения с понижением частоты растут плавно и неспешно, достигая критических величин далеко за пределами их рабочего частотного диапазона.



Прослушивание, оценка возможностей



Попробовал акустику в поканальном включении, благо, под рукой оказался приличный процессор. Описывать звучание в деталях не стану, поскольку многое зависит от настроек, отмечу лишь ключевые моменты.

Во-первых, НЧ/СЧ динамик умеет работать не только в трёхполоске, но и в двухполоске, вверх тянется хорошо, микродинамика и детальность на СЧ хоть и уступают 3-полосному варианту, но звук не тяжелеет, остаётся «светлым» и достаточно лёгким. Если строить систему всё с тем же твитером, то настройку я бы начинал с раздела полос в районе 3-3,5 кГц, а дальше – кто как привык, по приборам или на слух.

Бас в меру основательный, хотя и без лишней массивности. Звучит собранно, не размазывается гулкой кашей, динамик неплохо контролируется усилителем. Откровенной сухости тоже нет. С какой-нибудь плотно звучащей десяточкой (как вариант, с тем же же RS Audio A10 DVC) акустика срастётся хорошо.

Зажимать среднечастотники в тесные объёмы не нужно. Когда позади них достаточно свободного пространства, они звучат намного интереснее и легче. Пробовал в корпусе объёмом около 2 литров – такой объём динамик уже почти не чувствует. СЧ диапазон ложится на ухо естественно, скорей всего, сказалось отсутствие резонансов в подвижных системах. Тот самый случай, когда слух не цепляется за звуки, позволяя комфортно слушать музыку.

Снизу СЧ я бы подрезал не ниже 250-300 Гц – это и с точки зрения калибра оправдано, да и ясность звучания при слишком низкой настройке ФВЧ начинает теряться. Оптимальный стык с твитерами я бы искал между 3 и 5 кГц. Это если исходить из особенностей динамиков, а там, разумеется, корректировать уже по факту.

Характер твитеров можно назвать нейтральным. Разрешение высокое, звучат легко, с «воздухом», но естественным, без этой вот летающей высокочастотной «паутины». Честные такие высокочастотники. При правильной стыковке с СЧ звеном звучание инструментов получается не приукрашенным, но красивым. С настройками можно играть в очень широких пределах. Слишком низко опускать ФВЧ неразумно, но даже при 3 кГц характерной «свистливости» не появляется – мотор, как и предполагалось, хорошо контролирует движение купола.

Коротко по делу



Пожалуй, тот самый редкий случай, когда остальные компоненты тракта и, разумеется, настройка будут решать больше, чем акустика. Удачный, сбалансированный и жанрово универсальный комплект. Лично мне понравилась подача живых инструментальных жанров и вокала – много деталей, и при этом всё как-то естественно для восприятия. И одновременно с этим акустика легко отрабатывает плотный и яростный современный метал. В общем, достойный претендент в системы высокого класса.

  • Абсолютная жанровая универсальность
  • Ровные АЧХ, отсутствие явных резонансов в подвижных системах
  • Низкие искажения в рабочих диапазонах каждого динамика
  • Динамики позволяют стыковать полосы в широких пределах

  • СЧ динамики не любят тесных объёмов



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus