Штучный High End для энтузиастов
Тест прототипов высокочастотных динамиков с подмагничиванием AMP Field Coil T25

Когда я впервые увидел эти твитеры, сразу возник вопрос – а это точно автомобильные? Строго говоря, не только: их можно и в домашней акустике с успехом использовать. Но в нескольких «четырёхколёсных» инсталляциях они уже были опробованы, так что будем считать, это и наша тема тоже. Тем более, конструкция настолько нетривиальная, что нельзя просто так взять и пройти мимо.

Первое знакомство, конструкция



Во-первых, твитеры большие. Да что там большие, огромные. Монтажная глубина составляет 7 см, диаметр корпуса – 8 см, а диаметр фланца – 10,5 см. И ещё они тяжёлые, иные мидбасовые динамики им могут позавидовать. Вес каждого – что-то около 2 кг. Цена, кстати, тоже нешуточная – 99000 рублей за пару.



Начинаем рассматривать. К усилителю твитеры подключаются как обычно – через пару клемм сигнал идёт к звуковой катушке. Впрочем, это почти всё, что можно описать словами «как обычно». Всё остальное очень даже необычное.



Дело в том, что это динамики с подмагничиванием – в них нет привычного постоянного магнита. Вместо него используется мощный электромагнит (в англоязычной терминологии – Field Coil). Выводы этого электромагнита – на нижней стороне корпуса. Ко мне в руки попал прототип, но в финальной версии на этом месте предполагаются клеммные терминалы.



Чтобы твитер работал, электромагнит, понятное дело, нужно подключить к дополнительному источнику питания. Разработчик рекомендует постоянное напряжение от 6 до 9 Вольт, в дальнейших экспериментах я выставлял 8 Вольт. Потребляемый ток при этом составлял не больше 0,5 Ампер для каждого твитера. В автомобиле организовать такой источник не слишком сложно – можно использовать простейший линейный стабилизатор.

Ради чего это всё? Немного истории



Вообще, это сейчас динамики с подмагничиванием выглядят экзотикой, раньше они использовались почти повсеместно. Усилители были ламповыми и маломощными, и от акустических систем требовалась высокая чувствительность. А поскольку магнитные материалы были слишком дорогими для массового производства, магнитный поток давал не постоянный магнит, а электромагнит, через который пропускался постоянный ток.

Для примера нарыл в интернете несколько картинок. Тут вам динамики с подмагничиванием и от немецкого радиоприемника Schaleco Traumland 1935 года, и японский Pioneer F615-F начала 50-х, и снова немецкие Hegra и Graetz...



Позже, когда для производства магнитов научились применять никель и кобальт, нужда в таких конструкциях отпала, и о подмагничивании все дружно забыли. Все, кроме аудиофилов. Для примера вот вам современная и очень даже приличная High End акустика от Вольфа Фон Ланга, использующая динамики с подмагничиванием (с теми самыми Field Coils вместо постоянных магнитов).



Причина, почему электромагниты не ушли окончательно в историю, всё та же, что и раньше, – высокая чувствительность динамиков. Только сейчас дело уже не в громкости или недостатке мощности, а в способности электромагнитов создавать более сильное поле. Как следствие, такие динамики лучше отрабатывают слабые сигналы, которые обычные могут просто не «замечать».

Как это работает?



Обратите внимание, во всех приведённых выше примерах – крупные динамики. У нас же – твитеры с небольшими дюймовыми тканевыми мембранами. Если уж динамики с подмагничиванием сейчас считаются экзотикой, то твитеры с подмагничиванием – совсем суперэкзотика.



Но, как показывает практика, контроль движения мембраны здесь не менее важен. Все неравномерности АЧХ возникают не только из-за того, что сам купол начинает «идти волной» на некоторых частотах, но и из-за того, что мотор не справляется с резонансными явлениями внутри самого твитера. А уж если попытаться приблизиться к резонансной частоте, то в иных твитерах и вовсе такое начинается…

В случае с AMP Field Coil T25 ограничений обычной магнитной системы нет, и, судя по всему, производителю удалось выжать максимум достоинств активного подмагничивания. По крайней мере, обещанная АЧХ выглядит на редкость ровной и даже удивительной.



Разумеется, снял АЧХ у себя в лаборатории, в том числе и под углами. Методика измерений и масштабы графиков различаются, но все характерные особенности никуда не делись.



Как видите, АЧХ действительно довольно ровная и укладывается в коридор шириной не больше 3 дБ. Причём всё это не только на ВЧ – контроль не теряется даже ниже 1 кГц. А те небольшие оставшиеся неравномерности на самом верху, судя по всему, – лёгкие резонансы самого купола.



Искажения тоже крайне низкие, их рост только начинает намечаться ниже 2 кГц, и даже на 1 кГц не переваливает отметки 1%. При этом рост не резкий, а довольно предсказуемый и плавный.



А теперь снова о резонансах внутри твитера. В исходном варианте исполнения имеется осевой канал, закрытый вкладышем из обычного карпета – он играет роль акустической нагрузки, демпфирующей движение воздуха через него. Впрочем, в данном случае вкладыш, скорее, переводит магнитную систему из разряда открытых в закрытую, поскольку сам по себе он довольно плотный.



Если его вынуть, характеристики получаются чуть иными. Пока не торопитесь делать выводы, хуже или лучше, но формально на АЧХ всё же появляется неравномерность ниже 2-3 кГц (спокойно, никакого криминала, это всего лишь 25-миллиметровые твитеры).



График акустической фазы показывает более наглядно – в этом диапазоне начинают проявляться какие-то резонансы.



При этом, что интересно, характер искажений почти не изменился – твитеры по-прежнему уверенно работают при снижении частоты.



Из этого можно сделать вывод, что возникающая неравномерность – не из-за слабости мотора, а проявление каких-то резонансов воздушной массы в подкупольном пространстве. Если бы дело было в моторе, ситуация с искажениями была бы другой.

А что на слух? Как звучит?



Не стану много говорить насчёт детальности и естественности звуковой подачи, по этой части AMP Field Coil T25 действительно очень круты. Пожалуй, одни из лучших твитеров, когда-либо побывавших в лаборатории. Поэтому просто поделюсь наблюдениями по особенностям их использования.

Первое. Настройка стыка с СЧ. Это очень непривычно, но даже при снижении частоты ФВЧ до неприличных 1,5 кГц (12 дБ/октава) они продолжают играть чисто, не начинают свистеть и проявлять явных признаков дискомфорта.

Однако это не значит, что их надо так насиловать. Всё дело в размерах передней части твитеров. Если в домашней системе их можно поставить в большой щит и получить уверенную работу в нижней части своего диапазона, то вне щита звучание теряет свою наполненность ниже 3-3,5 кГц. Именно на этих частотах длина волны становится сопоставимой с размерами твитера и, как говорят таких случаях, начинается «срыв звуковой волны» по краю фланца. Я не очень люблю термин «срыв волны», но саму суть явления он, в общем-то, отражает.

Для себя же сделал такой вывод: если использовать AMP Field Coil T25 в домашней системе и ставить их в плоскость, то можно смело снижать раздел с СЧ хоть до 1,5 кГц. В автомобиле же, если твитер устанавливается не в плоскость, я бы настраивал ФВЧ не ниже 2,5-3 кГц.

Второе. Прослушивание с вкладышами в осевых каналах и без них. Формально с вкладышами АЧХ и ФЧХ получаются более ровными. Казалось бы, зачем их убирать? Однако на слух звучание без них показалось более открытым, твитер даёт больше «воздуха», начинает явственнее показывать детали. Поэтому лично я предпочёл бы этот вариант. Хотя требования к настройке ФВЧ при этом чуть повышаются – в этом случае ниже 2,5 кГц (при 12 дБ/октава) я бы не отпускал твитеры даже в домашней системе.

Но не нужно думать, что без вкладышей лучше всегда и везде. Например, если требуется нивелировать «остроту» остальных компонентов системы или смягчить излишнюю детальность, то вкладыш всё же лучше вернуть. Эдакий дополнительный элемент настройки получается.

Коротко по делу



Крайне необычные твитеры с экзотической по нынешним временам конструкцией – электромагнит вместо постоянного магнита. Да, есть сложности с его установкой в автомобиле (большие, тяжёлые, требуют дополнительного питания). Но кто сказал, что системы топового уровня легко устанавливать? А то, что этот твитер можно причислить к «штучному High End» для бескомпромиссных энтузиастов, сомнений не вызывает.

  • Высочайшая детальность и микродинамика
  • Низкий уровень искажений
  • Способность работать хоть от 1,5 кГц

  • Неудобные для автомобиля размеры и вес
  • Требуют дополнительного питания



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus