«Процеусь» с плюсом
Тест 4-канального усилителя со встроенным 8-канальным аудиопроцессором Musway M4+

Сегодня гость тестовой лаборатории – 4-канальный усилитель с 8-канальным процессором. Очень интересная конфигурация, которая обладает главным преимуществом «процеусей» – компактностью, но при этом оставляет немалую свободу в выборе усилительной части. Да, кстати, не путать с моделью Musway M4 (без плюса) – это тоже 4-канальник, только процессор 6-канальный.

Первое знакомство, конструкция



На момент теста цена M4+ составляет 31900 рублей – для такого рода девайсов вполне умеренно. Как и прочие модели Musway, «процеусь» имеет весьма презентабельную упаковку. На характеристики оно, конечно, не влияет, но на статусе бренда сказывается положительно.



Усилитель компактен – корпус всего 20х15 см плюс разъёмы и кабели по торцам немного добавят. Высота – 4,5 см. Выполнен качественно, массивный, увесистый. Оранжевый логотип на верхней стороне при включении мягко и равномерно подсвечивается.



Питание, высокоуровневые входы и выходы каналов 1-4 (собственно, самого усилителя) выведены с одной стороны. Это удобно: при апгрейде штатных систем в большинстве случаев не придётся выдёргивать штатный жгут проводки и сильно распускать его. Питание заводится в общий разъём сдвоенными проводами и продублировано отдельными клеммами – на выбор. При необходимости высокоуровневые входы можно «переквалифицировать» в линейные, это делается снятием/установкой гребёнки джамперов внутри корпуса.



С противоположной стороны – вся «линейная» часть и управление. Предусмотрен дополнительный AUX-вход. Чувствительности входов выставляются отдельными потенциометрами. Здесь же – индикатор клиппирования сигнала. Работает адекватно, позже при измерениях мощности я в этом убедился. С этой же стороны – оптический вход и разъём под опциональный Bluetooth-модуль (Musway BTA или BTS/BTS HD). При необходимости докупается пульт (Musway DRC1).



Все необходимые хвосты проводов с разъёмами, как всегда, идут в комплекте. Плюс USB-кабель для настройки с компа. Правда, не слишком длинный.



Усилитель скомпонован на единой плате, процессорная часть вынесена на отдельную субплату.



Рядом с ней – гребёнка с джамперами для перевода высокоуровневых входов в линейные (на картинке вверху справа).



Немногим больше половины корпуса занимает блок питания и усилительная часть. В блоке питания, к слову, используется не тороидальный, а Ш-образный трансформатор с плоским проводом. Драйверов D-класса увидеть не удалось, судя по всему, они расположены с нижней стороны платы.



Процессорная часть собрана на ADAU1452. Субплата унифицирована с той, что используется в отдельном процессоре Musway DSP68. Правда, там ЦАП расположен на основной плате, здесь же достоверно сказать о том, что отвечает за преобразование, не представляется возможным, а описание на этот счёт в подробности не вдаётся.



Управление и настройка



В настоящий момент для всех процессоров и процеусей предусмотрено единое программное обеспечение, скачать его можно с официального русскоязычного сайта https://imusway.ru/. Установки не требует, запускается сразу – это очень удобно. Каналы можно сразу переименовать под свою систему, это сильно упростит настройку.



В принципе, возможности настройки в таких процессорах сегодня более-менее одинаковы, поэтому остановлюсь на характерных моментах.

Первое – каналы собственного усилителя можно объединять в мост (1/2 и 3/4). При этом обещается мощность по 270 Вт – достаточно для любых тяжёлых мидбасовых динамиков, а то и вовсе для какого-нибудь чувствительного саба.

Второе – есть возможность подмешивать сигнал с основного аналогового входа независимо от того, какой включен источник (галочка Hi Level Mixing вверху экрана). Полезно, если штатка подключена по аналогу – какой бы источник ни был включен, сигналы штатных парктроников, навигашек, hands-free и всего такого прочего никуда не денутся.

Третье – при маршрутизации каналов есть нюанс. Само назначение каналов указывается очень просто – галочками в основном окне, а вот чтобы подрегулировать уровни, в открывшемся окошке ползунки работают с точностью до наоборот – указываются не уровни сигнала, а насколько нужно пригасить сигнал.



Четвёртое – есть удобный калькулятор задержек. Забиваете расстояния до динамиков, и программа выставляет задержки относительно самого дальнего. Можно использовать как отправную точку для более тонкой настройки.



Пятое – каналы можно линковать в независимые группы. Правда, линкование работает только для фильтров и эквалайзера, двигать совместно задержки программа не даёт.

Ну и ещё парочка полезных фич – это возможность быстрого обхода эквалайзера одним нажатием на кнопку и выбор типов фильтров – Баттерворт, Линквиц, Бессель (независимо для каждого фильтра).

Измерение параметров и характеристик усилителя



На работе кроссоверной части останавливаться нет нужды, это вам не аналоговые фильтры, у которых в вечно какой-то разброд характеристик. Перейду сразу к работе усилительной части.

Первым делом – спектрограммы выходного сигнала при малых и средних уровнях сигнала. Паразитные гармоники в спектрах есть, никуда от них не деться, причём на малых уровнях тоже.



При подаче двухтональных сигналов спектры становятся довольно «пушистыми», особенно на нижних и средних частотах. Но если оценивать не характер, а уровень интермодуляционных искажений, то до критичных значений дело тоже не доходит.



А вот анализ гармонических искажений по спектру получается интересным. Чище всего усилитель работает в области мидбаса и нижнего СЧ диапазона. Причём если на НЧ преобладает «тёплая» вторая гармоника, то с повышением частоты – третья. Правда, как потом показало прослушивание, звучание на ВЧ ни разу не холодное. Разве что немного «суховатое», но не более того.



Раз уж усилитель заставил обратить внимание на НЧ диапазон, графики искажений от мощности снял не только на стандартной частоте 1000 Гц, но и на 100 Гц. И, как оказалось, не зря. Обратите внимание, насколько ниже искажения во втором случае – практически на порядок.





Обещанные силовые показатели выполняются – заявленная мощность 100 Вт (на 4 Ом) и 135 Вт (на 2 Ом) перекрываются даже с небольшим запасом.

Показатели мощности на 1000 Гц:
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 111 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 134 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 146 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 158 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%


Показатели мощности на 100 Гц:
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 104 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 128 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 137 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 152 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%


И да, вот ещё какой момент. При переходе с 4-омной на 2-омную нагрузку мощность возрастает незначительно – меньше, чем на треть. Но это не значит, что 2-омная нагрузка усилителю противопоказана. В рабочем диапазоне мощностей искажения остаются примерно на том же уровне, так что усилитель на 2 Ом работает стабильно, можно смело подключать (если в мост, то 4 Ом, соответственно).

А что по звуку?



При прослушивании пробовал подключение как по AUX, так и по оптике. Хотя, это, скорее, для интереса, по оптике в любом случае разрешение выше. Но характерные особенности в обоих случаях схожие.

Первое, на что сразу обращаешь внимание – классный и очень эмоциональный мидбасовый диапазон, какой-то упругий что ли, мускулистый. Не гудящий и раздутый, а плотный, собранный, контролируемый – вот прямо чувствуешь, как у бас-гитары струны вибрируют, очень вкусная подача. Да и на электронной музыке плотный такой, подталкивающий удар получается.

В остальном звучание можно назвать спокойным. Верх без какой-то особой воздушности, хотя ощущения тусклости, в общем-то, тоже не возникает. Инструменты и вокал в СЧ диапазоне звучат основательно, есть понимание, что каждый инструмент имеет свой объём и вес, а вокал исполняется живыми людьми.

Чем больше слушал, тем больше складывалось впечатление, что собственные каналы усиления 1-4 лучше показывают себя именно в мидбасовом диапазоне. Верха не то чтобы затираются, а как-то «успокаиваются» что ли. С ровными и мягкими твитерами может показаться скучновато, а вот с яркими и колючими твитерами получится самое то – усилитель скомпенсирует лишнюю «звенючесть».

Для полноты картины подключил к линейным выходам свой изученный вдоль и поперёк усилитель. Да, сам встроенный процессор позволяет получить на ВЧ более деликатное и прозрачное звучание, так что на этот диапазон лучше отвести отдельный усилитель и подключить его к каналам 5-8.

Коротко по делу



Весьма универсальный усилитель, и в первую очередь за счёт своего построения – 8-канальный процессор и 4 собственных канала усиления. К оставшимся четырём каналам можно подключить либо более мощные усилители в сабвуферно-мидбасовое звено, либо какие-нибудь нежные усилители для СЧ/ВЧ. В общем, свобода почти как в системах с отдельными процессорами.

Собственные 4 канала усиления звучат ровно, комфортно, с приятным и полновесным СЧ диапазоном, без лишней остроты на ВЧ, хотя и не тускло. Лично моё мнение – лучше всего им удаётся мидбасовый диапазон, он здесь какой-то упругий, энергичный, сочный. К тому же каналы ещё и в мост можно объединять. А чтобы получить максимально воздушные и лёгкие ВЧ, логично выбрать на каналы 5-8 отдельные усилители с соответствующим характером.

  • Компактный, качественные материалы и сборка
  • Есть физическая регулировка чувствительности входов и контроль клипа
  • По высокому уровню принимает сигналы до 30 В (среднеквадратич.)
  • Возможность подмешивания сигнала с аналоговых входов
  • Софт не требует установки и возни с драйверами
  • Удобный калькулятор пересчёта расстояния до динамиков в задержки
  • Возможность мостового включения каналов
  • Высокая мощность на 4-омную нагрузку

  • Нет алгоритмов суммирования сигналов многополосных штатных систем



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus