Как эволюционирует лён
Тест компонентных акустических систем Focal PS 165 FXE

Серия FLAX от Focal постепенно обновляется, в новых моделях в названии добавилось EVO, а в конструкциях динамиков появились элементы из серий постарше. Стало быть, эволюционирует серия. Акустика, которая попала в лабораторию в этот раз, только-только вышла в открытую продажу. Окажись в руках пораньше – попала бы в недавний сравнительный тест. Но, раз уж так сложилось, будем считать, что отчёт по объективным причинам пошёл «вне конкурса».

Первое знакомство, конструкция



На момент теста цена Focal PS 165 FXE составляет 27250 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы, но про поканалку ещё будет повод вспомнить, причём не обязательно процессорную. Чуть дальше сами увидите, что это означает.



Эта модель серии делается во Франции, что даже отмечено на коробке.



Изучение начну с мидбасовых динамиков. Корзины – литые, качество материалов и сборки вопросов не вызывает, в руках держать приятно.



Диффузоры – сэндвич из стекловолокна с обеих сторон и среднего льняного слоя, как раз и придающего характерный рисунок. Собственно, это и есть суть технологии FLAX.



Помнится, на одной из прежних конференций про эти диффузоры подробно рассказывал Пьер Перар (Pierre Perard), нынешний руководитель подразделения car audio. Суть в следующем. Волокнистая структура хорошо гасит механические напряжения, распространяющиеся в диффузоре. А при правильной обработке и правильном плетении можно получить соотношение жёсткости и веса чуть ли не как у кевлара и углеволокна. Как итог – по акустическим свойствам «льняные» диффузоры получаются где-то между бумажными и кевларовыми, и при этом лишены многих недостатков обоих типов. Для наглядности приведу картинку из презентации.



О разнице новых FLAX EVO с прежними диффузорами FLAX достоверно не скажу, но подозреваю, что технология изготовления всё же изменилась. С лицевой стороны новые диффузоры слегка шероховатые, а с тыльной имеют покрытие, тактильно напоминающее soft-touch – какое-то вязкое что ли, «резинистое».



Верхние резиновые подвесы очень мягкие. Кольцевые утолщения используются в акустике Focal уже давно – описание называет их TMD, Tuned Mass Damper (на русскоязычном сайте переведено как «инерционный демпфер»). В прежних FLAX их не было, раньше я их встречал только в Utopia M и K2 Power. Суть – устранение резонансных колебаний самого подвеса, которые могут давать обратное воздействие на края диффузора.



Центрирующие шайбы, кстати, тоже ни разу не жёсткие, это и измерения потом показали.



Подводящие проводники – тонкие «косички», точки крепления – на тыльной стороне диффузора. Их дребезга при такой конфигурации можно не опасаться.



Твитеры в новых FLAX EVO совершенно новые, они получили собственный индекс Focal TAM. Сразу отмечу монтажную глубину – она составляет всего 8,5 мм.



Материал излучающих мембран – алюмо-магниевый сплав. Вместо традиционных «фокаловских» обратных куполов теперь М-профиль – как в уже упомянутых выше Utopia M и K2 Power. Купола держатся на довольно широких гофрированных подвесах.



Интересно, что с обратной стороны имеется осевой канал, ведущий, судя по всему, в подкупольное пространство. То есть, Focal TAM имеет открытое оформление.



Кроссоверы средних размеров, выполнены в симпатичных корпусах.



Их главная особенность – возможность биампингового подключения. Ну или, если хотите, поканалка, только процессор в данном случае не обязателен – фильтрация пассивная. По умолчанию входы ФНЧ и ФВЧ запараллелены перемычками, для поканалки просто их убираем.



Катушка индуктивности в НЧ/СЧ звене имеет отвод, и есть переключатель, которым можно корректировать характеристику ФНЧ (0 и -3 дБ). RC-цепочку параллельно выходу на мидбасовый динамик можно рассматривать как цепь Цобеля, хотя номиналы для него нетипичные – 18 мкФ и 1,2 Ом. В звене твитера всё более предсказуемо – второй порядок и аттенюатор на два положения – 0 и -3 дБ.



Ну и пару слов о комплектации. В коробке идут сетчатые грили, уплотнительные прокладки под мидбасовые динамики (полезная мелочь) и чашки для наружного монтажа твитеров.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Подвижные системы у мидбасовых динамиков далеко не самые тяжёлые, даже чуть легче среднестатистического на сегодняшний день. При этом очень мягкие подвесы не дали резонансной частоте подняться. С таким Vas динамики окажутся чувствительными к оформлению. Добротность немного ниже типичной «дверной», но результирующая в двери окажется где-то между 0,6 и 0,7 – нормально. Импедансная кривая у твитеров необычная – кроме резонансного горба в районе 1,5 кГц есть второй горб в районе 100 Гц, т. е. далеко за пределами рабочего диапазона. Акустическое оформление у высокочастотников непростое, надо полагать, осевой канал появился не просто так.



Измеренные параметры Focal PS 165 FXE:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 51 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,62 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,6 дБ


НЧ/СЧ динамики имеют довольно ровную АЧХ вплоть до 2 кГц. На верхнем краю своего диапазона имеется выброс АЧХ – если будете использовать эту акустику в процессорной системе, его нужно будет учесть при настройке. Чуть дальше обратите внимание, как с ним справится кроссовер из комплекта.



Фазовая характеристика линейна вплоть до 2 кГц.



Искажения не рекордно низкие, но поводов к волнению не дают. Интересный момент – примерно от 700 Гц и выше превалирует третья гармоника. На слух, кстати, динамики звучат ни разу не мягко и не томно, но о результатах прослушивания скажу чуть позже.



По оси собственная АЧХ твитеров от 3 кГц и выше никаких значимых горбов и провалов не имеет. С разворотом начинает намечаться спад, причём особенно чувствительным оказывается диапазон выше 10 кГц – особенность М-образного профиля купола.



К фазовой линейности никаких вопросов – если не распускать твитеры слишком низко по частоте, резонансов в алюмо-магниевой мембране легко избежать.



Искажения с понижением частоты растут плавно. Хотя снова замечу, что слишком низко опускать частоту ФВЧ не нужно – твитерам это не понравится. Их задача – хорошо работать наверху, а не лезть в средние частоты.



Пассивные кроссоверы дают некоторую свободу в стыковке полос – два варианта характеристик для ФНЧ и два – для ФВЧ. Акустика не станет для усилителя тяжёлой нагрузкой – импеданс нигде чрезмерно не проседает, да и в зоне стыка никаких лишних «гор и оврагов».



Акустически полосы стыкуются в районе 4-5 кГц. При этом, заметьте, частота и добротность ФНЧ выбраны так, что кроссовер компенсирует выброс АЧХ на верхнем краю диапазона мидбасовых динамиков, особенно в положении переключателя MID -3 дБ.



Отмечу, что переключатели тут толковые, ими можно компенсировать особенности установки. Скажем, если мидбасовые динамики слишком сильно отвёрнуты от слушателей (в штатных системах такое часто встречается), логично оставить MID в положении 0 дБ. К переключателю TW тоже никаких вопросов – корректирует уровень аккуратно, в умеренных пределах.

А что по звуку?



Акустика понравится тем, кто любит ясный и даже чуточку яркий характер звучания. Чем-то она напомнила серию K2 Power – такая же энергичная и напористая подача.

Середина контрастная (пожалуй, самое удачное слово), детальная. Всё же мягкие подвесы и лёгкие подвижки позволяют отрабатывать сигнал легко, скорострельно. В целом получается жестковато, но, как ни странно, ещё не дискомфортно. Внимание привлекает вокал, акустика как бы прорисовывает его с особой тщательностью. При этом свистяще-шипящие звуки (те самые сибилянты) остаются на своих местах, исполнители не начинают присвистывать и плеваться в микрофон, как это иногда бывает.

Правда, на некоторых треках создаётся впечатление, что разного рода тарелки, хайхэты и прочие инструменты, у которых энергетика сосредоточена в верхнем СЧ и ВЧ диапазонах, как бы приближаются к слушателю. От музыкальной картинки не отрываются, звучание остаётся цельным, но они как бы обращают на себя внимание.

Добавляю в систему ещё один 2-канальник, убираю с входов кроссовера перемычки, подключаю акустику поканально. Появляется возможность регулировать уровень твитеров относительно мидбасовых динамиков. Этот вариант понравился больше – звучание можно сделать более сбалансированным, не потеряв в детальности и разрешении. И если в обычном включении твитеры хотелось развернуть почти что друг на друга, то в биампинге акустика проявит себя полнее – твитеры можно направлять в сторону слушателей, тем самым не потерять в лёгкости на самом верху, но, поиграв с уровнями, сделать звучание более комфортным.

Басовые способности понимаются не сразу. Поначалу низ воспринимается как сухой и точный, без грамма «жира», из-за чего на некоторых треках его как будто не хватает, хочется прибавить. Но если подсунуть акустике какую-нибудь электронную музыку с увесистым и массивным басом, то оказывается, что у динамиков неплохая перегрузочная способность, и при повышении громкости она не начинает выходить из под контроля.

Так что на средней громкости можно аккуратно добавлять эквалайзером низов (лучше очень полого, чтобы с 200-250 Гц и ниже получался очень плавный подъём), акустика при этом не начинает гудеть и уходить «в разнос», чёткость панча не теряется, а вот упругая басовая основательность появляется, звучание становится эмоциональнее. Сильно в глубину акустика не лезет, но с хорошей «быстрой» десяточкой срастётся без проблем.

Коротко по делу



Акустика для тех, кто предпочитает предельно ясное и контрастное звучание. Сравнивать в лоб с серией K2 Power, наверное, было бы неверно, всё же это совсем другая акустика, но смотрит явно куда-то в ту же сторону.

По результатам прослушивания сложилось впечатление, что в пару к ней логично подобрать усилитель с нейтральным и, возможно, даже тёплым характером звучания. Усилитель с жёсткой и острой подачей может всё испортить – превратит ясность и контрастность в холодную и навязчивую яркость. Как всегда, нужно помнить, что компоненты не играют сами по себе, играет вся система.

И да, не откладывайте кроссовер в сторону, даже если у вас процессорная система. Он может работать в биампинге, и, самое главное, хорошо учитывает особенности динамиков. Тот самый случай, когда не всякий настройщик согласует полосы лучше. Так нужно ли тратить на это время и силы, когда в руках уже есть толковое готовое решение.

  • Высокое качество изготовления
  • Кроссовер хорошо учитывает особенности динамиков
  • Кроссовер имеет возможность биампингового подключения
  • Детальность, передача атаки, динамика

  • Возможно, не понравится любителям мягкого томно-тёплого звучания



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus