Компактнее, ещё компактнее
Тест 6,5-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 6W3v3-4

Если посмотреть, куда движется car audio, то можно заметить, что выбор сабвуфера порой диктуется не только его басовыми способностями, но и компактностью. Я сейчас о традиционных системах, а не об «эстраде», в которой запилить короб во весь багажник – это норма. Поэтому когда попадается что-то с хорошим басом и скромными требованиями к оформлению, это всегда вызывает интерес. А недавно на глаза попался примечательный динамик от JL Audio, который выбивается из общепринятых стереотипов настолько, что обойти его вниманием было бы непростительно.

Итак, на этот раз в руках оказался 6,5-дюймовый JL Audio 6W3. Такой калибр создан не для гонки за рекордами миниатюрности, а для «проблемных» автомобилей, где сабам обычных размеров нет места, а подседельные «колотушки» не внушают доверия. Впрочем, инсталляторские перспективы у него вообще шире, но об этом уже по ходу дела. Цена динамика на момент теста – 20300 рублей.



Вроде как недёшево, но JL Audio, на моей памяти, никогда не выпускал «сырых» продуктов, одних только патентов – хоть отбавляй. По ходу дела постараюсь упоминать некоторые из них, а вообще, у производителя на этот счёт есть даже ролик о серии W3. Кому интересно – велком.



Сразу отмечу, что для 6W3 имеется опциональный гриль SGRU-6, он крепится под пластиковое кольцо на самом динамике.



Первое знакомство, конструкция



Первое впечатление от динамика приятное – качество сборки высокое, корзина хоть и штампованная, но из довольно толстого стального листа и абсолютно лишена звонкости. С этим и у более крупных «джиэлек» проблем нет, а уж у 6,5-дюймового и подавно.



Диффузор, как и в прочих динамиках серии W3, составной, с лицевой частью сферической формы.



По периметру имеется ребро – оно увеличивает конструктивную жёсткость подвижной системы. По нему стыкуются передняя часть, конус и верхний подвес.



Подвес резиновый, высокий, допускает приличный механический ход диффузора.



Подводящие выполнены толстыми плотными косичками. Тут не обошлось без оригинальных решений, система называется Engineered Lead-Wire System (патент № 7,356,157). Фишка заключается в способе монтажа через оправку (на ролике выше это где-то как раз упоминается) и заведения подводящих на корпус звуковой катушки – на некотором расстоянии от конуса диффузора. Это позволяет динамику работать с большими ходами без характерного дребезга подводящих. А их форма рассчитана так, что они изгибаются по всей длине, и риск переламывания в одной точке отсутствует.



«Несабвуферные» размеры динамика всё же наложили свои требования – в конусной части диффузора пришлось сделать выемки под подводящие.



Осевой канал в магнитной системе отсутствует. Значит, ограничений по глубине корпуса никаких – места за динамиком можно не оставлять, и при необходимости хоть совсем упирать его мотором в заднюю стенку.



За охлаждение катушки при этом можно не переживать. В динамике используется решение, которое называется Elevated Frame Cooling (патенты № 6,219,431 и № 6,229,902). Воздух проходит через окна между мотором и корзиной (обычно окна делаются выше, под фланцем центрирующей шайбы) и каналы в кольце, соединяющем каркас катушки с конусом диффузора и центрирующей шайбой. В результате воздушный поток не просто «куда-то там дует», а целенаправленно прокачивается вдоль звуковой катушки.



Конструкция упомянутого кольца, к слову, тоже защищена патентом (№ 5,734,734) и имеет своё название – VRC, Vented Reinforcement Collar. Оно выполняет двойную функцию – участвует в охлаждении вышеописанным способом и усиливает место соединения. По сравнению с обычным использованием компаунда в месте стыка снимается механическое напряжение с центрирующей шайбы.



Снял с мотора резиновый кожух. Высота верхней шайбы магнитопровода – 7 мм, здесь она определяет высоту магнитного зазора. Длина намотки звуковой катушки не указана, зато явно указан линейный ход Xmax – по 8,9 мм в каждую сторону от положения покоя.



Традиционно, JL Audio указывает Xmax чётко по границам намотки катушки – именно при таком смещении она полностью остаётся в зазоре. По факту же (при небольшом падении BL) получается даже на пару миллиметров больше. Скажу откровенно, когда 6,5-дюймовый динамик молотит с ходом около двух сантиметров от края до края, становится страшновато за его сохранность. Хотя, получается, что для 6W3 это нормальная работа.

Измерение параметров и анализ работы динамика



Это уже не первый сабвуфер JL Audio, для которого фактические параметры не убежали от заявки. Так что при расчётах можно смело использовать те, что указаны в инструкции.



Заявленные/фактические параметры JL Audio 6W3v3-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц / 43 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,1 л / 4,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,03 / 8,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,51 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 50 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 80,5 дБ / 80,8 дБ


Несмотря на «мидбасовый» калибр, 6W3 по своей сути всё же сабвуфер. Посмотрите на Vas – динамик не откровенно дубовый, но заметно жёстче почти любого классического мидбаса, а значит, умеет работать в компактном корпусе. При этом чтобы резонансная частота не подскочила вверх, подвижная система сделана более тяжёлой – Mms около 50 грамм. А чтобы при этом не потерять в контроле, мотор сделан сильнее – BL под десятку, что для 4-омного динамика немало. Чувствительность при этом не самая высокая, но для такого калибра и сабвуферного применения вполне ожидаемая.

Перед тем, как переходить к расчётам оформления, коротко посмотрю на другие особенности динамика. Сначала – что творится с акустической фазой сигнала. Она ровная, что говорит об отсутствии резонансов в подвесах и подвижной системе. Небольшой всплеск собственной АЧХ выше 1,5 кГц вызван, судя по всему, полипропиленовой сущностью диффузора, но он слишком далеко за пределами рабочего диапазона динамика и погоды не делает.



Гармонические искажения сначала снял при средней громкости, когда ход диффузора не выходит за пределы Xmax. Для 6,5-дюймового динамика выглядит прилично, хотя ниже 40 Гц, понятное дело, искажения начинают расти. Но на таких частотах они ещё в допустимых пределах.



Повышаю уровень сигнала до тех пор, пока на 20 Гц динамик не начнёт выходить на максимальный ход. А это, напомню, почти 2 см и весьма приличная громкость. В рабочем диапазоне искажения подрастают незначительно, динамик продолжает работать чисто. И лишь ниже 30-40 Гц, когда ход действительно приближается к максимуму, начинает чувствоваться ограничение.



В общем, совет (подтверждено практикой) – настраивайте сабсоник на 30-32 Гц и получите неслабый запас громкости, очень неожиданный для 6,5-дюймового калибра. Проще говоря, гонять ветры он не умеет, но басит и в грудь толкает так, что «мама не горюй» – плотно, чисто, с хорошим «мясом», не превращаясь в тракторный выхлоп.

Расчёт акустического оформления



В листке, который приложен к сабвуферу, рекомендован только ЗЯ объёмом 4,2 литра («чистый», не считая объёма самого динамика). Однако на официальном сайте рекомендован ещё и ФИ с «чистым» объёмом 7,1 литров и портом на 38 Гц. Рассчитывать корпус самостоятельно нет необходимости, все размеры там тоже приведены.



Ну что сказать, ни прибавить, ни убавить. ЗЯ действительно компактней некуда – хоть в двери, хоть под сиденья можно уместить, если габариты позволяют (динамик-то, как ни крути, не плоский). Разве что акустического усиления не получите, но бас получится вкусный, плотный.

Да и ФИ не такой уж и большой. Причём тут уже можно ожидать заметного прироста отдачи, пусть и ценой некоторой потери фактуры баса относительно ЗЯ. Кстати, в серии корпусных сабов JL Audio MicroSub имеется модель как раз с таким ФИ оформлением (JL Audio CP106LG-W3v3).

Проба в деле и выводы



В деле оценивал сабвуфер только в ЗЯ (признаюсь, пилить рекомендованный ФИ ради одного теста поленился). Если слушать музыку исключительно на средней громкости, то может хватить саба и на одном динамике. Но, как по мне, лучше использовать пару 6W3, запас лишним не будет. Тем более, описание советует использовать его с усилителем 100-150 Вт RMS (хотя я бы сместил эту рекомендацию в диапазон 150-200 Вт на канал), и тогда в сабовое звено можно выбрать мощный двухканальник или четырёхканальник с подключением в два моста.

JL Audio 6W3, несмотря на смешные размеры, некорректно сравнивать ни с одним «подседельником». Это не мидбасовая колотушка, а настоящий сабвуфер, точка. Запас (при качественно сделанном корпусе и грамотном использовании сабсоника) приличный, в грудь пробивает чисто, не начиная «пускать петуха» при повышении громкости. Спокойно работает вплоть до безумного (для своего размера) хода, да и вообще удивляет своим запасом энергетики.

  • Высокое качество изготовления
  • Умеет работать в чрезвычайно компактных корпусах
  • Отсутствие струйных шумов даже на больших ходах диффузора
  • Чистое звучание даже на высокой громкости

  • Издержки малого калибра – не самая высокая чувствительность



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus