Ничего лишнего
Тест компонентных 2-полосных акустических систем Vibe CVEN62C-V4

Некоторые считают, что если у акустики нет навороченных кроссоверов, то это не круто. Ну вот есть такой стереотип, чего уж там. На мой же взгляд всё с точностью до наоборот: высший пилотаж – это сделать динамики, которые не требуют коррекции и позволяют обойтись простейшими фильтрами. Чтоб ничего лишнего. Вот это действительно круто.

В акустике, которая попала на этот раз ко мне в лабораторию, всё сделано именно так – вместо больших и громоздких кроссоверов – просто пара хороших, качественных конденсаторов для твитеров. И этого оказалось более чем достаточно.



Эта акустика принадлежит серии CVEN – верхней в модельном ряду Vibe. Точную цену не скажу, но на момент теста Vibe CVEN62C-V4 стоят что-то около 25000 рублей.

Когда-то я уже имел дело с трёхполоской из этой серии, и сами динамики мне тогда понравились. Но к пассивным кроссоверам были вопросы, поэтому по трёшке сложилось устойчивое впечатление – её лучше выбирать в процессорные системы с поканалкой. В двушке используются те же динамики, но результат получился радикально другим. В общем, смотрим.

Первое знакомство, конструкция



Как всегда, коротко пробегусь по конструкции. Начну с мидбасовых динамиков.



Динамики собраны на литых корзинах. Тыльная сторона максимально открытая, эффекта воздушной подушки под диффузором точно не возникнет.



В моторе тоже всё сделано, чтобы избежать воздушной компрессии, и динамик свободно «дышал». Осевой канал в керне и большие окна под центрирующей шайбой – это ещё половина дела. Если заглянуть внутрь, то в каркасе звуковой катушки есть отверстия.



Длина намотки звуковой катушки 11 мм при высоте магнитного зазора 5 мм, что не обещает огромного хода (по 3 мм в каждую сторону без выхода катушки из зазора – это нормально), зато обещает хороший контроль в этих пределах. Диаметр катушки – 32 мм (примерно 1,3 дюйма).



Диффузор выполнен из прессованной целлюлозы. Жёсткость конуса средняя, но нагрузки за счёт криволинейной формы распределяются равномерно, и его не ломает – чуть позже увидите это на графике акустической фазы.



Твитеры относительно компактные, внешний диаметр – всего 4,6 см.



Тыльная сторона намекает на наличие акустической камеры. Причём её форма явно подобрана не просто так – потом посмотрите, как твитер ведёт себя с понижением частоты. Внутренние резонансы? Не, не слышал.



Сетки можно снять, они держатся на магнитах. Диаметр тканевого купола всего 22 мм, но подвес непривычно широкий. Фактически, это позволило совместить достоинства маленьких твитеров (лёгкая катушка, да и в целом малый вес подвижной системы) и крупных твитеров (большая излучающая поверхность).



Кроссоверы, как и говорил в самом начале, свелись к паре фильтрующих конденсаторов для твитеров. Не самых пафосных по меркам High End, но весьма приличных Mundorf серии M-Cap.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Динамики имеют относительно лёгкую подвижку, но за счёт очень мягких подвесов резонанс получился ниже 50 Гц. При таком сочетании динамик может «чувствовать» акустическое оформление, поэтому отнеситесь с вниманием к тому, как обработана дверь и что находится позади динамика. Какие-нибудь пирамидки или акустические линзы будут нелишними.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков Vibe CVEN62C-V4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 18 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,99
  • Qes (электрическая добротность) – 0,44
  • Qts (полная добротность) – 0,41
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,2 дБ


Добротность низкая, и даже при установке в среднестатистическую дверь поднимется не слишком сильно. Это обещает хороший контроль динамика (мотор «держит» его, не даёт трепыхаться и ведёт точно в соответствии с сигналом), но «жирного мяса» на басе можно не ждать. Прослушивание тоже потом подтвердило – бас у динамиков сухой и точный, а АЧХ имеет пологий спад по низу.



Лишнее подтверждение точности работы динамика на басе – с понижением частоты искажения почти не растут (измерение проводил на средней, не самой маленькой громкости). Контроль, контроль и ещё раз контроль.



И посмотрите, как ведёт себя динамик на средних частотах – ни единого резонанса в подвижке и подвесах. Как следствие – ровная акустическая фаза, а это большая редкость. В общем, круто.



Твитеры излучают до 10-12 кГц широко, АЧХ почти не зависит от угла разворота (а это, на минуточку, самый информативный диапазон ВЧ). Предварительный вывод (который, впрочем, прослушивание потом подтвердило) – твитеры не обязательно направлять в лоб, лёгкий разворот им не страшен.



«Переломное» поведение в области 12 кГц с равной вероятностью может оказаться следствием непривычной геометрии купола (небольшой купол и широкий подвес) и резонансом самого купола. В данном случае однозначно утверждать не возьмусь.



А вот что оказалось совсем неожиданностью, так это уверенная работа на нижнем краю своего диапазона. Посмотрите на график искажений – твитер не начинает истерить даже при снижении частоты до 1 кГц и даже ниже. Твитеров с такими возможностями можно пересчитать по пальцам, причём хватит одной руки опытного фрезеровщика.



В общем, динамики здесь весьма толковые и прямо-таки выдающиеся. Смотрим, как они работают вместе.



Импеданс всей акустики в сборе, как и ожидалось, сюрпризов не преподнёс, для усилителя такая нагрузка будет лёгкой. Зона совместной работы динамиков довольно широкая, но тут тот самый случай, когда нужно не только смотреть, но и слушать.



Что по звуку?



Определённо, идея с минимальными кроссоверами удалась: динамики не имеют резких перепадов АЧХ, которые нужно было бы исправлять, твитеры легко работают внизу своего диапазона, так что фильтр первого порядка не заставляет их свистеть и сверлить уши. Результат – динамики работают в широкой полосе совместно, фаза не скачет как с фильтрами высоких порядков, и звучание на слух воспринимается слитно и довольно естественно.

Что касается общего характера, то звучание для двухполоски нетипичное – очень лёгкое и открытое, без характерного «мыла» на средних частотах. В общем-то, неудивительно – лёгкие подвижки, высокая чувствительность, да ещё и у силёнок у мотора в избытке, двигают диффузорами вообще не напрягаясь.

Верха немного острые, но не колкие – хорошо отрабатывается атака сигнала. Много послезвучий, «пространство» записи рисуется объёмно. При этом отдельные звуки на передний план не лезут, тонально всё достаточно сбалансированно.

Басовые способности характерны для динамиков с невысокой добротностью – фактура баса прорабатывается старательно, бас-бочка чёткая, собранная, толчок в грудь жёсткий. Хотя звучание, как и предполагал, воспринимается сухо, и иногда хочется побольше «мяса». Но этот вопрос закрывается подбором правильного саба. Я бы присмотрелся к «десяточке» с не очень тяжёлыми диффузорами.

Коротко по делу



Неожиданно серьёзная аудиофильская (на этот раз без иронии) акустика в своей цене: толково сконструированные динамики и минимум вмешательства в их работу со стороны кроссоверов, в роли которых выступает всего-то пара конденсаторов. И всё это срастается как надо.

По звуку – одна из немногих двухполосок, которые не «мылят» звучание на СЧ и легко и динамично играют даже жёсткий рок. Понравится тем, кто хочет добиться лёгкого и «просторного» звучания с острой и правильной отработкой атаки, но слитного и естественного по своей подаче, без жёсткости. Хорошо контролируются усилителем, не гудят и не размазывают бас, хотя такая точность подачи и может показаться суховатой. Но если подобрать к этой акустике какую-нибудь хорошую десяточку, получится просто огонь.

  • Ровные АЧХ не требуют дополнительной коррекции кроссоверами
  • Линейные фазовые характеристики НЧ/СЧ динамиков
  • Детальное, но при этом ненавязчивое звучание, без жёсткости

  • Бас точный и правильный, но некоторые любят побольше «мяса»



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2021 CarMus