Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Eton Car-Audio GmbH – одна из немногих компаний, которые не скатились к приклеиванию своих логотипов на продукцию фабрик ЮВА, а разрабатывают динамики самостоятельно. К слову, кто не в курсе, Eton и сами делают динамики для других брендов на ОЕМ-условиях. Инженерный потенциал солидный, поэтому каждая новинка, да ещё и в топовом сегменте, всегда вызывает большой интерес.

Акустика Eton Onyx вышла в продажу в начале лета, и в лаборатории оказался один из первых комплектов, приехавших в Россию. Эта серия – «младшая сестра» Eton Core, но построены динамики по иной концепции. Если Core – это магниевые сплавы и керамика, то в Onyx – более привычные для аудиофильского сообщества целлюлоза и шёлк. Хотя без многочисленных хитростей не обошлось, так что в итоге получилась эдакая аудиофильская неоклассика. Как всегда, постараюсь отмечать наиболее интересные моменты по ходу теста.



И да, пока не начал, коротко о том, что, как и почём. Динамики продаются раздельно и рассчитаны на поканальные системы, т. е. пассивных кроссоверов к ним не предусмотрено. В серию входят 6,5-дюймовые Eton Onyx 16 (50800 рублей), 3-дюймовые Eton Onyx 80 (35000 рублей) и твитеры Eton Onyx 28 (49700 рублей). Все цены – на момент теста.

Конструкция НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16



Первое, что сразу обращает внимание – диффузоры необычной формы.



Задача радиальных рёбер – повысить жёсткость конусов, и при этом не дать распространяться механическим напряжениям. Судя по дальнейшим измерениям, со своей задачей справляются.



Состав целлюлозы в описании не указан, но тактильно она немного необычна – материал сам по себе жёсткий, согнуть пальцами – надо постараться. Да ещё и рёбра.



Корзины – такие же, как и у мидбасовых динамиков упомянутой выше серии Core. Моторы внешне тоже очень похожи.



Обратите внимание на геометрию магнитной системы. То, что посветлее – неодимовое кольцо. А над ним – верхняя шайба магнитопровода, она достаточно толстая – около 7 мм, и это самое интересное. В данном случае именно она определяет высоту магнитного зазора и количество рабочих витков звуковой катушки. При этом сама катушка не слишком длинная, из зазора «выглядывает» совсем небольшой участок. То есть получаем небольшой ход Xmax, но зато очень хороший контроль динамика усилителем.



В описании особо отмечена система вентиляции катушки. В ней участвуют окна под центрирующей шайбой, осевой канал и отверстия в нижней шайбе по периметру катушки.



Конструкция СЧ динамиков Eton Onyx 80



«Серединки» выглядят уменьшенной копией мидбасовых динамиков.



Целлюлозные диффузоры тоже с рёбрами, разве что центральный колпачок из ткани с пропиткой уступил место колпачку из анодированного алюминия.



Посадочные размеры практически традиционны для 3-дюймовых динамиков – внешний диаметр 9,4 см, посадочное отверстие – 7,8 см. Глубина динамика – 4,2 см.



Моторы у Onyx 80 тоже построены на неодимовых магнитах, и опять же видим высокую верхнюю шайбу магнитопровода – 5 мм (у иных мидбасовых динамиков и то меньше бывает). Контроль, контроль и ещё раз контроль.



Небольшой поролоновый вкладыш в осевом канале играет роль акустической нагрузки – демпфирует движение воздуха через канал.



Конструкция твитеров Eton Onyx 28



Твитеры неожиданно тяжёлые, хотя и выполнены в пластиковых корпусах. Сам пластик, впрочем, непростой – похож на конструкционные ударопрочные пластики, которые используются в 3D-печати.



Интересная особенность, под полупрозрачным куполом виден волнистый рельеф. Судя по всему, это средство избавления от резонансов в подкупольном пространстве.



В комплекте идут алюминиевые чашки для врезного и наружного монтажа. Выглядят шикарно, в руках держать приятно, но слишком плотные сетки для твитеров вызвали вопросы. На мой взгляд, можно было бы и покрупнее использовать. Благо, можно обойтись без них или заменить кастомными.



К слову, в комплекте к мидбасовым и среднечастотным динамикам тоже идут довольно плотные сетки. Сами кольца – алюминиевые, качественные.



Измерение электромеханических параметров



Первое, что пока можно сказать по параметрам: Onyx 16 – исключительно «дверные» динамики. Моторы сильные, но кольца Фарадея (а они, судя по графику импеданса, тут есть) осадили добротность, выведя её к баттервортовскому значению 0,7. А вот в «серединках» Onyx 80 добротность оказалась всё равно низкой, так что их можно ставить в том числе и в небольшие корпуса. И да, обратите внимание на импедансную кривую твитеров – резонанс ниже 600 Гц!



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,4 дБ


Измеренные параметры СЧ динамиков Eton Onyx 80:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 105 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,67
  • Qes (электрическая добротность) – 0,32
  • Qts (полная добротность) – 0,30
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ


Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16



АЧХ выглядит более чем прилично – достаточно ровная в диапазоне до 2-3 кГц, после чего начинается естественный спад. Никаких всплесков АЧХ, которые нужно было бы компенсировать настройками.



Хитрая форма диффузоров работает – несмотря на высокую жёсткость, никаких значимых локальных резонансов в рабочем диапазоне не проявляется, фаза до тех же 2-3 кГц хоть и имеет небольшие колебания, но в целом достаточно ровная.



Искажения невелики, и даже наметившийся с понижением частоты рост не даёт превышения разумных величин. Хотя к подбору сабвуфера нужно отнестись взвешенно – в суббасовую область динамики забираются в любом случае неохотно.



Анализ работы СЧ динамиков Eton Onyx 80



Динамики имеют сильные низкодобротные моторы, что позволяет ставить их в корпуса объёмом от 0,3-0,4 литра. При установке free-air получается очень плавный и протяжённый спад на нижнем краю диапазона. Впрочем, взвешивая все плюсы и минусы, я бы всё равно выбрал объёмы по возможности побольше.

Вверх динамики работают с исключительной линейностью вплоть до 5-6 кГц. А вот выплеск АЧХ выше 10 кГц придётся учитывать при настройке – при разделе СЧ/ВЧ лучше использовать фильтры не ниже 12 дБ/октава (опять же, подтвердилось прослушиванием и экспериментами с настройкой процессора).



Фазовая характеристика только подтвердила: верхняя граница линейной работы динамика – это 5-6 кГц, нижняя – насколько позволит здравый смысл.



И ещё раз о контроле. Даже с понижением частоты искажения абсолютно не растут.



Анализ работы твитеров Eton Onyx 28



Вот, именно такими и должны быть хорошие твитеры с шёлковыми куполами – ровная АЧХ, никакой ломки куполов, сильные моторы хорошо удерживают подвижные системы и не дают всплесков АЧХ даже при приближении частоты к резонансной. А она, напомню, у Onyx 28 непривычно низкая – ниже 600 Гц.



Собственно, фазовая характеристика только подтверждает вышесказанное – отсутствие резонансных колебаний в куполе и сильные моторы.



Как результат – искажения не растут даже с неприличным понижением частоты. Это даёт больше свободы при настройке с СЧ звеном в трёхполоске. Хотя с такими возможностями Onyx 28 и в двухполоске с Onyx 16 легко состыкуются.



Каков характер звучания?



Чтобы подкрепить предположения практикой, собрал процессорную систему (Resolut T-DSP плюс два hand-made усилителя – 4-канальник и 2-канальник), попробовал поиграться с настройками и оценить характер динамиков.

Eton Onyx 16. Бас разборчивый, рельеф прорабатывается старательно. Ни разу не легковесный, хотя и не слишком глубокий, сабвуферная поддержка не помешает. При повышении громкости продолжают нормально контролироваться усилителем, в гудение не срываются. Я бы назвал такой бас аккуратным и академичным в хорошем смысле этого слова – когда динамики не пытаются дать больше «мяса» в ущерб точности или жёстко колотить в грудь, а просто отрабатывают всё как есть, без приукрас.

Как и предполагал при измерениях, вверх динамики действительно могут работать до 2,5-3 кГц, стыковать их с Onyx 28 в двухполосную систему оказалось несложно. Хотя трёхполосный вариант лично мне понравился больше – добавление «серединки» даёт совсем другую микродинамику и разрешение на СЧ.

Eton Onyx 80. Потрясающая детальность на СЧ – сильнейший мотор точно ведёт подвижную систему вслед за сигналом, никакого смазывания атаки и прочих вольностей. В характере прослеживается целлюлозная сущность диффузора, хотя окрасом я бы это не назвал. Просто есть в звучании таких динамиков что-то неуловимое, какое-то сочетание ясности, скорострельности и одновременно с этим своей особой «бумажной» теплоты.

Прощают низкую частоту раздела с НЧ звеном, могут работать хоть от 200 Гц, хотя заставлять 3-дюймовый динамик работать ниже 350-400 Гц в любом случае неразумно, ну просто в силу их размеров. Сверху уверенно работают до 4-5 кГц, так что раздел с твитером я бы начинал с этих значений.

Eton Onyx 28. Звучание лёгкое и детальное, с правильным «воздухом» – не за счёт способности лезть в ультразвук, а за счёт точной проработки в информативном ВЧ диапазоне. Звучат живо, натурально, хорошо рисуют пространство и при этом, что важно, не вносят в звучание лишних украшательств.

Дают большую свободу в стыковке с СЧ (или НЧ/СЧ) звеном – частоту ФВЧ можно опускать достаточно низко по меркам твитеров (2,5-3 кГц с крутизной 12 дБ/октава – легко).

В каких случаях выбирать?



Когда хочется получить правильную аудиофильскую систему, но в силу каких-то причин есть недоверие к новым и непривычным решениям. Безусловно, динамики имеют все достоинства высокотехнологичной серии Core, но не пугают экзотическими материалами, а отсылают к проверенным временем целлюлозе и шёлку. Сочетание получилось действительно примечательным.

Компоненты продаются раздельно, так что можно собрать как двухполоску, так и трёхполоску. Если хорошо поставить и толково настроить, в первом случае получите хорошую систему с правильным и тонально точным звучанием. А во втором – выдающуюся High End систему, в которой возможности компонентов раскроются в полной мере.

  • Обилие действительно работающих высокотехнологичных решений
  • Максимальное использование потенциала классических материалов
  • Динамики дают свободу при настройке раздела полос
  • Твитеры позволяют опускать раздел СЧ/ВЧ до 2,5-3 кГц

  • Слишком плотные защитные сетки в комплекте



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2021 CarMus