The Amplifier
Тест 2-канального High End усилителя Audison Thesis HV venti

На сегодняшний момент это, пожалуй, самый дорогой, самый титулованный и самый желанный для многих усилитель, который когда-либо бывал у меня в лаборатории. Причём за его высокой ценой стоит не маркетинг и украшательства, а огромный объём проделанной инженерной работы, да ещё и с целой историей. Так что присаживайтесь поудобнее, будет много букв, но оно, уверен, того стоит.

Начну не сразу с изучения усилителя, а коротко пробегусь по истории его появления, так будет правильнее. В нём слишком много нестандартных решений, которые появились не сразу, к ним ещё предстояло прийти.



Итак, выставка CES 1992 года, Лас-Вегас, Elettromedia впервые представила усилитель Audison HR100. Можно сказать, с него и началась концепция Thesis, хотя само это слово появилось в названиях двумя годами позже. Тот усилитель был назван просто, но безапелляционно – The Amplifier, поскольку был построен без компромиссов и оглядки на бюджет.



Через два года после дебюта HR100 появился Thesis HV Sedici (начиная с него слово Thesis уже стало постоянно присутствовать в названии), построенный с не менее радикальным подходом. А в 1995 году вышли HV Trenta и HRV Trenta. Вот они-то и стали непосредственными предшественниками HV venti (к слову, начиная с venti название пишется вот так, с маленькой буквы).

Ключевой момент в этой истории – все различия между HV и HRV сводились к разному построению выходных каскадов при предельно близкой остальной схемотехнике. У первого они были построены на биполярных транзисторах, а у второго – на мощных полевиках. Этот выбор всегда был для инженеров непрост, а тут его, фактически, предлагалось сделать самим пользователям. Эдакая разведка боем.

Правда, такой хитрый ход не смог выявить явного лидера, и, опуская подробности, «биполярную» и «полевую» концепции было решено объединить. И произошло это как раз в Audison Thesis HV venti, причём на этот раз новый Thesis вышел уже нескоро – в 2004 году, т. е. через 9 лет после HV Trenta и HRV Trenta. И с тех пор, к слову, необходимости в его модернизации ещё не возникало.



Схемный принцип HV venti, в общем-то, не новый – использование биполярных транзисторов с изолированным затвором (БТИЗ или IGBT, Isolated Gate Bipolar Transistor). По сути, это сборка из полевиков и биполяров в одном корпусе, в которой (если сильно упрощённо) входные полевики «раскачивают» мощные биполяры. Правда, в случае с Audison ни один из готовых компонентов не устроил, и БТИЗ-структура была набрана из отдельных транзисторов.



Вот так плавно я и добрался до сегодняшнего испытуемого, теперь можно изучить его подробней.



Основные особенности Audison Thesis HV venti



Редкий случай, когда на усилитель есть смысл взглянуть не только сверху, но и снизу. Брутальная и тяжеленная конструкция собрана на двойном основании. При инсталляции усилителя сначала крепится толстая металлическая плита, а уже к ней – четырьмя болтами сам усилитель.



Большие радиаторы по бокам – составные. В нижней, чёрной части корпуса внутри имеются продольные полости, через них прокачивается воздух от вентиляторов, расположенных в верхней, светлой части. Одна пара вентиляторов – входная, вторая – выходная.



Ещё имеется пятый вентилятор, расположенный над каскадами предварительного усиления. Это, кстати, тоже одна из необычных особенностей HV venti – они питаются напряжением 150 Вольт, так что нагрев компонентов в этой части ощутимый. Воздух проходит под платой и выходит с торца корпуса со стороны силовых разъёмов.



Всё это управляется микропроцессорной системой поддержания температуры (именно так, а не просто системой охлаждения). Информация берётся сразу с нескольких термодатчиков, расположенных в разных местах корпуса, вентиляторы в ходе работы могут включаться раздельно. Экран контроля информативен, при выходе из нормального режима сразу видно, какая именно система защиты сработала.



Идём дальше. Чтобы добраться до регулировок и подключений, нужно снять небольшие крышки по краям корпуса.



Начну со стороны питания. Кабельные терминалы – под калибр 2 Ga. Предусмотрена возможность подключить буферный конденсатор, причём грамотно – не до внутреннего предохранителя, а уже после него, т. е. непосредственно у входов блока питания.



Разъём USB имеет свою историю. Изначально предполагалось, что это будет сервисный разъём, через который можно проследить чуть ли не всю историю усилителя – какое питание подавалось, в каких режимах и при каких температурах работал, что из защиты срабатывало. В последующих моделях Thesis эта система получила развитие и приобрела возможности управления усилителем, а вот в HV venti осталась доступной только самим разработчикам.



Рядышком с клеммой Rem In притаилась клемма Light On. Замыкаем её на массу и тем самым включаем подсветку. В Elettromedia сделали на этот счёт отличное фото, так что вот картинка, честно утащенная с официального сайта:



После клеммной части питание раздваивается, дальше в усилителе всё скомпоновано симметрично по принципу dual mono. И вот тут начинается самое интересное. Каждый из двух блоков питания построен, в свою очередь, на сдвоенных трансформаторах, которые можно коммутировать в два режима – High Current и High Power.



Подобное решение в усилителях Audison применялось ещё в 1988 году в модели SR8085 (к слову, самом массовом усилителе Audison). Смысл в следующем:

High Current – вторичные обмотки трансформаторов скоммутированы параллельно. Это даёт серьёзный токовый запас, и усилитель может справляться с тяжёлой низкоомной нагрузкой вплоть до 1 Ом (или мостом на 2-омный сабвуфер).

High Power – трансформаторы коммутируются последовательно, что даёт удвоенное напряжение питания и, соответственно, удвоенный мощностной потенциал при работе на обычную 4- или 2-омную нагрузку, т. е. когда токи не такие ломовые, но нужен размах напряжения.

Режим работы выбирается коммутацией предохранителей (видите, красненькие такие?) в соответствующие клеммы на самой плате. В одном случае ставятся на 10 Ампер, в другом – на 15 Ампер.



Идём дальше. Про то, что выходные каскады построены по IGBT-архитектуре, я уже упоминал. Только это ещё не всё – токи покоя выходных каскадов можно тоже регулировать. Вернее, переключать между режимами низкого тока покоя Low Bias и высокого тока покоя High Bias. Для этого имеется вот такой небольшой переключатель.



Коротко и упрощённо для тех, кто не в курсе. Ток покоя выходных транзисторов задаёт режим работы выходных каскадов – до какой мощности они будут работать в режиме А, а после какой – переходить в режим АВ. Конечно, тут множество нюансов, но в общих чертах можно считать, что это так.

Постепенно продвигаюсь от питания и силовой усилительной части в сторону входов. Ровно посередине этого пути – каскады предварительного усиления. Напомню, питаются напряжением 150 Вольт, и в блоке питания им отведена отдельная часть со своими трансформаторами.



Теперь зайду со стороны входов. Думаете, хоть тут у HV venti всё как у всех? А вот и тоже нет. Причём начиная с самих разъёмов. Если присмотреться, то можно заметить – при внешней схожести с RCA в них имеется третий кольцевой контакт.



Разъёмы действительно совместимы с обычными RCA, но через них к усилителю можно подключать ещё и источники с балансными выходами. Во втором случае используются патентованные балансные коннекторы A.B.S. (Audison Balanced System). Эта система разрабатывалась в 1994 году специально для будущих усилителей Thesis.



Все регулировки и переключения выведены наверх, причём они здесь тоже не во всём привычны.



Регулятор чувствительности – один на оба канала, зато имеется регулировка баланса между каналами. В зависимости от источника можно выбрать уровень чувствительности – высокий или низкий. Переключателем выбираем, какой источник подключен – с обычными RCA или с балансными выходами (в последнем случае вместо RCA нужно использовать упомянутые коннекторы Audison A.B.S.). Переключатель Mono/Stereo переворачивает фазу сигнала в правом канале, если к усилителю планируется подключить мостом сабвуфер. А ещё все эти входные регулировки можно отключить вовсе, превратив усилитель в чистейший оконечник.

В наше время HV venti с большой вероятностью впишется в процессорные системы, но если процессор не предполагается, предусмотрен кроссоверный модуль, он идёт в комплекте. Частота среза переключается дискретно, простой переустановкой частотозадающей субплаты в нужное положение.



Закончу пока с изучением конструкции и инженерных фич, перейду уже, наконец, к работе усилителя.

Измерение параметров и характеристик



Первым делом при измерениях отключил входную часть и оставил усилитель работать в режиме «чистого» оконечника. Разумеется, попробовал его во всех четырёх возможных режимах: Hi Current и Hi Power, каждый из которых – с низким и высоким токами покоя, Low Bias / High Bias.

Первое, что обратило внимание – усилитель выдаёт сигнал с почти идеальной фазовой линейностью, отклонения на краях диапазона не превышают 15 градусов. Причём в любом режиме картинка абсолютно одинакова.



А вот спектры выходных сигналов, понятное дело, разные. Но их объединяет низкий фоновый шум и отсутствие гармоник высоких порядков. Если что, для звука это гораздо важнее, нежели абсолютное значение КГИ. С малыми токами покоя (Low Bias), понятное дело, гармоник виднеется чуть больше. С повышенными (High Bias) – всё чисто.



Вот так выглядит распределение гармонических искажений по спектру. Напомню, эту зависимость я снимаю при выходном сигнале несколько Ватт, но для удобства привожу графики к отметке 0 дБ. Ровно, предсказуемо, без неожиданностей.



Но гармонические искажения даже у недорогих усилителей можно сделать красивыми, а вот интермодуляционные искажения обычно показывают всю подноготную. Хотя с Thesis интриги не получилось: с многочастотными сигналами он тоже обходится корректно и лишних гармоник не плодит.

Чтобы не заваливать кучей спектрограмм, приведу их лишь при двух режимах. Самым «чистым» оказался режим Hi Power с повышенным током покоя (High Bias). Кстати, он же и самый прожорливый: усилитель при отсутствии сигнала потребляет около 10 Ампер.



А самый «грязный» сигнал получается в режиме Hi Current с низкими токами покоя (Low Bias). Что логично – этот режим предназначен не для испускания нежных музыкальных флюидов, а для силовых упражнений с тяжёлым весом – для работы на низкоомную нагрузку с большими токами. Но даже так спектры далеки от «расчёсок», которые часто приходится видеть у усилителей попроще.



Мощностные пределы усилителя зависят исключительно от режима работы блока питания (Hi Current или Hi Power). А вот уровень искажений на малых и средних уровнях сигнала – от режима выходных каскадов, высокие токи покоя ожидаемо дают уменьшение КГИ. Попутно замечу, что в любом из четырёх режимов коэффициент усиления оконечника абсолютно одинаков.



В режиме Hi Power снять характеристику при работе на 2 Ом не вышло – банально не хватило запаса лабораторного блока питания (на минуточку, ни разу не хилый Audison Symbatt 100). Мощности-то посмотрите какие лютые. И это при том, что я нагружал только один канал из двух (нагружать оба смысла нет: блоки питания у них всё равно раздельные).

Режим Hi Current / Low Bias (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 222 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 269 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 418 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 503 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%


Режим Hi Current / High Bias (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 221 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 269 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 415 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 499 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%


Режим Hi Power / Low Bias (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 455 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 535 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%


Режим Hi Power / High Bias (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 454 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 533 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%


Имея АВ-класс с такими мощностями, готовьтесь к серьёзной организации питания. В самом «скромном» режиме Hi Current на 4-омную нагрузку он может кушать до 80 Ампер, а в режиме Hi Power на 2-омную нагрузку кратковременные максимумы могут переваливать за 200 Ампер. Да и в отсутствии сигнала токи тоже приличные, при измерениях специально держал этот вопрос на контроле:
  • Режим Hi Current / Low Bias – 4,1-4,2 А
  • Режим Hi Current / High Bias – 6,2-6,4 А
  • Режим Hi Power / Low Bias – 5,2-5,4 А
  • Режим Hi Power / High Bias – 9,2-10,1 А


Слушал. Ещё слушал. Много думал



С HV venti я убедился в том, что подозревал давно – настоящая макродинамика может быть только в усилителях с хорошим питанием. Ну неоткуда ей взяться, если выходные каскады питаются напряжением в самом лучшем случае 30-35 Вольт в плече (я недаром при описании особо отмечал про 150 Вольт в каскадах предварительного усиления). В этом смысле со своим ломовым блоком питания Audison ближе к правильному домашнему High End, нежели к автомобильному аудио.

И относительно «домашки», кстати, даже его цена уже не выглядит такой пугающей, хотя это, на минуточку, 874 тысячи рублей на момент теста (и не спрашивайте, как рука не дрогнула винты в нём крутить и загонять его в предельные режимы).

Не думаю, что нужно в деталях описывать ощущения от прослушивания. Скажу лишь, что пока это лучший усилитель, который бывал в моём тракте. Какое-то нереальное сочетание естественности музыкальной подачи, высокого разрешения и ничем не сдерживаемой макродинамики. Кажется, что HV venti может абсолютно всё. Хочется слушать, слушать и слушать.

Но при этом важно тщательно подобрать и остальные компоненты тракта, иначе легко переступить черту, когда сверхдетализация может стать утомительной. Это не значит, что нужны «тугие» динамики и «мыльные» кабели: они, напротив, сведут все достоинства HV venti к нулю. Просто, на мой взгляд, предпочтение лучше отдать компонентам высокого класса, но с нейтральным характером.

В этом смысле, если подумать и вспомнить предыдущие тесты, становится понятна идеология разработчиков Elettromedia – характеры акустики Audison Thesis и процессора Audison bit One HD Virtuoso просто идеально вписываются в эту концепцию. Что лишний раз подтверждает – звучат не компоненты, звучит вся система.

  • Продуманная в мелочах конструкция, ручная сборка
  • Применение бескомпромиссных схемных решений
  • Редчайшее сочетание энергетики, детальности и естественности звучания

  • После HV venti сложно оценивать более доступные усилители




Этот тест – дань уважения недавно ушедшему от нас Эмидио Ваньони (Emidio Vagnoni) – одному из трёх основателей концерна Elettromedia и бренда Audison в частности. Человеку, который видел аудиоиндустрию в первую очередь как искусство и, безусловно, внёс в неё огромный вклад.




Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus