Цивилизация SQ
Тест акустических систем Kicx Sound Civilization QD 6.2 и СЧ динамиков Kicx Sound Civilization QM 70.3

Бренд Kicx – один из долгожителей рынка car audio, уже в начале 2000-х годов он имел немалую популярность на рынке «народного SQ». Сегодня это имя у большинства ассоциируется с компонентами для громких систем, но про корни тоже никто не собирается забывать – серия Sound Civilization продолжает славные традиции прошлого. Только, понятное дело, на новом технологическом уровне.

Инсайдерские «сигнальные дымы» намекают, что в ближайшее время ожидается несколько интересных новинок от Kicx именно в направлении SQ. Первыми вышли акустические системы, и в лаборатории оказался весьма интересный комплект – двухполоска Kicx Sound Civilization QD 6.2 и среднечастотники Kicx Sound Civilization QM 70.3.



Эта акустика ориентирована на процессорные системы, так что пассивных кроссоверов в комплекте нет. По этой причине уделил внимание не только особенностям самих компонентов, но и настройке. Итак, поехали.

Первое знакомство, конструкция



Первое внимание привлекают диффузоры – они с матовым демпфирующим покрытием и навскидку немного напоминают диффузоры одного известного европейского бренда.



Однако тыльная сторона выдаёт совершенно иную сущность материалов. Здесь использован хитрый целлюлозный композит со стекловолоконным (так говорит описание) наполнением.



Как позже показали измерения и прослушивание, применение сложной волокнистой фактуры и демпфирующего слоя оказалось удачным: диффузор хорошо задемпфирован, резонансы в конусе гасятся эффективно. Как результат – никаких неестественных окрасов в звучании, вызванных механическими напряжениями в самих конусах.



Динамики собраны на литых корзинах, качество сборки весьма достойное. Медный оттенок отдельных элементов, конечно, на работу не влияет, но «эскьюшного» антуражу добавляет. Для тех, кто выбирает глазами, а не ушами, тоже небольшой плюс.



Размер звуковой катушки – 1 дюйм. Высота магнитного зазора – 5 мм (измерено по высоте верхней шайбы магнитопровода), линейный ход без выхода из катушки из зазора – 2,5 мм (тоже подсмотрено в описании). Такая геометрия обещает вполне достаточный контроль динамика усилителем, что позже подтвердилось и прослушиванием – разборчивость баса хорошая, при должной установке и настройке никакого подгуживания при повышении громкости.



Среднечастотники Kicx QM 70.3 с лицевой стороны выглядят уменьшенными копиями мидбасовых динамиков.



Однако по своему построению, понятное дело, они совершенно иные. Во-первых, здесь использованы уже неодимовые моторы.



Во-вторых, диффузоры хоть и имеют покрытие как у НЧ/СЧ динамиков, сами по себе плетёные – это хорошо видно с их тыльной стороны.



Номинальный размер – 3-дйюма. Диаметр по средней линии подвеса – около 6,2 см, внешние размеры фланца – 8,8 см. Монтажная глубина – 3,5 см. Звуковая катушка – 20 мм.



Твитеры выполнены в аккуратных алюминиевых корпусах и имеют тканевые 25-мм купола. Сетки несъёмные.



Внешний диаметр фланцев – 5,7 см, диаметр посадочного отверстия – 4,5 см.



Ну и пару слов про грили. В комплекте двухполоски QD 6.2 они идут с традиционными пластиковыми кольцами и качественной крупноячеистой металлической сеткой. А к среднечастотникам QM 70.3 приложены более серьёзные – с металлическими накладными кольцами внешним диаметром ровно 9 см. Логотипов на сетках нет, судя по всему, чтобы пользователь не страдал «брендовщиной» и не отвлекался от звучания. Разумное решение.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



На официальном сайте указаны подробные списки параметров, так что сравнить есть с чем. Фактические параметры хорошо совпали с заявкой, разве что резонанс у НЧ/СЧ динамиков оказался чуть ниже, да подвижка у СЧ динамиков чуть легче, но оно так даже лучше. Остальное – мелочи в пределах нормального разброса. Зачёт.



Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамиков Kicx Sound Civilization QD 6.2:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц / 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,4 л / 11,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,98 / 4,99
  • Qes (электрическая добротность) – 0,85 / 0,81
  • Qts (полная добротность) – 0,73 / 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г / 17 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м / 5,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90 дБ* / 86,2 дБ


Заявленные/фактические параметры СЧ динамиков Kicx Sound Civilization QM 70.2:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 102 Гц / 105 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л / 0,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,82 / 3,73
  • Qes (электрическая добротность) – 1,57 / 1,42
  • Qts (полная добротность) – 1,04 / 1,03
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,1 г / 3,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,6 Тл м / 2,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,0 дБ* / 81,2 дБ


* - условия измерения чувствительности не указаны

С мидбасовыми динамиками всё понятно – их в двери и никак иначе. Среднечастотники тоже не любят «зажиматься» в тесные объёмы, и это нужно учитывать при выборе способа их установки.

Невысокая резонансная частота и практически хрестоматийная баттервортовская добротность Qts=0,7 обещают неплохую отдачу внизу. Это и на слух чувствуется, и измерения АЧХ наглядно показывают.



Цена уверенной отдачи внизу – чуть повышенные искажения в этой области, но это физика работы практически любых динамиков. Например, у низкодобротных обычно наоборот – искажений на НЧ меньше, но ценой отдачи. Так что здесь, можно сказать, разумный компромисс – искажения хоть и подрастают, но критичных значений достигают только на частотах, где уже давно должен работать сабвуфер.



Фазовая линейность приемлемая, без резких ступенек и перепадов. Лёгкая неравномерность около 1 кГц (отразившаяся и на АЧХ) – это с большой вероятностью остаток какого-то резонанса в подвесах. Неплохо, впрочем, задемпфирвоанного и особой погоды не делающего.



Среднечастотники построены по похожей концепции – повышенная добротность позволила расширить частотный диапазон вниз, при этом лёгкая потеря контроля на НЧ уже не страшна: динамику на этих частотах работать всё равно не приходится.



Если посмотреть на характер искажений, то за нижнюю рабочую границу можно принять 200 Гц, хотя размер 3 дюйма предполагает всё же более высокую частоту раздела с НЧ. В общем, можно считать, что динамики имеют некоторый запас по настройке.



За верхнюю границу диапазона я бы принял 3-4 кГц, выше динамику работается уже не так «уютно». В принципе, как раз получается оптимальная для большинства систем частота стыка с твитерами.



Собственная АЧХ твитеров обошлась без резких неравномерностей, так что с настройкой проблем быть не должно.



При снижении частоты рост искажений начинается где-то от отметки 2-3 кГц, так что в двухполоске стыковка с СЧ полосой выглядит разумной в районе 4 кГц, а в трёхполоске ФВЧ твитеров логичнее настраивать чуть выше, в районе 4-5 кГц (при крутизне 12 дБ/октава).



Выше этой отметки твитерам работается легко, мягкий купол почти не ломает. В общем, пока все особенности динамиков складываются в одну вполне приличную картинку.



И да, отмечу один важный момент. Твитеры довольно чувствительные и заметно громче мидбасовых и среднечастотных динамиков. Эта информация может пригодиться не только при настройке, но и при подборе компонентов системы.

Проба в деле и выводы



Для оценки звучания собрал поканальную систему с процессором Resolut T-DSP и несколькими усилителями (среди которых пока ещё находящийся в лаборатории после недавнего теста Audison HV venti). Поигрался с настройками, но эти эксперименты только подтвердили предварительные выводы, сделанные при измерениях.

Нижняя середина и бас звучат полновесно, собранно. В фактуре баса есть небольшой «жирок», но ровно столько, чтобы звучание приобрело «вкусность», не потеряв в разборчивости. Динамики, понятное дело, не пытаются лезть в инфраниз, но ограничений по выбору саба не ставят, при должном умении стык с сабвуферным звеном можно настроить без особых проблем.

Басовитость не пошла в ущерб возможностям на СЧ, так что двухполосная система собирается и настраивается легко. Есть даже некоторая свобода – можно подвигать частоты ФНЧ и ФВЧ и поиграться с их крутизной, динамики не имеют в этом диапазоне совсем уж откровенных артефактов, которые пришлось бы нивелировать настройками.

Впрочем, добавление в систему СЧ звена тоже не лишено смысла. Переход на трёхполоску даёт больше компоновочных преимуществ и ощутимый прирост детальности в СЧ диапазоне. При этом места для СЧ динамиков лучше выбирать так, чтобы они не оказались зажатыми в тесные объёмы – будет лучше, если позади них будет достаточно свободного пространства.

Верха воспринимаются как-то живо, естественно, без жёсткости. При этом послезвучия не теряются, «воздух» вокруг инструментов присутствует. Твитеры вообще интересные – сочетают в себе «шёлковую» комфортность и лёгкость звучания. При этом, на удивление, свой характер не выпячивают, но хорошо показывают возможности источника и усилителя.

В общем, напрашивается закономерный вывод. Сами по себе динамики не играют – многое будет зависеть от качества их установки и выбора остальных компонентов системы, так что их желательно выбрать соответствующего уровня. Если подойти к этому ответственно и уделить должное внимание настройке, результат окажется весьма приятным.

  • Заманчивое соотношение цена/результат
  • Хорошо выглядят, качественно собраны
  • Фактические параметры хорошо повторили заявленные
  • Можно построить как 2-полосную систему, так и 3-полоску
  • Сбалансированное звучание (при должной настройке)

  • Невысокая чувствительность СЧ динамиков



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus