Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

На упаковке этой акустики красуется гордое Made in England, хотя есть в этой надписи некоторое лукавство. Нет-нет, она сделана совсем не там, где нынче делается всё остальное (ну вы меня поняли). Динамики действительно изготовлены для английской компании Midbass Distribution (владелец бренда Vibe) сторонним разработчиком, только находится он в Италии, и зовут его Франческо Ричичи (Francesco Richichi).

Акустика недешёвая, в Россию пока попало всего лишь несколько комплектов, один из которых оказался у меня в лаборатории. Точно цену не скажу, не располагаю такой информацией, но трёхполоска тянет на шестизначную сумму в рублях.



Компоненты продаются раздельно, т. е. можно состыковать их как в 3-полосную, так и в 2-полосную систему. Динамики собираются Франческо вручную, каждая пара имеет свой номер.



Динамики подбираются друг к другу по параметрам, к каждому комплекту идёт собственный лист с индивидуальными результатами измерений. Серьёзный подход, ничего не скажешь.



Первое знакомство, конструкция



Начну с мидбасовых динамиков. Выглядят брутально, достаточно тяжёлые. Углеволоконные диффузоры, литые корзины, крупные моторы.





Диффузоры выглядят лёгкими (и измерения это потом подтвердили, Mms меньше 12 грамм, что по нынешним меркам меньше среднестатистического для 6,5-дюймового калибра).



Большой осевой канал закрыт пористой вставкой, выполняющей функцию акустической нагрузки и демпфирующей движение воздуха.



Определить геометрию звуковой катушки достоверно не представляется возможным – верхняя шайба магнитопровода скрыта нижним фланцем могучей литой корзины. Но по косвенным признакам можно предположить, что соотношение рабочих витков катушки к длине намотки здесь высокое, а это обещает хороший контроль движения диффузора.



Среднечастотники тут довольно интересные и необычные – размером всего 2 дюйма. Их внешний диаметр – всего 6 см. Монтажная глубина – 3,7 см. Сначала было предположение, что они могут работать как широкополосники, однако это не подтвердилось: вверх забираются хорошо, но твитеры собой не заменят. Зато внизу чувствуют себя неожиданно уверенно для своего калибра.



Конусы диффузоров выполнены из целлюлозного композита, а колпачки – как и у НЧ/СЧ динамиков – углеволоконные.



Магнитные системы построены на неодимовых магнитах. Здесь тоже есть крупный осевой канал, закрытый пористым вкладышем – акустическая нагрузка.



Твитеры имеют точно такой же внешний диаметр, что и среднечастотники – 6 см. Мягкие тканевые купола слегка утоплены, их обрамление образует собой подобие короткого рупора. Так обычно делают для корректировки отдачи на самом верху и получения нужной диаграммы направленности. Потом при измерениях, кстати, обращу на это внимание.



А вот с тыльной стороны – сюрприз. У твитеров открытое акустическое оформление, так что в один объём к среднечастотникам их не поставишь, нужно в отдельные. И да, подкупольное пространство здесь тоже сообщается с «окружающим миром» через акустическую нагрузку.



Грилей к мидбасовым динамикам в комплекте нет, зато к «серединкам» и твитерам идут изящные металлические кольца с защитными дугами. К слову, абсолютно одинаковые (внешний диаметр – 6,4 см), так что инсталл СЧ/ВЧ звена можно сделать одновременно компактным и красивым.



Измерение электромеханических параметров динамиков



Хоть на каждый экземпляр динамика и даны параметры, от собственных измерений решил не отказываться. Разбросы в парах небольшие, так что привожу усреднённые значения, копаться в мелочах нет необходимости.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,61
  • Qes (электрическая добротность) – 0,36
  • Qts (полная добротность) – 0,35
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,8 дБ


Измеренные параметры СЧ динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 132 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,95
  • Qes (электрическая добротность) – 0,85
  • Qts (полная добротность) – 0,73
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 79,4 дБ


Мидбасовые динамики. Непривычно сильные моторы, мягкие подвесы, лёгкие подвижки и очень высокая чувствительность.

Среднечастотники. Неожиданно низкая резонансная частота для 2-дюймового калибра. Масса подвижки явно не как у широкополосников, а, скорее, как у нормального 3-дюймового среднечастотника. Полная добротность Qts обещает расширение рабочего частотного диапазона вниз чуть ли не до Fs. Но этот момент ещё требует изучения, так что торопиться с выводами рано.

Твитеры. Много ли вы видели твитеров с основным резонансом в 350 Гц? Я что-то навскидку и не припомню таких среди автомобильных моделей (да и в домашке такое не на каждом углу встречается). Впрочем, совсем лёгкие следы резонанса просматриваются ещё и на 2 кГц.

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9



За счёт непривычно сильного мотора и, соответственно, низкого значения электрической добротности получается пологий спад АЧХ при понижении частоты. Это и хорошо и плохо одновременно – смотря как будут использоваться динамики.



Например, для двухполоски это не очень хорошо, потому что получается эффект «lack of bass», т. е. когда бас по своей структуре хорош, но его хочется добавить. А вот в трёхполоске такой пологий спад легко нивелируется настройками стыка с СЧ звеном, зато точность баса выходит на первые планы – ни грамма гудения, отличная импульсная характеристика и очень чёткий, правильный панч.

В принципе, это и график искажений наглядно показывает. Обратите внимание, с понижением частоты искажения не растут, как у обычных динамиков с привычным «автомобильным» Qts около 0,7. Т. е. динамик отлично контролируется усилителем и не уходит «в разнос» на своей резонансной частоте.



Выше по частоте всё тоже выглядит прилично. В подвесах никаких резонансов, диффузоры хоть тонкие и лёгкие, но задемпфированы хорошо и их поршневого режима работы переходят в модальный ровно, без крикливых истерик и всплесков АЧХ. Фазовая характеристика ровная примерно до 4 кГц, а выше просто начинают сказываться физические размеры динамиков.



Анализ работы СЧ динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9



Серединки построены чуть иначе, но концептуально они тоже очень интересны. Посмотрите, АЧХ уверенно стартует примерно с 200 Гц (и это при калибре 2 дюйма!) и идёт вверх, не шелохнувшись, примерно до 4 кГц.



Впрочем, я бы не стал говорить, что они могут нормально работать от 200 Гц. Во-первых, как ни крути, а это 2 дюйма, загонять их почти что в верхний бас неправильно. Во-вторых, у них не такой могучий мотор, так что при понижении частоты начинается рост искажений. Если судить по этой характеристике, то за самую нижнюю границу их диапазона я бы принял 300-400 Гц, ниже при любом раскладе неразумно.



Вверх динамики, в принципе, забираются неплохо, но это далеко не широкополосники. Стык с твитерами логично делать не выше 4-5 кГц – именно до этой частоты динамики работают с правильной, линейной фазовой характеристикой.



Анализ работы твитеров Vibe CVEN1SQT-V9



Собственную АЧХ твитеров можно назвать «правильной шёлковой» – купола не начинают играть волнами на отдельных частотах, всё ровно, предсказуемо, контролируемо. А ещё обратите внимание – при развороте характер АЧХ практически не меняется (вот вам и форма фланца, обрамляющего купол). Это даёт свободу в инсталляции – не обязательно тонко ловить направление твитеров, чтобы получить нужный характер ВЧ, небольшие углы разворота вполне допустимы.



При понижении частоты искажения растут плавно. Однако нужно помнить, что у твитеров открытое оформление, так что, несмотря на формально низкую резонансную частоту, сильно опускать настройку ФВЧ не следует. Да это на самом деле и не нужно – оптимальный стык со среднечастотниками как раз получается в районе 4-5 кГц, а до этой отметки твитеры работают нормально.



Ровная фазовая характеристика – лишнее подтверждение корректности поведения куполов. При возникновении в них резонансов на графике появились бы ступеньки и резкие перепады. Здесь же всё ровненько.



А что по звуку?



Оценивать звучание, имея лишь отдельные компоненты, нужно крайне взвешенно, ведь в готовой системе 80% характера звука (или даже больше) определяется настройками. Однако кое-какие характерные моменты подметить всё же можно.

Мидбасовые динамики. Офигенно точное и панчёвое звучание. В процессорную двухполоску я их вряд ли бы рекомендовал из-за эффекта «lack of bass», но в трёхполоске – это просто бомба. При повышении громкости динамики нисколько не зажимаются, не начинают вянуть и гудеть, звучание сохраняет остроту и чёткость мидбасового диапазона. Вот всё же как ни крути, а упругий и разборчивый мидбас – основа эмоциональности звучания.

Среднечастотные динамики. Когнитивный диссонанс – вроде бы 2-дюймовые малыши, а нижнюю середину выдают как какие-нибудь 3-дюймовые или даже 4-дйюмовые динамики. Это не значит, что их нужно заставлять работать так низко, но свободу в настройке стыка с мидбасовым звеном дают большую. Сверху – да, действительно, твитеры им нужны, это не широкополосники. При установке желательно предусмотреть им достаточный объём с тыльной стороны: в тесных корпусах (пробовал 150-200 мл) немного зажимается динамика звучания. При установке в тестовые 2-литровые боксы звучание раскрывалось как-то полнее.

Твитеры. Хорошие, правильные, шёлковые. Звучат красиво и детально, ни капли жёсткости и вообще какого-либо окраса. Без искусственного «воздуха» в виде захода ультразвук, но в информативном диапазоне подача очень лёгкая, с отличной микродинамикой.

Коротко по делу



Похожий подход к конструированию топовой акустики я встречал ещё у одного бренда – немецкого, но тоже с ярко выраженными итальянскими корнями (кто не понял, речь об RS Audio, там динамики делает Роберто Скалабрино). У Франческо похожая концепция – точный и поджаро-мускулистый мидбасовый диапазон, ровная серединка и лёгкие, но естественные по своей подаче верха. И не важно, что сам бренд Vibe английский, и на коробках написано Made in England – итальянский стиль авторской акустики (а в данном случае это именно авторская акустика) всё же выдаёт её настоящее происхождение.

  • Серьёзная конструкция, качественная сборка
  • Необычно компактные СЧ динамики
  • Эмоциональный, панчёвый мидбасовый диапазон
  • Деликатные и детальные верха с нейтральным характером

  • Маленькие терминалы подключения кабелей



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus