Слушайте музыку, а не звуки
Как проводился Кубок CARMUS в рамках соревнований SQC Club Russia в Самаре

14 августа в Самаре прошли соревнования SQC Club Russia, и этот этап Чемпионата стал для меня в каком-то смысле знаковым. Впервые в рамках этого этапа удалось провести Кубок CARMUS, используя немного непривычную методику оценки аудиосистем.

По этому поводу было задано много вопросов, так что я обещал рассказать о методике подробнее, а заодно и поделиться подборкой треков, которая для этого использовалась. В общем, выполняю обещание.

Что мы слушаем, когда включаем аудиосистему?



Есть такое замечательное слово – симулякр. Не вдаваясь в глубины философии (а оно пришло именно оттуда), это копия чего-то несуществующего. В среде аудиофилов то и дело встречаются высказывания, что нужно получить предельно натуральное звучание, приблизиться к оригиналу, чтобы скрипочки звучали скрипочками, саксофон – саксофоном, а бас-бочку ударной установки можно было чуть ли не потрогать рукой.

Но вот в чём дело, совершенно непонятно, что в данном случае считать «оригиналом»? Через аудиосистему мы принципиально не можем услышать «живое» исполнение. Мы слышим работу звукорежиссёра, который всё это записал и свёл запись, мы слышим результат мастеринга… Иными словами, звучание любой аудиосистемы – это… да-да, он самый, симулякр.

Так что как бы аудиофилы ни стремились к натуральности и «правильности» (пожалуй, возьму это слово в кавычки), у звукорежиссёров, как и у всей звукозаписывающей индустрии, на этот счёт своё мнение. А уж если речь об электронной музыке, то там и вообще тушите свет – что считать правильным, а что неправильным? Так что же слушать, чтобы оценить потенциал аудиосистемы?

Непривычный подход – оценка не столько самих треков, сколько разницы между треками



А что, если не раскладывать звучание на отдельные критерии? Нет, описывать звучание в любом случае приходится словами «динамичность», «тональный баланс», «звуковая сцена» и т. п. Но как понять, что система передаёт то, что нам хотели сказать музыканты и звукорежиссёры?

Вот тут и напрашивается закономерный ответ – а что, если слушать треки, сделанные с разными подходами к записи, сведению и мастерингу и оценивать, насколько аудиосистема передаёт именно саму эту разницу. По опыту, многие хорошие системы могут звучать приятно, детально, комфортно, но сводить звучание «к общему знаменателю», а это значит, что они неспособны передать замысел звукорежиссуры.

Если же в такой разношёрстной подборке начало каждого нового трека на контрасте с предыдущим как переключателем погружает нас в новую атмосферу, заставляя слушать именно музыку, а не звуки, если мы каждый раз слышим и ощущаем индивидуальность манеры звукозаписи, и от трека к треку эта разница ощущается чётко и легко – это и есть признак по настоящему классной аудиосистемы.

Как сформировалась подборка треков?



Во-первых, каждый трек этой подборки знаком мне очень хорошо – прослушан при оценке множества компонентов с разными характерами звучания и общим звуковым потенциалом. Оценивать системы на знакомом материале – логично.

Во-вторых, в подборке присутствуют треки разных жанров – тут и инструментал, и вокал, и популярная музыка, и рок, и электроника… Как ни крути, а пишутся они по-разному. Зацикливаться при тестировании аппаратуры на одном-двух жанрах – большая ошибка.

В-третьих, треки расставлены так, чтобы рядом оказались композиции близкие по жанру, но с разной манерой записи. Это лучше показывает потенциал системы, чем разножанровая «солянка» в разнобой, когда разница была бы очевидна даже на средненькой системе.

  • 001 Gordon Goodwin's Big Phat Band - Sing Sang Sung
  • 002 Delvon Lamarr Organ Trio - Hole In One
  • 003 Hiromi Sano - Cape Erimo
  • 004 Jan Harbeck Quartet - Too Darn Hot
  • 005 The Bassface Swing Trio - Oh lady be good
  • 006 Thomas Bergersen - Norwegian Pirate
  • 007 Michael Jackson - Bad (from album Bad 25 3CD Box Set)
  • 008 Ieoka - Simply Falling
  • 009 Liu Gang - On the Waterfront (Japan Sampler Hi-Fi Music)
  • 010 Cheryl Wheeler - Frequently Wrong But Never In Doubt
  • 011 Metallica - The Unforgiven III (resample from official Hi-Res version)
  • 012 White Buffalo and The Forest Rangers with Katey Sagal - House Of The Rising Sun
  • 013 Deep Purple - Hip Boots (Rehearsal, Ian Paice's Recording)
  • 014 Deep Purple - All The Time In The World
  • 015 Nirvana - Come As You Are
  • 016 Manowar - Metal Daze
  • 017 Disturbed - Living After Midnight
  • 018 Neal Black - Yesterday S Promises Tomorrow
  • 019 Awolnation - Sail
  • 020 Malia & Boris Blank - Magnetic Lies
  • 021 Under This - Funqualize
  • 022 Maor Levi - Halcyon


Итак, скачивайте, слушайте. Чтобы соблюсти все формальности, стандартная фраза – «в целях ознакомления». Если этот способ оценки аудиосистемы вам зайдёт, буду только рад, пользуйтесь на здоровье.

Треки в формате WAV (полные)
Треки в формате FLAC (полные)
Треки в формате WAV (сокращённые для записи на CD)




PS. Оценивалась ли звуковая сцена?



Не знаю почему, но вопрос про сцену был задан мне не один раз, поэтому отвечу на него отдельно. Сцена – действительно один из критериев качества звучания, поскольку расстановка звуковых образов в пространстве – тоже часть замысла звукорежиссёра. Просто в данном случае её не было необходимости выделять отдельно. Потому что если система сведена правильно и имеет фазовую линейность, сцена выстраивается сама собой.

Поясню. Что такое линейная фаза? Говоря простым языком, это когда не происходит «набегов» или «отставаний» одних частотных составляющих относительно других. Причин может быть множество: неудачное согласование полос, переотражения, какие-то резонансные явления в динамиках или их оформлении... Если же справиться с этими проблемами и добиться в первую очередь фазовой линейности, многополосная стереосистема с точки прослушивания начинает работать так же, как два точечных широкополосных излучателя – правый и левый. Да, для нашего слуха это возможно.

Как только что-то разъехалось, звучание автоматически начинает «разваливаться» – отдельные звуки прилипать к динамикам, расслаиваться на «этажи», начинает теряться фокусировка. О нормальной тоналке при этом, разумеется, тоже речи уже не идёт. Всё взаимосвязано, абсолютно всё, это физика, и раз уж оценивается звучание целиком, выдёргивать отдельный критерий конкретно в данном случае не было никакой нужды. Как говорится, всё включено.

Правильная звуковая сцена – не самоцель, это естественное и закономерное следствие правильно установленной и настроенной системы.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus