Мелодии Грига
Тест 1-канальных широкополосных High End усилителей E.O.S. AE-100 mini Grieg

Пять лет назад, в 2016 году, мне довелось изучить первые образцы этих крайне интересных усилителей, выполненных по принципу «один канал – один корпус». Это широкополосные моноблоки, нацеленные на серьёзные системы – сделаны по всем канонам High End, на аудиофильских комплектующих, да и в целом проработаны очень тщательно. В общем, посмотреть есть на что, да и послушать тоже.

По заведённой традиции верхние модели усилителей E.O.S. получают не просто индексы, а имена собственные. Вспомнить хотя бы ламповые Mozart или Verdi. Модель E.O.S. AE-100 mini тоже не стала её нарушать и была названа в честь ещё одного композитора – Эдварда Грига.

Кстати, чуть позже, когда уже слушал систему с этим усилителем, сама собой пришла мысль, что музыка Грига действительно хорошо отражает концепцию и идеологию этой модели. Его творчество обычно относят к музыкальному романтизму – музыка мелодична, богата, мотивы легко узнаваемы. Фанаты Моргенштерна могут не напрягаться, но кто в теме, думаю, оценят.



Но вернусь к тестируемым. Сразу для понимания – на момент написания этого отчёта цена E.O.S. AE-100 mini Grieg составляет 20000 рублей (по данным официального интернет-магазина eosmusic). Для корректности теста у меня в руках оказались два таких усилителя, ведь они одноканальные.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Дизайн корпусов минималистский, но они не лишены изящества: лёгкий изгиб верхней поверхности – и усилитель уже выглядит совсем иначе. По бокам сделаны окна, правда принудительной вентиляции тут нет. Корпуса довольно увесистые.



Из оснащения – только ФВЧ, но отключаемый – нажатием кнопки усилители превращаются в чистые «оконечники».



Совсем уж компактными их я не назову: без клемм габариты каждого моноблока составляют 245 х 150 х 45 мм. Однако внутри всё скомпоновано достаточно плотно.



Транзисторы блока питания и выходных каскадов разнесены по противоположным сторонам корпуса. Корпус нагревается равномерно. Во время работы тёплый, но умеренно – одному каналу усиления площади рассеивания хватает сполна.



Приличная часть внутреннего пространства занята «Ничиконами» вторички блока питания. Их суммарную ёмкость насчитал по 7000 мкФ в каждом плече. Плюс на плате замечены несколько «шустреньких» Nichicon Muse KZ.



Выходные каскады построены на полевых IRFP9140N и IRFP140N. Они расположены с нижней стороны платы и поджаты через неё винтами к корпусу.



Защита акустики реализована радикально – через реле. При включении срабатывает через полторы-две секунды после подачи сигнала Remote, так что никаких щелчков и переходных процессов до акустики не доходит.



Во входных цепях «аудиофильский феншуй»: переменные потенциометры – ALPS, конденсаторы – от «обычных» Mundorf MCap Classic до более продвинутого Mundorf MCap ZN Classic с фольгой с оловянным покрытием. Ну и плёночные «семечки» Wima и Siemens по плате раскиданы – тоже не первые попавшиеся, знаете ли.



Единственный операционник, замеченный в тракте, – LME49710. Но он выбывает из работы, как только нажимаешь кнопку обхода фильтра.



Определённо, начинка порадует даже тех, для кого статус определяется исключительно брендами комплектующих. Ну а тем, кто «тестированием по фотографиям» не занимается, велкам к результатам инструментальных измерений и прослушивания.

Измерение параметров и характеристик E.O.S. AE-100 mini Grieg



Сразу разберусь с фильтром, чтобы потом отключить его и продолжить с усилительной частью. Тут, в принципе, подвоха и не ожидалось: заявлено от 40 до 240 Гц – получите, распишитесь.



Теперь к усилительной части, и для начала небольшой «тизер» на будущее. В последнее время начал смотреть не только спектры, но и реакцию усилителей на сложные сигналы и сложную нагрузку. Пока графиков не привожу, хочется получше отработать методику, но про E.O.S. могу сказать одно – он работает весьма стабильно, и даже нагрузка ёмкостного характера не заставляет его «выходить из себя». Такое поведение встречается нечасто, так что снова зачёт.

А пока возвращаюсь к привычным измерениям. Подаю на вход 1 кГц и смотрю, что на выходе. На малом уровне сигнала едва прослеживается вторая гармоника, да и то с таким уровнем, что её, можно сказать, и нет. На более высоком уровне сигнала гармоники появляются, но их характер спокойный, убывают быстро.



И да, обратите внимание на фоновый шум – где-то вообще на уровне чувствительности измерительного комплекса. Это большая редкость даже для усилителей высокого уровня, не говоря уж о моделях попроще.

Тест на интермодуляционные искажения тоже оказался неожиданным. Если при подаче однотональных сигналов (с одной частотой) справляются многие усилители, то двухтональные сигналы обычно дают на выходе такой частокол гармоник… А что же E.O.S? А ничего – чистота и порядок. Ну разве что на ВЧ немного лишнего появляется, но и то некритично. В общем, круто.



Распределение гармоник по спектру почти что ожидаемое: на НЧ – традиционно чуть подрастают, на СЧ - самые низкие, на ВЧ – снова чуть повыше, но ещё в пределах разумного.



С фазой выходного сигнала E.O.S. обращается бережно. Иные усилители на ВЧ её так закручивают, что аж страшно за звук становится. Здесь же хорошая линейность по всему диапазону с обычным лёгким и, что важно, плавным загибом наверху.



Как и предполагал, «Григ» работает с повышенными токами покоя в выходном каскаде. Сужу, правда, косвенно: общий ток потребления прогретого усилителя в отсутствие сигнала – 0,9-1,0 Ампер, а это выше, чем приходится на один канал в обычных усилителях.

Иными словами, на малом сигнале E.O.S. работает в режиме А и лишь с повышением его уровня переходит в режим АВ. Обратите внимание на график ниже – на малых мощностях искажения не растут, как это бывает у обычных усилителей класса АВ (на самом деле большинство вообще загоняются в класс В, но это, как говорит один телеведущий, совсем другая история).



Мощностной потенциал вполне соответствует заявке: ограничение сигнала наступает даже немного выше обещанных 95/175 Вт на 4/2 Ом, соответственно.

Мощностные параметры E.O.S. AE-100 mini Grieg (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 96 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 119 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 183 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 215 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%

  • Максимальное токопотребление, работа на 4 Ом – до 15 Ампер
  • Максимальное токопотребление, работа на 2 Ом – до 25 Ампер


А что по звуку?



Тот самый случай, когда о характере звука говорить сложно: когда я слушал эти усилители в своём знакомом и изученном тракте, то особенности остальных компонентов выделял лучше, чем особенности усилительного звена.

Однако после прогрева усилителя в течение пары дней (а звучание, кстати, после первых 25-30 часов работы изменилось довольно заметно, стало более прозрачным и каким-то открытым что ли) характерные черты и общая концепция начали вырисовываться достаточно чётко.

Заодно к слову – никакой мистики и изотерики в прогреве нет, это время необходимо для «формирования» электролитических конденсаторов и стабилизации полупроводников. Так что не пренебрегайте этой процедурой, в особенности для усилителей высокого класса.

Впечатления от прослушивания. Концепция усилителя



Поначалу звучание «Грига» показалось немного необычным. В последнее время многие стараются сделать звук «поострее», чтобы добавить, усилить ощущение динамики и скорострельности (порой ложное, но это уже другой вопрос). Такой подход понятен – часто в системах используются не самые лучшие источники вплоть до штаток, нередко стоит «тугая» акустика с «мутными» ВЧ. Острота таких усилителей как бы компенсирует всё это, и в результате всё это хоть как-то начинает звучать.

E.O.S. изначально другой. Он явно рассчитан на остальные компоненты соответствующего уровня – от источника до акустики. Поэтому он не старается украсить звук, он просто звучит так, как нужно – деликатно, даже немного мягко, не внося отсебятины. Но при этом, что интересно, в какой-то момент ловил себя на мысли, что никакие детали не теряются, всё что нужно на месте, звук не зажимается.

В этом смысле один из показательных примеров – трек Cannon in D Minor от мастеров «эпики» Two Steps From Hell. В нём и обилие мелких едва заметных нюансов, и резкие перепады громкости – из-за такого сочетания звук на некоторых фрагментах часто начинает упрощаться и накатывать тяжёлой плоской волной. E.O.S. этого не допускал, но и в остроту тоже не лез. Получалось масштабно, но ровно и уверенно.

Про объём и пространство сцены, кстати, вообще отдельный разговор. В моём тракте звучание полностью отвязывалось от акустических систем и формировалось где-то в пространстве, что удаётся услышать далеко не всегда. Даже крайние звуковые образы не липли к динамикам. Вот это действительно увлекало и заставляло каждый раз подсовывать «Григу» треки посложнее.

Что касается драйвовых жанров вроде современного рока или металла, то тут часто речь идёт о вкусовщине, поэтому многое будет зависеть от подбора остальных компонентов тракта. Скажем, в моём тракте последние альбомы AC/DC прозвучали плотно и насыщенно и не мазались в кашу, хотя кому-то наверняка захочется поострее. Но, опять же, это можно сделать подбором акустики, потому что сам усилитель имеет достаточное разрешение и запас энергетики.

Что касается работы на НЧ и в нижнем СЧ диапазоне, то тут особое внимание обратил на «живые» музыкальные жанры – хорошая проработка фактуры и никакого неестественного рычания или раздувания баса и украшательств на СЧ. Вспоминая результаты измерений, предположу, что это следствие низких интермодуляционных искажений в этой области. Контрабас, нижние ноты фортепиано, основные тона в вокале – очень живая и натуралистичная подача. Сакс на треке Hiromi Sano – Cape Erimo вообще шикарен, буквально дышит (кстати, я включал его в музыкальную подборку для CARMUS Cup).

Несмотря на то, что усилитель ни разу не слабый, совсем уж тяжёлые мидбасовые динамики я бы с ним не сочетал. Нет, не потому, что не осилит, просто при такой живой подаче хочется, чтобы «Григ» полнее раскрыл свои возможности в НЧ/СЧ диапазоне, а с нормальными динамиками со среднестатистической Mms это ему удастся лучше.



Итоги теста. Для каких задач подойдёт лучше всего?



Сначала о приземлённом. Усилители созданы для систем, строящихся по «классическим» принципам инсталляции. Скрытая установка – это не про них. Хотите компактности – берите «процеусь» и не парьтесь. Здесь всё же другой уровень, когда понятие High End применимо безо всякого натяга и требует соответствующего оформления.

Теперь о высоких материях. Из особенностей звучания отмечу деликатный, спокойный характер, но без потери разрешения и микродинамики. Комфортность, отсутствие лишней остроты и украшательств, и при этом неожиданная передача пространства и полная «отвязка» звука от акустики – нечастое сочетание. Если у вас звук с этими усилителями прилипнет к акустике – причина точно не в них.

Всё это заставило вспомнить две простых истины. Первое – звучание системы определяется самым слабым её компонентом. Второе – звучат не компоненты, звучит вся система целиком. Так что обратите внимание на остальные составляющие – подберите достойный источник с достаточным разрешением, нейтральную акустику, не затирающую детали и не вносящую в звук синтетику. И да, не забудьте про кабели, в системах такого уровня они чувствуются тоже очень хорошо, тем более, импеданс линейных входов здесь не самый низкий – смена межблоков хорошо заметна.

В общем, «Григи» дают все шансы получить систему, которая способна на многое. Осталось только реализовать их.

  • Низкие интермодуляционные искажения
  • Низкие искажения на малом уровне сигнала
  • Крайне низкий уровень шумов
  • Стабильность работы на сложную, в т. ч. ёмкостную нагрузку
  • Полностью отключаемый фильтр (режим «оконечника»)
  • Богатый компонентный состав
  • Деликатное, мягкое, но достаточно детальное звучание
  • Хорошая передача объёма «музыкального» пространства

  • При компоновке системы усилителям придётся отвести немало места
  • Не прощает использования в тракте компонентов уровнем ниже


Совет: Прежде чем приступать к оценке звучания и делать выводы, прогрейте усилитель или просто дайте ему поработать в течение хотя бы 25-30 часов. В аудиотехнике подобного уровня разница хорошо заметна.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus