Универсальность как она есть
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JBL Stage Marine 10

У этого сабвуфера есть одна интересная фича, которая заставила обратить на него особое внимание и сделать развёрнутый отчёт – он умеет работать как на открытое, так и на замкнутое пространство, не требуя для этого перестановки в другой корпус. Это крайне редкая способность, обычно приходится выбирать что-то одно.

Так что хоть Stage Marine 10 и принадлежит к «морским» сабвуферам, сфера его использования может оказаться намного шире. Да и вообще, не нужно бояться использовать подобную технику в «сухопутных» инсталляциях, есть удачные примеры, которые подтверждают эту возможность.



У меня в руках оказалась модель с белым грилем Stage Marine 10W, и есть ещё с серым – Stage Marine 10G. Сразу для понимания обозначу ценовой уровень – 10000 рублей на момент теста.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Первое, на что сразу обращаешь внимание – динамик неожиданно лёгкий. Как и большинство «морских», он выполнен на пластиковой корзине. Здесь она цельная – мотор не «подвешивается» к ней снизу, а собирается внутри неё.



С тыльной стороны видны защёлки, которыми гриль зафиксирован на фланце корзины. Но перед сборкой по периметру фланца нанесён клей, так что гриль несъёмный.



Это на самом деле важная особенность – при таком конструктиве гриль выполняет не просто защитно-декоративную функцию, а является элементом жёсткости всей конструкции динамика. Нагрузка ложится не только на корзину, получается эдакая прочная пространственная рама.



Диффузор у Stage Marine полипропиленовый, верхний подвес – бутиловая резина, тут всё более-менее привычно.



Подводящие «косички», как и полагается влагозащищённому динамику, изолированные, места пайки пролиты компаундом. Центрирующая шайба выглядит обычно, но от влажности мотор сохранит, а если на неё совсем польется вода, то что-то мне подсказывает, что есть проблемы посерьёзнее, чем сохранность динамика.



Если присмотреться, на нижней стороне мотора можно увидеть кое-что необычное. Обратите внимание на три отверстия по периметру – в них просматривается пористый материал. Им заполнено пространство между пластиковым кожухом и нижней частью магнитной системы. Судя по всему, в моторе предусмотрена система вентиляционных отверстий, и такое решение позволило избавить от прямого попадания в них влаги.



Ну и раз уж говорим о конструктиве, пару слов о комплектации. В коробке идут винты под шестигранник из нержавейки, уплотнительная лента и «хвост» с разъёмами-лопаточками.



Всё, на этом с внешним изучением закончу, пора смотреть параметры и анализировать работу динамика.

Измерение параметров и характеристик



Во-первых, отмечу хорошее попадание реальных параметров в заявку. Из особенностей: достаточно лёгкая подвижка, средняя жёсткость подвеса и «компромиссная» резонансная частота. Получилась эдакая золотая середина – ещё не инфразвуковой «насос», но и не легковесный мидбасовый динамик. Причём не слишком инертный, отзывчиво откликающийся на подаваемый сигнал. Нормальная такая, правильная «десятка».



Заявленные/фактические параметры JBL Stage Marine 10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 44 Гц / 42 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,6 л / 20,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,68 / 8,87
  • Qes (электрическая добротность) – 0,63 / 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,59 / 0,52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 99 г / 96 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,6 Тл м / 11,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,4 дБ / 86,4 дБ


Как всегда, перед расчётом корпуса – небольшой анализ работы динамика. Искажения в рабочем частотном диапазоне в приемлемых пределах (измерены при ходе диффузора около 10-12 мм peak-to-peak).



С фазой в сабвуферном диапазоне всё хорошо. Чуть выше 500 Гц прослеживается небольшой резонанс в подвесах, но этот диапазон нам уже не особо важен.



Расчёт акустического оформления



Описание даёт такой разброс рекомендаций, что лучше бы просто сказали, мол, ставьте куда хотите: объём корпуса от 56 до 113 литров, причём одинаково для ЗЯ и для ФИ. К слову, при Vas около 20 литров рекомендацию 113 литров можно считать практически равноценной free-air.

Раз уж сабвуфер заявлен как морской, оценю рекомендованные корпуса в двух вариантах – при работе на открытое пространство и в салоне автомобиля:





Во-первых, динамик не особо чувствует объём корпуса, и вымерять его с точностью до литра нет никакой необходимости. Посмотрите на графики – в разных объёмах АЧХ почти повторяют друг друга, да и по характеру бас получится близким.

Во-вторых, при работе на открытое пространство лучше использовать фазоинверторный корпус: он подтянет отдачу внизу, и сабвуфер не превратится в большой мидбас. А вот в салоне автомобиля с фазоинвертором получится дуделка, и тут лучше выбрать ЗЯ.

Главный вывод. Как получить универсальный сабвуфер



Итак, смотрите что получается. Ставим динамик в ФИ – получаем хороший саб для открытого пространства. Ставим в ЗЯ – будет оптимально для работы в замкнутом пространстве (скажем, внутри автомобиля). При этом абсолютная лояльность к оформлению позволяет сделать ЗЯ и ФИ одинакового объёма. Какой вывод?

А вывод такой – делаем фазоинверторный корпус, предусматриваем заглушку для порта, и получаем абсолютно универсальный сабвуфер. Хотим пошуметь «на поляну» – открываем порт и шумим. Хотим получить «полку» АЧХ и более точный бас в повседневном применении – закрываем порт, превращая ФИ в ЗЯ. Объём корпуса при этом не особо важен, я бы остановился на варианте 50-55 литров.

И да, ещё один момент. У JBL Stage Marine 10 лёгкая подвижка, в меру жёсткие подвесы хорошо удерживают динамик от превышения хода, и плюс к этому в моторе достаточно силёнок, чтобы обеспечить достойный контроль усилителем. Так что он хорошо подходит ещё и для установки free-air.

  • Абсолютная лояльность к объёмам корпусов
  • Можно сделать ЗЯ и ФИ одного объёма
  • Умеет работать во free-air
  • Динамик лёгкий, но несъёмный гриль даёт ему конструктивную жёсткость

  • «Морской» внешний вид динамика не всегда окажется в тему в автомобиле



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2021 CarMus