Компактные и задорные
Тест 4-канального усилителя Hertz HMP 4D и моноблока Hertz HMP 1D

Эти компактные усилители появились в каталоге Hertz не вчера, но как-то всё проходили мимо лаборатории. А меж тем про них часто спрашивают, причём из-за влагозащищённого исполнения сфера применения вырисовывается очень даже широкая – скрытая установка в автомобилях, мотоциклы, катера, яхты и т. д. В общем, держите подробный отчёт.

В серии Hertz HMP две модели – 4-канальник HMP 4D и моноблок HMP 1D. Цена у обоих одинаковая, на момент теста каждый из них стоит по 25800 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Оба усилителя выполнены в корпусах одинаковых размеров – 22 х 10 х 4,3 см. Все входы и выходы выполнены в виде «хвостов», провода заходят в корпус через герметичные муфты. В условиях стеснённого пространства (неважно, в автомобиле, под сиденьем мотоцикла или в рундуке катера) такое решение во многих случаях удобнее, нежели традиционные терминалы на самом корпусе.



Компоновка, впрочем, стандартная: силовые выходы – с одной стороны, линейные – с другой.



Все регулировки скрыты под съемными пластинами. Опять же, в целях герметичности.



По части регулировок отмечу две особенности. Во-первых, плавная настройка только у гейнов, а частоты фильтров выбираются переключателями из нескольких фиксированных положений.





Во-вторых, RCA-входы здесь могут играть роль линейных или высокоуровневых – во втором случае, судя по описанию, усилители могут принимать сигнал до 20 Вольт. Приличный диапазон, с запасом.



В комплекте к моноблоку HMP 1D идёт регулятор уровня. Длина шнура, который заходит в самом регулятор – около 3 метров, но дополнительно имеется 4-метровый удлинитель. Получается удобнее, чем один длиннющий кабель.



Усилители имеют герметичное исполнение – всё только через мягкие прокладки. Как и полагается, платы имеют конформное покрытие (дополнительный защитный лак).



В 4-канальнике Hertz HMP 4D практически всю площадь основной платы занял блок питания.



Усилительные части вынесены на две субплаты – на каждой по паре каналов.



В усилителе использованы силовые чипы, прижатые непосредственно к корпусу через термопрокладку. До самих чипов добраться не удалось, но очень похоже на «филипсовские» семейства TDA89XX.



Линейная часть разнесена на два «этажа». Замечены операционники TL072 и TL074 – отмечаю этот факт на тот случай, если у кого вдруг «твикалка зачешется».



Моноблок Hertz HMP 1D скомпонован попросторней. Здесь уже не силовые чипы, а более привычная схема с драйверами и силовыми выходными ключами. Достоверно сказать, как сделана драйверная часть, не представляется возможным: часть элементов расположены с нижней стороны платы.



Линейная часть здесь тоже разнесена на два «этажа».



Измерение параметров и характеристик Hertz HMP 4D



Начну с входной части. Пары каналов неравнозначны – в каналах Front можно включить только ФВЧ, а в каналах Rear – на выбор ФВЧ или ФНЧ. Частоты настройки соответствуют заявленным, добротности почти не зависят от частоты настройки. Ну разве что для ФНЧ переход от плоской части АЧХ к наклонной выглядит уж слишком плавным. Впрочем, вряд ли нужно относить это к недостаткам.



Спектры на малом и повышенном уровнях сигнала относительно чистые, фоновый шум во втором случае немного приподнимается, но всё равно остаётся на достаточно низком уровне.



Интермодуляционные искажения умеренные на НЧ и СЧ и немного повышаются на ВЧ. Кстати, такие спектры больше характерны для АВ-класса, у D-класса спектры обычно пожёстче. Выглядит многообещающе.



Распределение гармонических искажений по спектру относительно равномерное, без резких перепадов, как это иногда бывает. И обратите внимание – переход с 4-омной нагрузки на 2-омную усилитель на нижних частотах вообще не чувствует. Особенно актуально для систем, работающих на открытое пространство (в тех же яхтах, к примеру): параллельное подключение по паре динамиков к каждому каналу в них не редкость.



На фазовой характеристике тоже сюрприз – обычно на НЧ график плавно загибается вверх (влияние «проходных» конденсаторов, работающих как фильтры первого порядка). А у Hertz HMP 4D внизу вплоть до 10 Гц никаких намёков на изменение фазы. Вообще, способности усилителя в НЧ диапазоне ещё придётся припомнить, по этой части он оказался весьма интересен.



А ещё обратите внимание на АЧХ – при переходе на 2-омную нагрузку появляется заметный завал на ВЧ. Считать это недостатком не стану: импеданс любой акустики определяется в основном мидбасовым звеном, а твитеры имеют более высокий импеданс. Так что в жизни даже с 2-омной акустикой никакого завала не будет.

Мощностные параметры по нынешним временам умеренные. Но, во-первых, заявке соответствуют, а во-вторых, здесь тот самый случай, когда способность контролировать нагрузку важнее формальных циферок. Убедиться в этом удалось на прослушивании.



Мощностные параметры Hertz HMP 4D (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 57 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 69 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 68 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 86 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,14%


Измерение параметров и характеристик Hertz HMP 1D



У моноблока можно отключить фильтры, и тогда его можно использовать не только как сабвуферный, но и в мощном мидбасовом звене (красный график – усилитель распущен в «полную» полосу). По части самих фильтров – никаких вопросов, полное соответствие заявке.



В спектрах выходного сигнала никакой особой грязи не наблюдается, обычно у басовых моноблоков D-класса с этим бывают проблемы. Так что по этой части зачёт.



Ниже 100 Гц усилитель ведёт себя примерно одинаково на 4-омную и 2-омную нагрузку. Впрочем, и выше по частоте меняется лишь распределение гармоник внутри спектра, общий же уровень искажений повышается незначительно.



Фаза выходного сигнала одинакова на 4 и 2 Ом, это говорит о том, что спад АЧХ – не результат работы выходных фильтров, а принудительное ограничение спектра, скорей всего, на входе. Выходные же фильтры настроены где-то гораздо выше по частоте.



При измерении силовых способностей усилителя немного усложнил задачу – снял график зависимости КГИ от выходной мощности не на 100 Гц, как предусматривает стандарт, а на 60 Гц: это как-то ближе к жизни.



Мощностные параметры Hertz HMP 1D (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 146 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 193 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,07%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 254 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 295 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,16%


А что по звуку? Впечатления от Hertz HMP 4D



Первое, что сразу обращает внимание – ясное, драйвовое звучание, с чётким очерчиванием каждого звука и хорошей передачей атаки. Общая подача ближе к прохладно-нейтральной – без томной теплоты, но не колкая. Серединка весомая, вокал насыщенный. Верх достаточно достоверный, на роке медные тарелки ударной установки сохраняют свой вес и при этом почти не теряют послезвучий.

Неожиданно энергично подаётся бас, как будто у усилителя запас мощности как минимум в два раза выше. Вот вам и повод вспомнить особенности работы в НЧ диапазоне, выявленные при измерениях. И лишнее подтверждение, что контроль во многих случаях важнее мощностных параметров. Мидбас плотный, вибрирующий. Совсем на суббасе усилителю трудновато, но нужно и совесть иметь, этот диапазон – задача сабвуферного звена.

Под какие музыкальные вкусы подойдёт лучше всего?



По ходу прослушивания сложилось впечатление, что Hertz HMP 4D – усилитель не для вылавливания из воздуха эфемерных музыкальных флюидов. Его фишка – чёткое и драйвовое звучание. Уверенно чувствует себя на современном роке и метале, когда важна динамика и умение быстро отстреливать звуки, но не колоть ими в уши. По крайней мере, последние альбомы Manowar (кстати, с достаточно «тяжёлым» звучанием) дались Hertz без особого напряга и сваливания звуков в кучу.

Лёгкий инструментальный джаз усилителю тоже не противопоказан. Brian Culbertson или Blank & Jones не заставляют слух цепляться к отдельным звукам, звуковая картинка рисуется цельно и комфортно: на малой громкости звучание сохраняет ясность, при повышении – не появляется желания убавить.

Эмоционально звучит качественная электроника. В такой музыке основная «вкусность» на мидбасе, а HMP 4D как раз показал приличный контроль в этом диапазоне. Так что практически всё от мелодичного deep house до жёсткого trance как-то тоже незаметно вовлекает в музыку.

Коротко по делу



Как по мне, Hertz HMP 4D и HMP 1D – хорошие, добротные усилители «для жизни». Когда от аудиосистемы не требуется копание в звуках и вылавливание «пятой скрипки в восьмом ряду», а нужно драйвовое, эмоциональное звучание, при этом с такой подачей, которая не вызовет желание через пять минут убавить громкость.

А ещё эти усилители универсальны. В каталоге Hertz они отнесены в категорию Marine / Power Sport, но ничто не мешает установить их и в автомобиле. Тем более, габариты позволяют разместить их, скажем, под сиденьями, а тут влагозащищённое исполнение как раз будет нелишним. И да, не забудьте про возможность использовать HMP 1D не только для сабвуфера, но и пустить пару на могучее мидбасовое звено.

  • Компактные, влагозащищённое исполнение
  • Могут принимать входной сигнал до 20 В
  • Наличие фильтра-сабсоника у моноблока HMP 1D
  • Пару HMP 1D можно использовать в мощном мидбасовом звене
  • Понравится ценителям драйвового, ясного, но не резкого звучания

  • В этот раз обошлось без существенных недостатков



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus